ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 8. Основные модели рынка1. Чистая конкуренция и чистая монополия. 2. Монополистическая конкуренция и олигополия. 1-й вопрос: Экономисты выделяют 4 модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Чистая конкуренция – это рынок, где множество фирм реализуют стандартизированные товары. Основные характеристики: большое число независимо действующих продавцов, реализуется стандартизированная (однородная) продукция, цена на продукт устанавливается рынком, отсутствие барьеров для вступления в отрасль. Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукции, у которой нет близких заменителей. Основные характеристики: единственный продавец, реализуется уникальная продукция (нет близких заменителей), монополист устанавливает цену и контролирует ее изменение, вход в отрасль блокирован. Модель чистой конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизацию затрат на единицу продукции. Модель чистой монополии снижает экономическую эффективность. Это объясняется тремя причинами: 1. Монополист на рынке устанавливает более высокую цену, чем она установилась бы на конкурентном рынке. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. 2. Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению издержек. У него отсутствуют стимулы использовать новое более прогрессивное оборудование. 3. Барьеры для вступления новых фирм в отрасль оказывают сдерживающее действие на экономическую эффективность. Новым фирмам с передовыми идеями трудно пробиться на монопольный рынок. 2-й вопрос: Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число мелких производителей предлагают схожую, но не идентичную продукцию. Признаки монополистической конкуренции: относительно большое число фирм, дифференциация продукта, неценовая конкуренция и легкое вступление в отрасль. Олигополия – это ситуация на рынке, когда относительно малое число фирм господствует на рынке товаров и услуг. Признаки олигополии: малое число производителей, однородная или дифференцированная продукция, всеобщая взаимозависимость фирм-производителей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|