Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Основные модели рынка




1. Чистая конкуренция и чистая монополия.

2. Монополистическая конкуренция и олигополия.

1-й вопрос:

Экономисты выделяют 4 модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

Чистая конкуренция – это рынок, где множество фирм реализуют стандартизированные товары.

Основные характеристики: большое число независимо действующих продавцов, реализуется стандартизированная (однородная) продукция, цена на продукт устанавливается рынком, отсутствие барьеров для вступления в отрасль.

Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей.

Основные характеристики: единственный продавец, реализуется уникальная продукция (нет близких заменителей), монополист устанавливает цену и контролирует ее изменение, вход в отрасль блокирован.

Модель чистой конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на единицу продукции.

Модель чистой монополии снижает экономическую эффективность. Это объясняется тремя причинами:

1. Монополист на рынке устанавливает более высокую цену, чем она установилась бы на конкурентном рынке. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится.

2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению издержек. У него отсутствуют стимулы использовать новое более прогрессивное оборудование.

3. Барьеры для вступления новых фирм в отрасль оказывают сдерживающее действие на экономическую эффективность. Новым фирмам с передовыми идеями трудно пробиться на монопольный рынок.

2-й вопрос:

Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число мелких производителей предлагают схожую, но не идентичную продукцию.

Признаки монополистической конкуренции: относительно большое число фирм, дифференциация продукта, неценовая конкуренция и легкое вступление в отрасль.

Олигополия – это ситуация на рынке, когда относительно малое число фирм господствует на рынке товаров и услуг.

Признаки олигополии: малое число производителей, однородная или дифференцированная продукция, всеобщая взаимозависимость фирм-производителей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных