ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Коллективные формы организации учебно-воспитательного процессаВо второй главе были раскрыты три основные формы образо-тельно-воспитательного процесса: массовые, групповые и ин-ивидуальные, дана характеристика каждой конкретной формы. Форма работы — это мероприятие, которое направлено на достижение каких-либо целей и конкретных задач (К.Ю.Бабанский, 1977; П.И.Пидкасистый, 1996; С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцени-на, 2000; Ю.А.Конаржевский, 1997; Н.Е.Щуркова, 1991; и др.). От способа организации воспитательного мероприятия зависит результат мероприятия и характер взаимоотношений между воспитанниками, воспитателем и воспитуемым.
Классный час. Классный час — одна из самых распространенных юрм воспитательной работы в условиях коррбкционного воспитания. И если общеобразовательные школы (массовые) постепенно отходят от этой формы, то в специальных коррекционных она до-*вольно продуктивна, поскольку при ее использовании создаются условия для общения учеников, налаживания взаимоотношений между воспитанниками, реализации единых требований к учащимся, совместной с учащимися выработки критериев нравственного Поведения, включения их в коллективные формы деятельности.
Классный час проводится еженедельно, в специально отведенный для него день и час, но это не урок, длительность его может быть разной: в младшей школе (с 3-го класса) — 20 — 25 минут, в средней и старшей — 35 — 45 минут. От урока его отличает свободная форма общения. В условиях специального обучения и воспитания классные часы должны иметь конкретную тематику нравственного характера: поведение учащихся, участие в делах школы, результаты проверки готовности учащихся к обучению, подготовка к праздникам и т.д. Классные часы в школе готовит учитель, в интернате эту обязанность можно возложить на воспитателя. Перед проведением классного часа учителю (воспитателю) необходимо: - определить тему; - выбрать форму проведения; - учесть возможности воспитанников; - определить цели и задачи; - составить план проведения классного часа; - распределить задания между учащимися; - учесть опыт воспитанников, их индивидуально-психологические особенности. Главное требование в проведении классного часа — участие всех воспитанников. Содержание этических бесед может быть различным, проводить их можно как индуктивным, так и дедуктивным путями. Индуктивный путь проведения беседы предполагает подведение учащихся к общим выводам и умозаключениям на конкретном примере этического характера. Дедуктивный путь — это косвенное воздействие на воспитанника, когда дается оценка не его поступка, действий группы детей, их позиции, культуры поведения. Такие беседы можно проводить с учащимися начиная с 4 —5-х классов. Приведем примерную тематику классных часов по нравственно-этическому воспитанию для учащихся 5 —7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема 1. Деятельность человека как выражение собственного утверждения. Тема 2. Взаимоотношения в мире. Тема 3. Общение с природой, ценности природы. Тема 4. Забота человека о сохранении природы. Тема 5. Красота природы, ее отражение в искусстве, литературе, кино. Тема 6. Экология. Участие школьников в решении экологических проблем. Тема 7. Доброта и милосердие. Тема 8. Злость и ненависть — враги человека. Тема 9. Мой любимый писатель, поэт (литературный концерт). Тема 10. Я живу потому, что есть красота, которую надо беречь. Классный час — одно из наиболее эффективных средств коррекции поведения воспитанника специальной (коррекционной) школы VIII вида. Классно-групповые собрания. В специальной (коррекционной) школе VIII вида это особая форма организации коллективной жизни воспитанников, учащихся. Главная задача классных собраний — сформировать интеллектуальную, нравственную культуру каждого учащегося, добиться понимания задач воспитания, своих возможностей в их реализации. На групповом собрании воспитатель может подводить результаты учебной, трудовой деятельности, обобщать накопившийся опыт коллективного самоуправления, заслушивать отчеты детей о дежурстве, работе в «зоне адекватного действия», посещении выставок. Экскурсия. Это специально организованная познавательная деятельность группы детей, которая требует большой подготовки, участия всех учащихся. Экскурсии могут быть учебного и культурно-просветительного характера. Педагог заранее определяет тему и место экскурсии, ее цели, задачи, организационные моменты, заранее знакомится с объектом. Тематика экскурсий может быть разнообразной. Самое главное — вызвать интерес у учащихся к изучаемому явлению, раскрыть значение объекта экскурсии. По завершении экскурсии обязательно подводятся итоги. Игра. Это участие учащихся в соревнованиях по определенным правилам. Выделяются дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры имитационного характера, спортивные. Воспитатель должен подготовить учащихся к игре, ознакомить с правилами, провести несколько пробных попыток, определить участие каждого конкретного школьника в игре. Обучение игре — самое существенное условие. В ходе игр учащиеся закрепляют по-тученные знания, усваивают правила общественного поведения,
формы взаимодействия в коллективе, происходит коррекция их психических функций. Воспитатель должен сам включаться в игру, тогда учащимся будет интересно играть, они быстрее овладевают правилами игры. В игре виден успех или неудача. Многие учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида отказываются играть, так как боятся проиграть. Но воспитатель должен убедить учащихся в том, что более важен сам процесс игры, чем то, кем ты оказался — победителем или побежденным.
Последние годы широкое применение нашли игры-путешествия, игры-считалки, проводящиеся на перемене с учащимися младших классов, малоподвижные и спортивные игры, игры на свежем воздухе. Выбор игры определяется материальными условиями, готовностью детей играть, интеллектуальными возможностями. Конкурсы. Это очень прогрессивная форма вовлечения детей в различные соревнования. Конкурсы проводятся как личное или командное соревнование. Задача воспитателя — составить такую программу, при реализации которой можно выявить возможности воспитанников. Конкурс может быть музыкальный, фольклорный, танцевальный, развлекательный и т. п. Умственно отсталых детей трудно включить в конкурсную программу. Задача воспитателя построить мероприятие таким образом, чтобы каждый участник (слабый и сильный) проявил себя в той или иной форме единоборства. Примерная программа проведения экологического конкурса в 5-м классе-группе {ведущий — учитель биологии) Цель. Учить детей наблюдать за жизнью окружающего мира, защищать природу, участвовать в ее создании. Тема. «Красная книга». 10 заповедей природы: создай; позаботься; наберись терпения; разговаривай с деревьями; защити; будь милосерден и благодарен; останови другого; выручай; изучи; береги. 1-й этап. Выступление ведущего — учителя биологии. К каждому понятию он предлагает подобрать соответственно существительное. Просит высказать свое отношение к природе. 2-й этап. Чтение стихов о природе (определяется лучший чтец). 3-й этап. Ведущий вывешивает плакат, на котором написан следующий текст: «Счастье — это быть с природой, видеть ее, говорить с ней (Л.Н.Толстой)». Предлагает ответить на следующие вопросы, отгадать загадки. • Что значит быть с природой? • О чем с ней можно говорить? • Почему надо беречь муравейники? • Каких зверей называют «шатунами»? (Медведя, выгнанного из берлоги зимой.) • Сколько ног у паука? (Восемь.) 4-й этап. «Грибы». Ведущий предлагает детям отгадать загадки. • Я привыкла нравиться, кто съест меня — отравится. (Поганка.) • Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом. Очень дружные сестрички, золотистые... (Лисички.) • Я виден издалека. Шапка вся в горошек, ты меня не рви, зверям сохрани. (Мухомор.) Лист красивый, весь резной, В яркой зелени ветвей Много-много желудей. (Дуб.) Ее называют плакучая... Белое платье, зеленые косы, Семя летучее. (Береза.) Зимой и летом одним цветом. (Сосна, ель.) За каждый правильный ответ начисляются 2 очка. Общая сумма балов не должна превышать 18 очков. Конкурс заканчивается рассказом ведущего о тайнах и загадках природы, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу. Во время выступления ведущего комиссия определяет победителей конкурса. Читательская конференция. В условиях коррекционно-развива-ющего обучения уроки-конференции должны иметь четкие цели и задачи. Проводятся читательские конференции, посвященные неделе детской книги или предметного характера, например «Золотые руки» (8 —9-й классы). Конференция длится 35 — 50 минут, а для учащихся 7 —9-х классов — до 1 часа. Тема конференции определяется с учетом психофизических особенностей конкретной группы воспитанников. Участниками конференции могут быть и воспитатели, они помогают учащимся делать обобщения, приучают их логически мыслить, делать выводы.
Конференция завершается выполнением задания. Например, на конференции «Твой учебный день» (5 —6-й классы) можно предложить воспитанникам расписать свой день по времени, рассказать, что они делали в обозначенное на часах время или какой момент из режима дня больше всего нравится и почему.
Кроме указанных форм работы с учащимися могут быть ис-тользованы: вечера, праздники, экскурсии, дискотеки (старшие гкольники). В воспитательной работе с детьми коррекционной школы ТИ вида следует выделить три направления: трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
Содержание воспитательной работы по возрастам Физическое воспитание 7— 10 лет
Содержание воспитательной работы 1. Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков. 2. Гигиеническое условие силы и красоты тела. 3. Предметы гигиенической помощи. 4. Физические упражнения и их влияние на здоровье человека. 11—13 лет
1. Гигиена как условие сохранения здоровья. 2. Физическая культура — обязательный учебный предмет. 3. Использование физических упражнений для развития двигательных качеств. 4. Погода и занятия физической культурой в различные времена года. 5. Игры и игровая деятельность школьников. 6. Плавание — важнейший компонент здорового образа жизни. 14—16 лет
1. Использование различных средств закаливания. 2. Профилактика заболеваний. 3. Мужские привычки, копирование взрослых; польза, вред. 4. Женское поведение, его положительные и отрицательные моменты. 5. Использование видов спортивных занятий с целью физического совершенствования. Трудовое воспитание и обучение 7— 10 лет
1. Формирование бытовых умений и навыков. 2. Вооружение учащихся навыками самообслуживания. 3. Труд как вид отдыха. 4. Труд как помощь другому человеку. 5. Умственный труд, культура умственного труда (4-й класс). 11—13 лет
1. Кем ты хочешь быть? 2. В труде счастье человека. 3. Физический труд. Основы профессионального труда. 4. Отношение людей к труду. 5. Трудовые нормы жизни: а) помощь взрослых; б) результаты труда. 6. Труд как способ удовлетворения бы 14— 16 лет
1. Трудовое воспитание как средство жизнедеятельности. 2. Профессиональное образование. 3. Выбор профессии с учетом возможностей человека. 4. Трудовая деятельность человека. Законы трудовой чести. Эстетическое воспитание (формирование и развитие умений видеть красивое) 7—10 лет Человек и окружающий мир 1. Один день природы. 2. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц. 3. Волшебные краски на листе бумаги и в природе. 4. Готовимся к Новому году. 5. Выставка цветов. 6. Добрая музыка.
Человек и окружающий 1. Взаимоотношения в природе, мир. Реальность и жизнь 2. Общение с природой, ценности при- роды. 3. Музыка (веселая, грустная) и чувства. 4. Красота природы, отражение ее в искусстве, литературе, кино, музыке. 5. Экологические проблемы. Участие школьников в экологической жизни. 14—16 лет «Прекрасное — есть жизнь...» 1. Что и кто нас окружает. Н.Г.Чернышевский 2. Природа — береги ее. 3. Умей слушать, видеть и создавать. 4. Мои любимые песни, музыка. 5. Король вальса (И. Штраус). 6. Великий живописец (Левитан). Система работы воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида определяется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (1997). В этом документе предъявлены общие требования к учебно-воспитательному процессу. Но поскольку вся система воспитания носит кор-рекционно-развивающий характер, очень важно разработать педагогический режим для каждой конкретной школы, для каждого конкретного школьника. Необходимо, чтобы этот режим создавал такие условия воспитания, которые способствовали бы ослаблению и преодолению недостатков развития аномального ребенка. Выделяются два режима: охранительный и щадящий. Первый направлен на нормализацию поведения, сбалансирование эмоциональных проявлений; второй — на уравновешивание нервных процессов. Условные рефлексы, вырабатываемые в определенных условиях, должны постоянно подкрепляться. Это происходит в процессе обучения и воспитания. В процессе воспитания мы щадим нервную систему, а она, получая сильные раздражители, помогает созданию блока приятных условий для развития охранительного торможения. К внешним условиям, мешающим реализации охранительного и щадящего режимов, можно отнести: - частую сменяемость воспитателей; - завышенные требования к детям;
- резкую и частую смену распорядка дня; - перевод ученика из одной группы в другую; - болезненное состояние у ученика — временного или постоянного характера; - грубое отношение воспитателя к воспитанникам; - непонимание воспитанниками требований воспитателя; - невыполнение учащимися санитарно-гигиенических требований; - частое использование порицаний. Четкое соблюдение режима помогает воспитаннику определить-' ся в детском коллективе, планировать свое время, соблюдать установленную в нем дисциплину. Создание благоприятных условий для жизни и развития воспитанников коррекционной школы VIII вида предполагает: - определение режимных моментов с учетом разных возрастных групп (7—10 лет; 11 — 13 лет; 14—16 лет); - продуманность каждого мероприятия с учетом нагрузки на нервно-физиологическую систему умственно отсталых детей и подростков; - единство требований педагога и воспитателя; - учет психофизических данных каждого конкретного воспи- - индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе реализации режимных мероприятий; - соблюдение санитарно-гигиенических требований и двигательного режима и т.д. Эти требования невыполнимы без соблюдения следующих условий: - понимания педагогом задач воспитания; - определения в соответствии с этими задачами конкретных направлений воспитательной работы; - знания педагогом особенностей развития психических функций у воспитанника; - проявления заботы о физическом здоровье воспитанников; - выбора адекватных методов и средств реализации программы - постепенного включения воспитанников в различные виды Вся система работы воспитателя определяется Законом РФ «Об I (образовании», уставом конкретной школы, интерната, детского дома, правилами внутреннего распорядка, программой воспитания. Результаты реализации требований, положений, инструктивных рекомендаций должны быть отражены в документации воспитателя.
__ полугодие 200___ /200__ учебного года Утверждаю Директор школы № «____»_________ 2002 ________________ подпись I лист — титульный Материальная база: 1. Комната для приготовления домашних заданий — №____________ 2. Игровая комната для воспитанников интерната — №____________ 3. Бытовая и санитарная комната — №_____________ 4. Комната психолого-педагогической коррекции (с 6-го класса) — № Фамилия, имя, отчество воспитателя IIлист — анализ учебно-воспитательной работы с группой и задачи на новый учебный год III лист — учебно-диагностические и социально-педагогические данные на воспитанников Образец заполнения
IVлист — работа с коллективом воспитанников 4.1. Тематика групповых часов. 4.2. Работа в библиотеке (направление). 4.3. Участие в школьных мероприятиях. Vлист — отдельные направления и содержание воспитательной работы VI лист — итоги воспитательной работы за текущий учебный год Основным документом является план воспитательной работы на конкретный учебный год (полугодие). Он составляется на основе «Программы воспитания» данного учреждения и может действовать год, полугодие. В условиях коррекционного учреждения лучше составлять план на полугодие, с учетом возраста группы-класса. Приведем структуру плана воспитательной работы. В анализе воспитательной работы должны быть отражены. 1.1. Уровень воспитанности учащихся. 1.2. Нормализация нравственного климата в группе. 1.3. Организация участия учащихся в различных видах деятельности. 1.4. Формирование положительного отношения учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, особенно в процессе самоподготовки. 1.5. Нормализация взаимоотношений в детском коллективе. 1.6. Воспитание у воспитанников самостоятельности (навыков самообслуживания, бытовых умений, инициативности в играх, труде и т.д.). 1.7. Оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в под Этот раздел в планировании представлен комплексно по отдельным направлениям. Необходимо ставить конкретные воспитательные задачи. При Пример плана воспитательной работы с*м. в приложении. Календарный план может быть оформлен в виде тематического
Тематические
мероприятия, режимные моменты,
содержание У меть трудиться в коллективе (312 п)
Ji Ill n.i я х s Ч ю я Н I >я о X л Щ i С и о а X ■ ч и о В у о
В основу этой формы плана заложен принцип системности и коррекционной направленности в работе с конкретной группой. Особое внимание надо уделять возрастным и психофизическим особенностям воспитанников. Образец комплексного плана представлен в таблице 5. В этом плане отражена система работы класса (группы) по конкретным направлениям, в том числе на факультативах, в кружках художественного чтения, на музыкальных занятиях группового и индивидуального характера (детский хор, студия), занятиях физкультурой и спортом, в техническом кружке и т.п. Так как с воспитательной группой в условиях школы-интерната, детского дома работают два воспитателя, календарный план составляется ими совместно. Особое значение приобретает ежедневный план работы воспитателя. Он может быть составлен в произвольной форме (пример составления такого плана см. в табл. 6). Таблица 6 Ежедневный план работы воспитателя
Четкая программа воспитания, разработанная с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, позволяет успешно решать задачи воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Вопросы и задания 1. Что такое формы организации воспитательной деятельности? 2. В чем состоит индивидуальный подход в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития? 3. Какие личностные качества являются наиболее важными при изучении воспитанников с нарушениями интеллекта? 4. Чем определяется выбор форм организации воспитательного про- I 5. 6. Перечислите основные формы работы воспитателя. 7. Почему в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью трудовое воспитание является ведущим? 8. Какой принцип можно назвать основным в воспитании детей в специальной (коррекционной) школе VIII вида? 9. Составьте план-конспект классного часа.
10. Какие нормативные акты могут служить основанием для планирования работы воспитателя? 11. Перечислите, какие основные режимы выделяются в работе коррекционной школы VIII вида. 12. В чем сущность охранительного и щадящего режимов? 13. Назовите внешние и внутренние условия реализации воспитательного процесса в коррекционной школе. 14. Составьте микрокалендарный и тематический план по одной из выбранных вами форм. 15. Составьте подробный ежедневный план воспитательной работы. Рекомендуемая литература Замский X. С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения / X. С. Замский. — М., 1995. Pay E. Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии: кн. для учителя / Е. Ю. Pay. — М., 1992. Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе / В. И. Антипов. — М, 1971. Белкин А. С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе / А.С.Белкин. — М., 1977. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С.Богданова, О.Д.Калинина. — М, 1985. Власова Т.А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. — М., 1967. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В.Воронковой. — М., 1994. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С.Выготский; сост. Т. М.Лифанова; авт. коммент. М.А.Степанова. — М., 1995. Грибанова Г. В. Межличностные отношения между взрослыми и детьми в условиях детского дома // Дефектология. — 1993. — № 6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И. А. Грошенков. — М., 1993. Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М.Дульнев. - М., 1981. Евтушенко И.В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. — 1995. — № 5. Колесов В. Д. Беседы о половом воспитании / В. Д. Колесов. — М., 1980. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л.Коломинский, В.М.Слуцкий. — Киев, 1978. Коробейников И.А., Слуцкий В.М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. — 1990. — № 3. Кульневич С. В. Воспитательная работа в современной школе / С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. — М., 2000. Лебединская К. С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С.Лебединская, М.М.Райская, Г.В.Грибанова. — М., 1988. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М., 1989. Лурье Н. Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми / Н.Б.Лурье. — М., 1962. Малкин М.Д. Работа классного руководителя с родителями учащихся по вопросам антиалкогольной пропаганды: методические рекомендации / М.Д. Малкин. — М., 1986. Примерное содержание воспитания школьников / под ред. И.С. Марь-енко. — М., 1980. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика / Е. М. Мастюкова. — М., 1997. Мозговой В. М. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе / В.М.Мозговой, А.А.Дмитриев, А. С. Самыличев. — М., 1986. Московкина А. Г., Сагдуллаев А. А. Мотивационный и эмоциональный профиль личности подростков с легкими формами умственной отсталости //Дефектология. — 1991. — № 3. Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: сб. науч. тр. / В. Г. Петрова. — М., 1993. Пузанов Б.П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе / Б. П. Пузанов. — М., 1984. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн. - М., 1986. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. — М., 2001. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А.Н.Смирнова. — М., 1982. Шилина 3. М. Классный руководитель: искусство воспитания / Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. — М., 1972. Ясникова Л.Д. Вопросы управления воспитательным процессом на современном этапе / Л.Д.Ясникова. — М., 1985. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|