Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общественная идеология




Понятие «Общественная идеология» обозначает совокупность теорий, идей, принципов, в системати­зированной форме отражающих связи и отношения действительности, цели, интересы, задачи определен­ных социальных групп и объединений. В разные исто­рические эпохи идеология приобретает своеобразное выражение, устремленность к определенных идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодально­го, капиталистического обществ). Идеология разрабатывается и функционирует, выражая разнообразные ин­тересы и устремления людей. Поэтому идеология имеет разветвленную структуру. Ее основные компоненты: наука, философия, этика, эстетика, политическая, пра­вовая, религиозная формы идеологии.

В отличие от стихийно складывающейся общест­венной психологии, идеология разрабатывается теоре­тически, имея, следовательно, создателей и субъектов-носителей — отдельных идеологов, государственные и общественные объединения, занимающиеся идеологи­ей. Отражая сущностные отношения и устремления лю­дей, идеология выражает их с позиций идеологов или социальных групп. В обществах с различными соци­альными группами-классами вырабатываются и сосу­ществуют разные идеологии, отражающие устремления социальных групп, их лидеров и теоретиков. Общест­венная психология оказывает влияние на идеологию, которая создается относительно независимо от нее. Идеология может оказывать заметное влияние на пси­хологию. Поэтому важна направленность идеологии на положительные, значимые для людей цели. В теориях и практике воспитания и образования следует учитывать особенности уровней общественного сознания, их свя­зей и взаимодействий.

Социальная сфера

Социальная сфера (подсистема) жизни общества. Природные особенности людей, заданные наследствен­ной генетической информацией, определенным образом влияют на формирование психики, черт характера, вы­бор специальности. В процессах социализации, в ходе приобщения к принятым правилам, нормам поведения и деятельности, каждый человек по существенным осо­бенностям характера, способностям, интересам, уча­стию в производстве, выборе партнеров для труда, от­дыха, семейной жизни входит в разные группы и соци­альные общности.

Социальные группы — относительно устойчивые объединения людей, имеющие общие потребности, ин­тересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий (или даже практически одинаковый) об­раз жизни. Группы складываются по разным признакам: профессии, интересам, месту и роли в системе произ­водства, уровню доходов и притязаний на положение в обществе. Социальные общности являются объедине­ниями, но с относительно менее определенными, менее устойчивыми, а порою социально малозначащими при­знаками, чем в социальных группах. К социальным общностям можно отнести спортивные, любительские, религиозные объединения (конфессии), этнические группы, различные массовые движения (экологические, политические).

Политическая сфера

Политическая сфера (подсистема) общества. По­требность далеких предков человека в гарантированных источниках существования, не подверженных значи­тельным сезонным колебаниям, вызвала переход от охоты и собирательства «даров природы» к скотоводст­ву и оседлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. Со временем накапливались запасы средств су­ществования. Появилась собственность, которой внача­ле от имени племени, рода распоряжались избранные старейшины. Желание закрепить собственность вызва­ло кардинальные изменения в общественной жизни. Передача средств по наследству могла осуществляться, если был известен отец, чего не было при матриархате. Во главе родоплеменной организации стали мужчины. Формировалась политическая организация общества, призванная поддерживать властные функции главы ро­да, связанные с владением собственностью. Потребова­лось обосновать право на передачу власти, ее охрану и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов сообщества.

Важнейшим инструментом формировавшейся по­литической организации становятся государство, вклю­чившее ряд относительно остойчивых структурных элементов (институтов) власти, и негосударственные организации — политические партии, союзы, объеди­нения. Государственные и негосударственные структу­ры, помимо функций управления, разрабатывали право­вые и юридические нормы.

Действия государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержанию и использо­ванию власти в интересах определенных социальных групп (партий, объединений, движений) называют по­литическими. Соответственно, политика оказывается совокупностью действий, направленных на достижение определенных промежуточных целей и результатов в борьбе за власть, ее достижение и использование.

Государство представляет собой важнейший социально-политический институт общества наделенный верховной властью на определенной территории и использующий ее для управления поведением людей, их групп и объединений.

Основными признаками государства являются:

1) публичная власть, обособленная от общества. Власть - это возможность одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к людям, уклоняющимся от их исполнения;

2) суверенитет, т.е. полнота верховной власти на территории своей страны и независимость во внешнеполитическом плане;

3) территория, на которой распространены законы и полномочия власти;

4) исключительное право на создание законов и норм, обязательных для всего населения;

5) право на взимание налогов с населения для содержания государственных служащих, армии, органов принуждения.

Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации власти и формой государственного устройства. По формам правления различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит одному лицу, глава государства получает свою власть по наследству. Различаются абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими конституционными нормами, и конституционные монархии, где полномочия монарха ограничены конституцией. В республике источником власти является народ, который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская, президентская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает формирование правительства по принципу парламентского большинства - партия, составляющая большинство в парламенте, формирует из своего состава правительство, подотчетное парламенту. В президентской республике главой государства и правительства является президент. В смешанной, или полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически однородное государство, административные единицы которого не обладают собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы. Их самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением компетенций между центром и входящими в состав федерации субъектами. Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей.

Политическая система включает также совокупность разнообразных партий, движений, организаций, институтов, церковных учреждений, групп давления, участвующих в политической жизни страны. Политические организации влияют на формирование государственных структур, определяют программы своей деятельности, выражают интересы социальных общностей и групп в соответствующих лозунгах, социальных проектах и участвуют в их реализации легитимными, узаконенными средствами. Их деятельность обусловлена необходимостью реализации интересов своих групп, которые противоречат или ущемляют интересы других. В связи с этим партии и движения опираются на авторитет власти, вмешательство которой способствует урегулированию противоречий и согласованию интересов.

Искусство и эстетикаИскусство - важнейший вил духовной деятельности. Важнейшим видом духовного производства является ИСКУССТВО. Существует НАРОДНОЕ ИСКУССТВО - народные песни, танцы, музыка и т.д. и ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - творения специалистов (художников, поэтов, музыкантов) в области эстетического освоения мира. Эстетическое не является исключительной прерогативой искусства. Оносоставляет одну из общих характеристик самого социального бытия и как бы "разлито" во всей социальной реальности. Эстетическим, т.е. вызывающим у человека соответствующие чувства, может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной культуры, сами люди и всевозможные проявления их активности - трудовые, спортивные, игровые и пр. То есть эстетическое представляет собой как бы некую грань практической деятельности человека, которая порождает у него специфическое чувство и мысли. Эстетические переживания, в силу универсальности лежащих в их основе отношений, способны возникать в любом виде человеческой деятельности. Однако в большинстве из них (труде, науке, игре, спорте) эстетическая сторона является подчиненной, второстепенной. И только в искусстве эстетическое начало носит самодовлеющий характер, приобретает основное и самостоятельное значение. Искусство как "чистая" эстетическая деятельность есть нечто иное, какобособившаяся сторона практической деятельности людей. Искусство"вырастает" из практики в длительном историческом процессе освоения мира человеком. Как специализированный вид деятельности оно появилось лишь в античности. В доклассовый же период истории то, что обычно называют "первобытным искусством", искусством в собственном смысле этого слова не являлось. Наскальные рисунки, скульптурные фигурки, ритуальные танцы имели в первую очередь религиозно-магическое значение, а отнюдь не эстетическое. Это были попытки практического воздействия на мир через материальные образы, символы, репетиции совместных действий и т.д. Лишь в классовом обществе, с появлением лиц, освобожденных отфизического труда, искусство смогло приобрести совершенно самостоятельный характер, превратиться в род профессиональных занятий. Искусство, как и другие виды духовного производства, создает свой,особый, идеальный мир, который как бы дублирует объективно реальный мир человека. Причем, первый обладает такой же целостностью, как и второй.Стихии природы, общественные установления, душевные страсти, логика мышления - все подвергается эстетической переработке и образует параллельный реальному миру мир художественного вымысла, который порой бывает убедительнее самой действительности. В чем же заключается смысл создания мира искусства? Зачем он нуженчеловечеству? Нужда в нем, надо признать, весьма многообразна: 1. Идеальный мир искусства есть своеобразный испытательный полигон для многочисленных человеческих устремлений, желаний, страстей и т.д. Экспериментировать с живыми людьми морально недопустимо, а вот с художественными образами, символами - сколько душе угодно. Только художественные средства позволяют анатомировать любую житейскую ситуацию, поступок, мотив без ущерба для человека. Можно проигрывать любые варианты человеческого поведения, обострять конфликты до предела, доводить до логического конца все мыслимые побуждения человека. Искусство, таким образом, выступает инструментом самопознания общества, в т.ч. и "на пределе" его возможностей, в экстремальных условиях. 2. Идеальный художественный мир вырабатывает систему эстетическихценностей, эталонов красоты, вызывающих у человека стремление ксовершенству, оптимуму в любой сфере деятельности. 3. Наиболее глубокие и удачные художественные образы вырастают до уровня общечеловеческих символов, в которых воплощена вся гамма человеческих характеров, темпераментов, способов поведения. Гамлеты и Дон-Кихоты, Мастера и Маргариты, Медные всадники и Всадники без головы - все это точнейшие иллюстрации к книге о человеческой психологии, верные ориентиры в налаживании взаимоотношений между людьми. Искусство, следовательно, выступает и как своего рода наглядное средство обучения, незаменимый способ социализации человека. 4. Эстетический мир является подлинной памятью человечества. В нембережно и надежно в течение тысячелетий сохраняются неповторимыеособенности самых разнообразных укладов жизни.

Иными словами, искусство выполняет множество практически полезных функций, но главная из них - ЭСТЕТИЧЕСКАЯ. Суть ее состоит в том, что искусство призвано доставлять человеку эстетическое удовлетворения и наслаждение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных