ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯСреда городов, сельских поселений, загородных ландшафтно-рекреационных территорий во многом формируется малыми ландшафтно-архитектурными формами, к которым относятся большое количество элементов благоустройства и оборудования улиц, дорог, площадей, бульваров, дворов – т. е. всей той промежуточной зоны, которая находится между объектами «объемной» архитектуры. Как правило, трактовка этих элементов как малой архитектуры достаточно широка: в их номенклатуру входят объекты, начиная от питьевых фонтанчиков и скамеек и заканчивая арками входов или павильонами с закрытыми помещениями. Все эти элементы, составляя часть “промежуточной зоны”, служат строго утилитарным целям и вместе с тем являются композиционными деталями среды, составляющим “связующий элемент” в масштабном сопоставлению человека и застройки. Типология малых ландшафтно-архитектурных форм. Малые ландшафтно-архитектурные формы создаются с использованием как природных, так и искусственно преобразованных человеком (антропогенных) элементов предметно-пространственной среды. По соотношению природных и искусственных компонентов можно выделить следующие их формы: с преобладанием природных компонентов — древесно-кустарниковые и цветочные композиции, газоны, живые изгороди; в равной мере включающие природные и искусственные компоненты — декоративно оформленные водные источники, пруды, подпорные стенки, укрепленные откосы; с преобладанием искусственных компонентов — оборудование детских, спортивных площадок, беседки, киоски, пленэрная скульптура. Обычно малые ландшафтно-архитектурные формы одновременно выполняют утилитарную (парковая мебель, ограждения, указатели) и декоративную (пленэрная скульптура, цветочные композиции, памятные знаки) функции. В зависимости от массовости и способа производства существуют малые ландшафтно-архитектурные формы: типовые, изготавливаемые индустриальными способами и массовыми тиражами — скамьи, урны для мусора, фонари освещения и др.; индивидуальные, изготавливаемые для конкретного места в одном экземпляре художественные композиции из естественных и искусственных материалов, скульптура и др. Проектирование. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм должно осуществляться в соответствии с общим функционально-планировочным и композиционно-пространственным замыслом объектов, в состав которых они входят. Основными принципами, т. е. руководящими идеями проектирования, являются: принцип комплексности, предусматривающий проектирование не отдельных малых ландшафтно-архитектурных форм, а их комплексов, включающих функционально и композиционно взаимосвязанные элементы предметно-пространственной среды; принцип масштабности и соразмерности, предусматривающий гармоничное сочетание частей и целого, соотнесение масштаба проектируемых малых ландшафтно-архитектурных форм с масштабом человека и окружающего пространства; принцип стилевого единства, предусматривающий проектирование комплексов малых ландшафтно-архитектурных форм в едином стиле, с учетом стилевых особенностей окружающей застройки и ландшафта; принцип преемственности, предусматривающий учет культурных традиций; принцип эффективности, предусматривающий рациональное использование материалов и конструкций, учет эргономических требований; принцип сочетания пользы и красоты, предусматривающий проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм, которые одновременно выполняют утилитарную и декоративную функции. Проектирование малых ландшафтно-архитектурных форм направлено на совершенствование архитектурно-ландшафтной среды с учетом обеспечения социально-функциональных потребностей населения. Функционально-планировочный аспект проектирования: состав и размещение малых ландшафтно-архитектурных форм должны соответствовать назначению проектируемых территорий и учитывать особенности проходящих на ней функциональных процессов. Комфортность проектируемой среды обеспечивается наличием и удобной доступностью оборудования, элементов благоустройства, приемами озеленения и цветочного оформления. Важна композиционная согласованность малых ландшафтно-архитектурных форм с окружающей застройкой, ландшафтом, их сомасштабность человеку и окружающему пространству. Композиционно-пространственная организация малых ландшафтно-архитектурных форм заключается в выявлении композиционных доминант, нахождении масштабных соотношений и соразмерности целого и его частей. Средствами гармонизации взаимосвязей и соотношений элементов формируемой пространственной композиции служат пропорциональность и масштабность, метрические и ритмические чередования элементов в пространстве, симметрия и асимметрия, модульные и пропорциональные членения пространственных форм. Пропорциональность выражается соразмерностью элементов, благодаря чему создается целостное восприятие пространственной формы. Масштабность характеризуется соизмеримостью размеров пространства по отношению к человеку. Важна также соразмерность пространства окружению. Гармония достигается при разумном сочетании этих двух масштабов. Санитарно-гигиенические требования регулируют такие параметры, как температура, физико-химический состав воздуха, освещенность, шум. Они определяют требования к комфортности и безопасности формируемой предметно-пространственной среды. Учет санитарно-гигиенических Экологический аспект проектирования. При проектировании малых ландшафтно-архитектурных форм, организации пространства важно использование экологического и ландшафтного подходов. Экономическая эффективность проекта определяется в процессе оценки и выбора вариантов проектных решений, при расчете технико-экономических показателей, характеризующих принятое решение. Наряду с затратами материальных ресурсов, трудозатратами на изготовление и эксплуатацию малых ландшафтно-архитектурных форм учитываются затраты на освоение территории — отвод участка, инженерную подготовку территории, включая вертикальную планировку, прокладку и перенос инженерных сетей, выплату компенсаций за снос построек, сельскохозяйственных культур, другие расходы. Технологический аспект проектирования. Потребность в большом количестве малых ландшафтно-архитектурных форм вызывает необходимость массового их изготовления. Особенностью массового производства является модульность элементов, простота и индустриальность изготовления, стремление к стилевому единству, рациональное использование строительных материалов. В дорожной среде объектами малых архитектурных форм являются: оборудование площадок отдыха; оборудование остановочных павильонов; отдельно стоящие малые архитектурные формы. Остановки общественного транспорта могут быть оборудованы скамьями, навесами, павильонами для ожидания транспортных средств различного типа и вместимости, телефонами-автоматами, мусоросборниками, туалетами. Малые формы могут устраиваться и на перегонах дорог в виде отдельно стоящих объектов, играющих композиционную роль. В отличие от городских, малые архитектурные формы в дорожной среде не являются промежуточным звеном между человеком и застройкой. Здесь, как правило, они располагаются в природно-ландшафтной ситуации. Проблема заключается в том, чтобы, обеспечив наилучшим образом выполнение функциональных требований, увязать эти объекты с ландшафтом, придать им «пейзажный» характер. Это может быть достигнуто конструктивно-планировочным решениями, использованием естественных строительных материалов. В целом, рассматривая малые архитектурные формы у дорог как своеобразный архитектурный жанр, можно выделить два стилевых направления. Одно направление – это использование богатых фольклорных национальных традиций в их архитектуре. Как правило, применяются конструктивные и художественные приемы сельского зодчества. Такие элементы легко вписываются в окружающий ландшафт, изготовляются из местных материалов и тепло принимаются проезжающими по дороге. Недостатком «фольклорных объектов» является необходимость их индивидуального изготовления традиционными строительными приемами. Использование современных строительных материалов (железобетон, сталь, алюминий, пластик) и конструктивных принципов сборности требуют соответствующей художественной трактовки. Возникает совершенно особое стилистическое дизайн-решение, которое откладывает свой отпечаток на окружение автомобильной дороги. Интересно, что такие объекты лучше вписываются в урбанизированную или частично урбанизированную среду. Архитектура остановочных павильонов представляет особую проблему. Это небольшое по объему сооружение имеет весьма важное значение в архитектурном облике дороги. Во-первых, это сооружение, как правило, визуально не изолируется от дороги. Наоборот, устраиваемое на уширении проезжей части оно самим своим обликом информирует о наличии остановки. Во-вторых, даже по дороге средней протяженности имеются десятки павильонов. Здесь количество переходит в качество. Повторяемые визуальные акценты остановочных павильонов создают эстетическую атмосферу дороги. В городской среде остановочные павильоны являются необходимыми элементами в благоустройстве территорий и выполняют роль своеобразных уличных ориентиров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|