Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дизайн для выживания 2 страница





Экспериментальные абажуры. Упражнение в «альтернативном стиле», дизайнер Йохен Гросс. Фотография печатается с разрешения: Йохен Гросс, Международный дизайнерский центр Оффенбаха, Берлин

 

 

– инструменты и артефакты, усиливающие независимость и децентрализацию;

– усовершенствованные и все более миниатюрные средства коммуникации;

– альтернативные источники энергии;

– медицинские приборы для самодиагностики;

– однорельсовые дороги;

– ультракомпактные электрические автомобили

или автомобили на альтернативных источниках топлива;

– личные переносные средства передвижения на батарейках;

– высококачественную домашнюю технику (потребляющую мало энергии, простую в ремонте);

– здания массового производства и разнообразного назначения;

– модульные элементы для массового строительства зданий (соответствующие национальному стилю региона);

– автоматизированный транспорт;

– сеть высокоскоростных железных дорог;

– компьютеризованные приборы медицинской диагностики;

– видеотелефоны;

– телевидение в помощь образованию;

– экологически чистые системы производства;

– широкое использование биоразлагаемых материалов.

В результате появления вышеперечисленной новой продукции у нас останутся абсолютно устаревшие дороги, автомобильные за­воды, школы, университеты, дома, фабрики, больницы, газеты, магазины, фермы и железнодорожные системы. Нетрудно по­нять, почему большой бизнес боится перемен, которые могут сделать его заводы и продукцию устаревшими. По мере того как заводы и индустриальные предприятия растут по размерам и ка­питаловложениям, усиливается оппозиция их хозяев к любым нововведениям. Перемены в системе, замена самой системы или ее частей становятся дорогостоящими и более трудными. Следовательно, вряд ли крупный бизнес или военно-промыш­ленный комплекс, или зависимые от них дизайнеры станут что-либо менять, поэтому заняться столь трудной задачей придется дизайнерским коллективам.

Но прежде чем начать проектировать даже небольшие и безопасные вещи, я думаю, потребители должны составить свой билль о правах, на который будут ориентироваться дизайнеры и промышленность:

Манифест прав потребителя

1. Право на безопасность, на защиту от опасных товаров.

2. Право на информацию, право не быть введенным в заблуждение недостатком информации или подтасованной информацией.

3. Право на простейшие сопутствующие услуги, честные цены и выбор должно гарантировать возможность выбора продукции и услуг (там, где все же существуют монополии) и минимальное качество при разумных ценах.

4. Право на представительство, выражение своего мнения и участие в принятии решений, затрагивающих интересы потребителей.

5. Право быть выслушанным в инстанциях, занимающихся вопросами потребления, иметь доступ к занимающимися такими вопросами чиновниками, иметь возможность подачи жалоб и право на справедливые и быстрые процедуры компенсации.

6. Право на информирование потребителя на протяжении всей его жизни в целях защиты его интересов.

7. И наконец, что становится все более важно, право на здоровое и безопасное окружение*.

 

Прежде чем заняться вопросами, поднятыми в Манифесте прав потребителя, необходимо подумать о более глубоких проблемах, с которыми мы сталкиваемся, и провести множество исследований, чтобы выяснить, в каких условиях живет человек. Мы должны исследовать существование культур разных времен и разных народов, то есть собрать информацию о культуре, религии и устройстве того или иного общества, а также о преобладающем социально-детерминированном поведении. Нам понадобятся фактические сведения о различных группах и социальных сообществах. В частности, об американских равнинных индейцах; мундугуморах из нижней части бассейна реки Сепик; о священных культурах инков, майя, толтеков и ацтеков; о пуэбло-культура Хопи; жрицах-богинях Крита; горном народе Арапеш; Греции времен Перикла; Самоа конца XIX века; нацистской Германии, современной Швеции; австралийских аборигенах; народе банту и эскимосах; роли властей и механизме принятия решений в Ки­тае; Римской империи, трущобах и гетто; лоялистском режиме в Испании; делегировании полномочий в армии; католической церкви; структуре современной промышленности и т.д.

Каковы оптимальные условия для человеческого общества на земле? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить обы­чаи, нормы сексуального поведения, мировую миграцию наро­дов, коды поведения, примитивные и развитые религии, фило­софию, а также нравственные основы разных сообществ.

Каковы параметры глобальных экологической и этиологичес­кой систем? Здесь срочно потребуются последние данные таких дисциплин, как социобиология, метеорология, климатология, физика, химия, геология, теория игр фон Нейманна, кибернети­ка, океанография, биология, и все науки о поведении, а также способы установки новых связей между этими дисциплинами.

Каковы пределы наших ресурсов? Постоянно учитывая разви­вающиеся технологии и новые открытия, необходимо прово­дить исследования, сравнимые с исследованиями, осуществлен­ными в 1960-1978 годы Центром инвентаризации мировых ре­сурсов Бакминстера Фуллера при Иллинойском университете. Каковы пределы возможностей человека? Какими основными правилами ведения хозяйства должен ру­ководствоваться человек, живя на планете Земля? (Или, по вы­ражению Фуллера: «Руководство по эксплуатации космического корабля „Земля"».)

И наконец, что нам еще неизвестно?

На эти вопросы существует пока очень мало ответов. Но нача­ло уже положено. Международный год геофизики, Международный год спокойного солнца, Международный проект верхних слоев мантии земли – все это международные научные попытки сбора информации. Созданы специализированные учреждения: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Научный комитет по иссле­дованию водоснабжения, Международный совет научных союзов, Межправительственная океанографическая комиссия и Между­народный комитет человеческих ресурсов – и это только частич­ный перечень ныне существующих организаций, которые собира­ют, хранят и предоставляют информацию глобального значения. В1970 году я решил, что непременно нужно как можно скорее сформировать Международный совет по прогностическому все­объемлющему дизайну. Он мог бы работать с ЮНЕСКО и частич­но финансироваться им. С тех пор мне несколько раз предлагали учредить такой совет, правда, в виде школы повышения квали­фикации. Но все время подводило чувство масштаба. Нигерия и Танзания пытались заинтересовать меня проектом создания та­кой организации, надеясь, что «это будет самое большое подоб­ное учреждение во всей Черной Африке». Еще одно предложе­ние сопровождалось обещанием, что совет «станет самым боль­шим в Европе». По моему личному убеждению, такой совет дол­жен быть небольшим по своему масштабу.

Однако гигантские объемы научных исследований – только треть работы, необходимой, чтобы решить проблему мировых потребностей.

Другая ее часть – немедленное прекращение напрасной тра­ты сил на дизайн вообще и перенаправление их на решение ак­туальных практических задач дизайна. Один из способов реше­ния этой проблемы предлагался в главе 4 как «десятина». Речь шла о том, чтобы дизайнеры и дизайнерские бюро начали ис­пользовать хотя бы одну десятую своих талантов и рабочего вре­мени на решение тех социальных проблем, которые поддаются Дизайнерской разработке. Более того, это приведет к тому, что Дизайнеры, прямо или опосредованно, станут отказываться от участия в работе, биологически или социально деструктивной.

Одно только это станет гигантским шагом ко всеобщему бла­гу. Несколькими главами раньше мы вместе размышляли о том, что, если мы просто избавимся от потерь продовольствия, порчи его и уничтожения вредителями, общее потребление белка поднимется от опасно низкого до приемлемого уровня. Примерно то же можно сделать с дизайном. Всего лишь устранив социальную и нравственную безответственность, все еще преобладающую во многих бюро и школах дизайна, мы сможем удовлетворить потребности южной половины земного шара, которым сих пор пренебрегали.

Наконец, я убежден, что необходимо исследовать совершенно новые направления в подготовке молодых дизайнеров. Хотя этой теме уже была уделена целая глава, напрашивается еще не­сколько замечаний.

В результате неконтролируемого количества числа школ колледжей и университетов возникла среда, пагубная для ново­введений и, следовательно, для образования. Проблема кроется в масштабе учебных заведений. Университет, в котором я в свое время преподавал, насчитывал 27 000 студентов; есть универси­теты, где студентов в три раза больше, и это работает против об­разования. В такой ситуации студентов воспринимают обезли­ченной массой и они начинают чувствовать себя винтиками ог­ромной машины и испытывать чувство отчуждения. Перед ни­ми не ставится какая-либо конкретная задача, и настоящая учебная ситуация не складывается. На другом конце «масштаб­ной линейки» находятся частные школы, считающиеся мелки­ми, в которых учатся от 500 до 3 000 студентов. В этих учрежде­ниях на смену гигантизму государственных университетов при­ходят эксклюзивность и атмосфера сельского клуба. Школы тре­тьего типа обычно высоко специализированы и ориентированы на специфические проблемы искусств, ремесел и т.п. Такие шко­лы страдают от недостатка широких общих подходов к пробле­мам профессии и готовят художников-ремесленников уникаль­ной специализации, формируя мелкие кланы. Четвертый тип школы, появившийся в Англии около 2о лет назад, – это уни­верситет, открытый для всех, где заочное обучение ведется дис­танционно: по переписке, радио и телевидению.

Последняя модель программы Открытого университета по телевидению работает в Англии уже 20 лет. Такое учебное заве­дение объединяет слушателей с помощью книг, викторин, теле­программ и небольших групповых дискуссий, а также благодаря переписке с учеными, организующими образовательный процесс. Открытый университет оказался необыкновенно эффективным, особенно в том, что касается дизайна промышленных товаров, графики и дизайна среды. И это несмотря на то, что он исключает дизайнерскую команду, не предусматривает двустороннюю открытую связь и возлагает ответственность за учеб­ный процесс в области дизайна и синтезирования знаний ис­ключительно на самого студента.

По всей вероятности, в нашем обществе существуют мотивы и потребности, оправдывающие все четыре вышеперечислен­ных метода обучения. Но чаще всего мы вынуждены делать выбор между большими и эксклюзивными школами.

Возрождение ремесел в некоторой мере породило интенсив­ное дизайнерское образование в процессе самого производства. В мелких ремесленных центрах, чаще всего во время летних от­пусков или каникул, стали обучать ткачеству, ювелирному и стеклодувному делу, керамике и скульптуре. Такие центры суще­ствуют в Мейне, Калифорнии, Нью-Мексико, Мичигане, Вискон­сине и Северной Каролине. Летнее преподавание позволяет ме­стным ремесленникам безбедно существовать на протяжении остальных девяти месяцев. Пенланд, Северная Каролина, слу­жит пристанищем для пестрой толпы профессиональных ремес­ленников, преподавателей, студентов, супружеских пар пенсио­неров, старушек в теннисных туфлях и всемирно известных ди­зайнеров. Эта основная движущая сила возрождения сельских ремесел дошла сегодня даже и до практически недоступных мел­ких ферм Южных Аппалачей.

Подобную среду, которая способствовала бы обучению архитектуре, пытался создать в свое время Франк Ллойд Райт в Тей-лизине и Западном Тейлизине. К сожалению, этот эксперимент, продлившийся пятьдесят лет, находился под слишком сильным влиянием личности самого мистера Райта. За этим исключени­ем в области архитектуры и дизайна редко предпринимались ка­кие-либо попытки по обучению, исследованию и практике про­ектирования с позиций социального и нравственного осмысле­ния этих видов деятельности.

Представляется первостепенно важным, чтобы такая экспе­риментальная среда, где будет идти обучение дизайну, была создана сейчас в каком-либо районе мира. Я вижу ее скорее школу, а как своеобразную мастерскую. Здесь молодежь будет учиться, работая над реальными проблемами дизайна, а не над искусственно сконструированными упражнениями. Мастерская должна быть по возможности небольшой, рассчитанной мерно на тридцать студентов и могла бы стать прототипом для создания подобных школ дизайна как взаимодействующих частей единой системы. В итоге, у студентов появился бы выбор между одной школой с 30 000 студентами и тысячей мастерских с 30 студентами в каждой.

Молодые люди, которые придут в первую подобную школу-мастерскую, соберутся со всего мира. Они останутся в школе на год или дольше и будут заниматься одновременно изучением и практикой интегрированного дизайна. Это будут мужчины и женщины разного социального происхождения, разного возрас­та, имеющие различный опыт в разных областях. Они всегда бу­дут действовать как многодисциплинарная дизайнерская ко­манда. Их работа будет социально значимой. Члены коллектива не будут работать над теоретическими проблемами, выбранны­ми только из-за их сходства с проблемами, актуальными для профессиональных дизайнерских бюро (как делается сегодня в школах дизайна), их внимание будет направлено на подлинные потребности общества, на будущее.

Подобные учебные центры помогут создать коллективы ди­зайнеров, имеющих навыки, которые от них потребует будущее. Так же как астронавты и космонавты приобретают опыт, кото­рый может пригодиться им на Луне или Марсе месяцы или годы спустя, дизайнерские коллективы тоже должны быть готовы к решению социальных задач интегрированного всеобъемлюще­го дизайна будущего. Решение дизайнерских проблем будет воз­ложено на заинтересованных индивидов, социальные группы, правительства или интернациональные организации.

Концепция экспериментального дизайнерского центра не предполагает получение прибыли. Все заработанные денежные средства будут непосредственно возвращаться рабочей группе в виде инструментов, станков, приборов, зданий и земельных уча­стков. Наша задача – создать атмосферу, в которой обучение доставляет удовольствие, и тогда знания усваиваются оптимально. Вот почему важно, чтобы учебная группа была небольшой. Несомненно, преподаватели (особенно в области дизайна) должны непрерывно участвовать в практической работе. И только такая система устранит все ложные расхождения между практикой и обучением.

Все члены коллектива могут жить и работать вместе. Их жизнь станет легче в результате общинного распределения, они будут пользоваться большим, а владеть меньшим. Например, в одной группе тридцать студентов. У них в среднем 26 автомоби­лей, 31 радиоприемник и 15 музыкальных центров. Очевидно, что такие капиталовложения станут нецелесообразными. «Шко­ла» будет приспосабливать для своих нужд старые здания, фер­мы или другие подобные помещения. Их переустройством зай­мется сам коллектив. Создание временных навесов, «несущих информацию» кубов (как у Кена Исаакса), а также производст­венных мастерских, спален и холлов позволит приобрести цен­ный опыт по проектированию жилой и рабочей среды, способ­ной меняться, совершенствоваться и подвергаться эксперимен­там в зависимости от целей и типа работы.

«Программа обучения» будет представлять собой свободную сетку занятий. Работа, обучение и досуг не будут жестко разгра­ничены между собой по времени. Коллективу будут доступны новейшие методы обработки информации, киносъемка и т.п. Подобный центр должен иметь возможность принимать самых разных специалистов. Они могли бы работать и жить в коллек­тиве от нескольких дней, недель до целого года. Поскольку раз­личные подразделения учебного центра будут тяготеть к экспе­риментам, лучше всего его расположить в сельской местности, но достаточно близко к большим городам, чтобы участвовать в исследованиях, интернатуре и экспериментах в условиях горо­да. Темы и характер занятий должны органично развиваться со­образно проблемам общества. Статичного «плана занятий» быть не должно.

Через два-три года некоторые члены коллектива уедут, полу­чив представления о подобном методе обучения. Студенты, про­шедшие эту школу, будут готовы к решительным действиям. Я убежден, что создание одного такого центра вскоре породит дру­гие, которые смогут решать местные и региональные проблемы по всему миру. Они станут звеньями целой цепи подобных учебных центров. Молодежь, обучающаяся в каждом из них сможет путешествовать по всему миру и «гостить» несколько месяцев или лет в другом центре, участвуя в его работе.

В предыдущей главе я говорил о динамике методов решения проблем, которыми обладает интегрированный дизайн, и проиллюстрировал примеры диаграммами. Теперь вам, наверно ясно, что я написал свою книгу в соответствии с подобной диаграммой. Книга возникла на основе большого количества гра­фиков процесса проектирования. Вот почему в ней нет гладкой линейной последовательности. Главная моя задача – показать вам, читателю, горсть деталей головоломки и попросить вас собрать их в любой узор, имеющий смысл. Другого способа одно­временно представить происходящие события просто нет.

В заключении такой книги, как эта, обычно ожидают описа­ния ослепительной картины будущего, и в принципе здесь надо бы было говорить о громадных городах на дне океана, колониях на Марсе и Проксиме Центавра, станках, которые как из рога изобилия осыплют нас электронными новинками. Но это, оче­видно, было бы глупо.

Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социаль­но отзывчивым, должен быть революционным и радикальным в самом прямом смысле. Он должен следовать природному прин­ципу наименьшего усилия, другими словами, создавать макси­мальное разнообразие с помощью минимального инструмента­рия (по остроумному выражению Питера Пирса) или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это оз­начает: потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и про­являть экономию при повторном использовании материалов.

Идеи, а также широкий, лишенный узкой специализации, интерактивный коллективный взгляд (наследие древнего чело­века-охотника), которые дизайнер может дать миру, должны те­перь соединяться с чувством социальной ответственности. Во многих областях дизайнеры должны освоить искусство перепроектирования. Так нам, возможно, и удастся достичь выживания через дизайн.


Библиография

Библиография к первому изданию книги включала около 500 названий. Теперь к ним прибавилось еще более 200. Поскольку в этой книге о дизайне использовался многодисциплинарный подход, я попытался составить библиографию в таком же духе. Наряду с книгами, посвященными футурологии, окружающей среде, народной культуре и дизайну, библиография содержит перечень книг (а иногда газет, каталогов и брошюр), посвященных экологии, этологии, экономике, биологии, планированию, психоло­гии, литературе, антропологии, политике и наукам о поведении. Назначение библиографии – указать издания, с которых стоило бы начать дизайнеру или изучающему дизайн студенту, желающему ознакомиться с литературой, которая помогла бы проследить взаимосвязи дизайна с другими дисциплинами.

От линейного мышления эпохи Возрождения (этого великого заката, который человечество приняло за рассвет), когда люди считали, что все поддается классификации, мы унаследовали нашу любовь к графикам, подразделениям и составлению списков и перечней; желая классифицировать области знания, слишком широкие для понимания, мы, как правило, делаем роков ошибку – готовим узких специалистов.

Но, приближаясь к 2000 году и наблюдая, как рушатся стены которые предыдущие поколения с таким трудом воздвигли из песка своих статистических измышлений, мы понимаем, что нам больше не нужно разделение на отрасли – нам нужно един­ство (единый всеохватывающий взгляд на вещи). Итак не специализация, а синтез.

Только при таком видении проблем между вами и каждой прочитанной вами книгой может возникнуть значимый органи­чный паттерн. Из всех битв, выдержанных вами с автором, из новой информации и догадок, почерпнутых вами из его книги, из ошибок и неясностей, которые вы обнаружите в его работе, вырастет новая сущность, которая обогатит вас.

В предисловии к первому изданию я писал, что не мог найти «книги по дизайну, которую хотел бы прочитать и порекомендо­вать студентам и моим коллегам-дизайнерам... В итоге я решил написать книгу, которую сам с интересом прочитал бы». С тех пор было издано с десяток книг о дизайне, среди которых есть несколько превосходных.

Mayal, W.H. Principles in Design. New York:

Van Nostrand Reinhold, 1979.

Nelson, George. How to See. Boston: Little Brown & Co., 1977.

___. On Design. New York: Whitney Publications, 1979.

Pile, John F. Design: Purpose, Form, and Meaning. Amherst:

University of Massachusetts Press, 1979.

Potter, Norman. What is a Designer: Things, Places, Messages.

Reading, England: Hyphen Press, 1980.

Pye, David. The Nature and Aesthetics of Design. New York:

Van Nostrand Reinhold, 1978.

Williams, Christopher. Origins of Form. New York: Architectural Book

Publishing Co., 1981.

Но, к сожалению, ни в одной из них дизайн не рассматривается в социальном и человеческом измерении.

Critchlow, Keith. Time Stands Still. London: Gordon Fraser, 1979.

Docczi, Gyorgy. The Power of Limits. Boulder, Colorado:

Shambhala Publications, 1981.

Lawlor, Robert. Sacred Geometry. London: Thames & Hudson, 1982.

Эти три замечательные книги о связях между дизайном, биологией и геометрией.

Наконец я нашел две книги, где дизайн рассматривается в его взаимоотношениях с культурой и обществом.

Keller, Goroslav. Dizajn. Zagreb: Vjesnik, 1975.

Selle, Gert. Ideologic und Utopie des Design: zur Gesellschaftlichen Theorie der

Industriellen Formgebung. Cologne: DuMont, 1975.

Но эти книги трудно читать на языке оригинала, а переведены они не были.

Природа и дизайн

Alexander, Christopher. The Linz Cafe/Das Linz Cafe. New York:

Oxford University Press, 1981.

___. Notes on the Synthesis of Form. Cambridge, Massachusetts:

Harvard University Press, 1964.

___. «Systems Generating Systems», in Systemat. Inland Steel Co., 1967.

___. A Timeless Way of Building. New York: Oxford University Press, 1979.

Alexander, Christopher; Ishikawa, Sara; and Silverstein, Murray.

A Pattern Language. New York: Oxford University Press, 1977.

Alexander, R. McNeill. Animal Mechanics. Sidgwick & Jackson, 1968.

Architectural Research Laboratory. Structural Potential of Foam Plastics

for Housing in Underdeveloped Areas. Ann Arbor, Michigan, 1966.

Baer, Steve. Dome Cookbook. Corrales, New Mexico:

Lama Foundation, 1969.

Bager, Bertel. Nature as Designe r. Frederick Same, 1971.

«Bionik.» Special number of Urania magazine.

Leipzig, Germany, August, 1969.

Blake, Peter. Form Follows Fiasco. Boston: Atlantic, Little, Brown,1977.

Bootzin, D., and Muffley, H.C. (eds.). Biomechanics. New York:

Plenum Press, 1969.

Borrego, John. Space Grid Structures. Cambridge, Massachusetts:

M.I.T. Press, 1968.

Boys, С V. Soap-Bubbles. London:

Heinemann Educational Books, 1960.

Brand, Stewart (ed.). The Whole Earth Catalog (all issues).

Menlo Park, California, 1968-1970.

Burkhardt, Dietrich; Schleidt, Wolfgang; and Altner, Helmut. Signals

in the Animal World. London: Alien & Unwin, 1967.

Clark, Sir Kenneth. The Nude. Middlesex: Penguin, 1970.

Cook, Theodore Andrea. The Curves of Life.

London: Constable & Co., 1940.

Critchlow, Keith. Order in Space. London: Thames & Hudson, 1969.

Cundy, M. Martyn, and Roller., A.P. Mathematical Models. (2d ed.).

New York: Oxford University Press, 1962.

Doczi, Gyorgy. The Power of Limits: Proportional Harmonies in Nature,

Art and Architecture. Boulder, Colorado:

Shambhala Publications, 1981.

Fathy, Hassan. Architecture for the Poor. Chicago:

University of Chicago Press, 1973.

Ganich, Rolf. Konstruktion, Design, Aesthetik, Germany:

Esslingen am Neckar, 1968.

Gerardin, Lucien. Bionics. London: Weidenfeld & Nicolson, 1968.

Grille, Paul Jacques. What Is Design? Chicago: Paul Theobald, 1962.

Hertel, Heinrich. Structure, Form and Movement: Biology and Engineering.

NewYork: Van Nostrand Reinhold, 1966.

Heythum, Antonin. On Art, Beauty and the Useful. Stierstadt im Taunus,

Germany: Verlag Eremiten-Presse, 1955.

Hoenich, P.K. Robot Art. Haifa, Israel: Technion, 1962.

Holden, Alan, and Singer, Phyllis. Crystals and Crystal Crowing. London:

Heinemann Educational Books, 1961.

Huntley, H.E. The Divine Proportion. New York: Dover, 1970.

Jenny, Hans. Cymatics: The Structure and Dynamics of Waves and Vibrations.

Basel: Basilius Presse, 1967.

Kare, Morley, and Bernard, E.E. (eds.). Biological Prototypes

and Manmade Systems. New York: Plenum Press, 1962.

Kanavolos, William. Organic. Hilversum, Holland: De Jong & Co., 1961.

Keller. Goroslav. Dizajn. Zagreb: Vjesnik, 1975.

___. Ergonomija za Dizajnere. Belgrade: «Ergonomija» 1978.

Lawlor, Robert. Sacred Geometry. New York: Crossroad, 1982.

Hegroponte Nicholas. The Architecture Machine.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1970.

Oliver, Paul. Shelter and Society. London: Barrie & Jenkins, 1970.

___. Shelter in Africa. New York: Praeger, 1971.

___. Shelter, Sign and Symbol. New York: The Overlook Press, 1977.

Otto, Frei (ed.). Pneumatic Structures, Vol. 1 of Tensile Structures.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1967.

___. Cables, Nets and Membranes, Vol. 2 of Tensile Structures.

Cambridge, Massachusetts: M.I.T. Press, 1969.

Pawlowski, Andrzej. Fragmenty Prac Naukowo-Badawczych.

Krakau, Poland, 1966.

Pearce, Peter. Structure in Nature is a Strategy for Design. Cambridge,

Massachusetts: M.I.T. Press, 1978.

Pearce, Peter, and Pearce, Susan. Experiments in Form. New York:

Van Nostrand Reinhold, 1978.

___. Polyhedra Primer. New York: Van Nostrand Reinhold, 1978.

Popko, Edward. Geodesies. Detroit: University of Detroit Press, 1968.

Ritterbush, Philip C. The Art of Organic Forms. Washington, D.C.:

Smithsonian Press, 1968.

Schillinger, Joseph. The Mathematical Basis of the Arts. New York:

Philosophical Library, 1948.

Schwenk, Theodor. Sensitive Chaos: The Creation of Flowing Forms

in Water and Air. Rudolf Steiner Press, 1965.

Selle, Gert. Ideologic und Utopie des Design. Cologne: DuMont, 1973.

Sinnott, Edmund W. The Problem of Organic Form. New Haven, Connecticut:

Yale University Press, 1963.

Thompson, Sir D'Arcy Wentworth. On Growth and Form (2 vols.).

Cambridge: Cambridge University Press, 1952.

Turner, John F. С Housing by People: Towards Autonomy in Building

Environments. London: MarionBoyars Ltd., 1976.

Watkin, David. Morality and Architecture. Oxford: Clarendon Press, 1977.

Wedd, Dunkin. Pattern & Texture. New York: Studio Books, 1956.

Weyl, Hermann. Symmetry. Princeton, New Jersey:

Princeton University Press, 1952.

Whyte, Lancelot Law. Accent on Form. New York: Harper, 1954.

___ .Aspects of Form. London: Lund Humphries, 1951.

___. The Next Development in Man. New York: Mentor, 1950.

Williams, Christopher. Origins of Form. New York: Architectural Book

Publishing Company, 1981.

Zodiac (magazine). Vol. 19. Milan, Italy, 1969.

Дизайн и окружающая среда

Arvill, Robert. Man and Environment. Middlesex: Penguin, 1967.

Baer, Steve. Sunspots. Seattle: Cloudburst Press, 1979.

Boughey, Arthur S. Ecology of Populations. New York: Macmillan, 1968.

Calder, Ritchie. After the Seventh Day. New York: Mentor, 1967.

Commoner, Barry. Science and Survival. London: Gollancz, 1966.

Consumer's Association of Penang. Development and

the Environmental Crisis: A Malaysian Case.

Penang: Consumer's Association of Penang, 1982.

Curtis, Richard, and Hogan, Elizabeth. Perils of the Peaceful Atom.

London: Gollancz, 1970.

DeBell, Garrett (ed.). The Environmental Handbook.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных