![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Свобода и необходимость.Обладая сознанием, человек задумывался, насколько он свободен в своих поступках, волеизъявлении, выборе, зависит ли только от него результат действий? Один из подходов в понимании свободы воплотился в концепциях волюнтаризма и независимой, недетерминированной воли, согласно которым человек может делать, что хочет и как хочет. Субъективистские толкования свободы как возможности делать, что хочется, и поступать, как хочется, могут служить выражением некоторой мечтательности, утопического желания людей подчинить себе обстоятельства, почувствовать себя господином положения. Другой крайностью является идея примата необходимости, явственно выраженная в суждениях о судьбе, роке, в представлениях о фатализме (лат. fatalis — роковой; от fatum — рок, судьба, неизбежность) и жестком (лапласовском) детерминизме воли, всех поступков людей и исторического процесса. С противоположных позиций идею свободы разрабатывали последователи диалектического материализма. Проявлением диалектики свободы и необходимости является способность принимать решения со знанием дела. Свобода и ответственность. Задачи практической реализации идей ненасилия и толерантности при их устремленности к идеалам свободы, требуют прояснить ее соотношение с ответственностью. Выше при рассмотрении первого вопроса мы отмечали, что свобода не исключает необходимости. Свобода также не исключает ответственности. Свобода проявляется через осознанно и добровольно принимаемую ответственность, выражающую понимание необходимости оптимального действия в определенной ситуации. Но что такое ответственность? В различных словарях и энциклопедиях выделяют ответственность гражданскую, дисциплинарную, материальную, уголовную. Желая, как принято в философском анализе, выделить общее в разных видах ответственности, мы будем учитывать содержание понятия и его этимологию (греч. етицоу — истина, основное значение; в языкознании — происхождение и родственные связи слов). Понятие «ответственность» связано со словами: отвечать — откликаться, ответствовать, держать ответ, быть в ответе (за кого-то, чего-то); соответствовать. В философии, учитывая этимологию слова и стараясь выделить сущностные черты разных форм ответственности, надо, видимо, решить, чему соответствовать и на что должен откликаться человек в разных ситуациях, желая быть свободным. Нацеленность философии на постижение трансцендентного и выражение знаний в универсалиях культуры позволяет понятие ответственности соотносить со значением: соответствовать своей человеческой сущности и предназначению. Если учесть, что человеческий означает гуманный (лат. humanus — человечный, человеколюбивый), то можно принять, что понятие ответственности в философии будет означать соответствие или следование идеалу гуманизма, человеколюбия, уважения к человеческому достоинству. На «дочеловеческом» уровне, у животных, даже наиболее развитых, нет мира культуры, нет сострадания, нет гуманных побуждений. Согласно взглядам верующих, человек должен учитывать, что его ответственность определяется на «надчеловеческом» уровне сверхъестественным Богом и Силами Небесными (вспомним у Лермонтова: Есть грозный судия... Он неподкупен звону злата... Все мысли и дела // Он знает наперед). В аспекте соотнесения с ответственностью свобода предстает как опосредованная (соотнесенная) через мир культуры ответственность, выражающая необходимость соответствия поступков идеалу гуманизма, как готовность откликаться на свое человеческое предназначение. Меняющийся мир культуры определяет изменение представлений об ответственности, поскольку меняются представления о человечности (гуманности), о достоинстве человека. Следовательно, и свобода, как опосредованная миром культуры ответственность, реализуется в определенных, конкретно-исторических условиях. При разной степени ответственности в те или иные исторические периоды высшей остается ответственность за жизнь, за неприкосновенность жизни, ненасилие по отношению к жизни и свободе человека. Человек Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признается ограниченность как биологизаторского подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводящего к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины. Современная! философия и наука исходят из понимания человека как целостного социально-биологического существа, причем именно социальность,| общественность составляет субстанцию жизни человека. Понятие человеческой личности выражают различные термины: человек, индивид, индивидуальность, личность, персона, организм. Понятие "человек" указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Понятием "индивид" обычно обозначается как единичный представитель той или иной социальной общности (рабочий, фермер, бизнесмен), причем специфические особенности реальной жизни и деятельности конкретного человека в содержание понятия "индивид" не входят. "Индивид" - это человек как единичный представитель какого-то целого - биологического рода, социальной общности, группы. Термин "индивидуальность", наоборот, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные и социальные, телесные, соматические и психические, унаследованные и благоприобретенные свойства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|