Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дидактические принципы обучения




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Содержание обучения в специальной школе VIII вида

Содержание специального образования в специальной школе выражается в ряде основополагающих педагогических документов.

1. Государственный образовательный стандарт для лиц с ОВЗ – основной нормативный документ, который определяет минимальный необходимый уровень образованности обучаемых. Это система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражают общественный идеал и учитывают возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Структурные компоненты:

1. Федеральный: определяет нормативы, обеспечение единства образовательного пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

2. Национально-региональный: определяет содержание образования, отражающих специфику отдельных регионов.

3. Школьный: определяет содержание образования, отражает специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

2. Учебный план – документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Составляются на основе стандартов и конкретизируют их применение в реальных условиях данного учебного заведения. Для упорядочивания этой работы государство обычно предлагает однотипным учебным заведениям типовой учебный план, на основе которого они разрабатывают свои рабочие планы.

3. Учебные программы – документ, устанавливающий состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. Содержит объяснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, законов, объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о методах изучения раздело курса; библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.

Система построения программ:

- линейная: означает последовательное поэтапное изучение материала без возращения к изучаемой теме.

- концентрическая: закономерности, понятия, факты могут изучаться несколько раз, к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом.

4. Учебники – официально утвержденные издания, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела.

5. Учебные пособия – официально утвержденные издания, частично или полностью заменяющие или дополняющие учебник.

В специальной школе изучаются следующие традиционные предметы:

1) родной язык;

2) математика;

3) естествознание;

4) география;

5) история;

6) изобразительное искусство;

7) черчение;

8) физкультура;

9) пение и музыка;

10) трудовое и профессионально обучение.

Наряду с общеобразовательными предметами и трудовым обучением в специальной школе осуществляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения:

1) социально-бытовая ориентировка;

2) ритмика;

3) логопедические занятия;

4) ЛФК.

Дидактические принципы обучения

Принцип (от латинского слова — principium — основа) — это основное положение, которое распространяется на все явления в той области, из которой он выведен путем обобщения и абстрагирования.

Специальная педагогика опирается на соответствующие общие педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, такие, как научность, доступность, наглядность, связь с жизнь и другие. Их реализация в системе специального образования имеет отличия, связанные с особенностями структуры и степенью нарушений у детей.

Принципы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида:

1. Воспитывающая и развивающая направленность обучения. Данный принцип направлен на обеспечение всестороннего развития личности ребенка. В специальной школе такое развитие личности учащегося понимается как развитие потенциальных умственных и физических возможностей ребенка в определенно созданных педагогических условиях (обеспечение пропедевтического периода для подготовки учащихся к усвоению системы общеобразовательных и профессионально-трудовых навыков; важным средством в системе коррекционно-воспитательных мероприятий в специальной (коррекционной) школе является трудовое воспитание и обучение). Реализация принципа воспитывающего обучения включает несколько направлений: воспитание нравственных качеств личности, трудолюбия. Учебный материал способствует формированию положительной направленности личных качеств школьников; коррекция умственного развития. Учебный материал может быть изучен и усвоен на основе индивидуальных умственных возможностей учащихся. Учитель связывает содержание обучения с жизнью ученика, его поведением, интересами и потребностями.

2. Научность и доступность обучения. Содержание обучения в специальной коррекционной школе отличается элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный уровень знаний, которые необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, они должны быть научными, не противоречить объективным научным знаниям (фактам, понятиям, законам и теориям). Принцип научности тесно связан с принципом доступности. Доступность в усвоении знаний, формировании умений и навыков предполагает учет уровня развития школьников, их личного опыта, тех знаний, умений и навыков, которыми владеет ученик. Принцип научности и доступности реализуется, прежде всего, при разработке учебных программ и учебников, а также в деятельности учителей-дефектологов. Данный принцип предполагает также необходимость комплексного подхода в умственном, нравственном, эстетическом, трудовом воспитании и физическом развитии школьников.

3. Систематичность и последовательность. Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том, что знания, которые учащиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике. Принцип систематичности и последовательности реализуется как при разработке учебных, программ и учебников, так и в каждодневной работе педагога. Это предполагает такой подбор и расположение учебного материала в программах, учебниках, в тематических планах, на каждом уроке, когда между составными частями его существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, когда пройденный материал подготавливает учащихся к усвоению нового. В деятельности учителя принцип систематичности реализуется в планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с детьми.

4. Связь обучения с жизнью. Данный принцип способствуетформированию мировоззрения учащихся, повышает значимость для них учебной деятельности, придает этой деятельности осмысленный характер, способствует формированию у детей умения применять полученные знания на практике. Для детей с нарушением интеллекта очень важной является мотивация, понимание того, зачем нужны те или иные знания и как они могут использовать их в жизни. Мышление учащихся специальной (коррекционной) школы вида конкретное, и учебный материал, который не связан с их личной практикой, не вызывает у них интереса, в то время как то, что связано с их деятельностью в повседневной жизни, усваивается значительно лучше. В связи с этим при изучении учебного материала школьникам с нарушением интеллекта целесообразно объяснить, как они смогут применить полученные знания в жизни. Например, перед изучением темы «Проценты» в курсе математики детям важно показать, что умение вычислять проценты от числа понадобится им для того, чтобы высчитать зарплату, чтобы узнать денежную сумму, которая накопится на их счете в банке за год, и.т.д. Полученные в школе знания и умения должны быть закреплены на практике, в новых условиях, перенесены в реальную жизнь.

5. Принцип наглядности. Наглядность всеми педагогами признается исходным началом обучения, так как, во-первых, наглядность выступает как важное средство познания окружающего мира, во-вторых, использование наглядности основано на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, и, в-третьих, она повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным. Принцип наглядности в обучении школьников с нарушением интеллекта реализуется своеобразно. Это обусловлено их психофизическими особенностями, и прежде всего особенностями восприятия, преобладанием конкретного мышления и ограниченной способностью к развитию абстрактного мышления.

Все наглядные пособия в зависимости от способа сенсорного воздействия и восприятия учащимися классифицируются на несколько групп:

Первая группа – реальные, или натуральные предметы, явления (минералы, растения, небольшие животные: кролик, белка, насекомые и др.).

Вторая группа – плоскостные изображения (картины, рисунки и др.) и модели (в том числе действующие) предметов и явлений.

Третья группа – схематические и символические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты, символы и.т.п.).

В современной специальной школе все большее значение приобретают технические средства обучения (ТСО), включая самые современные – персональные калькуляторы и компьютеры. Используются также технические средства, как кино, телевидение, диапроекторы, кодоскопы и др.

При использовании наглядности важна не только техническая оснащенность, сколько адекватная методика использования ТСО в учебном процессе.

В современных условиях соблюдение принципа наглядности предъявляет к учителю следующие требования:

- демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;

- представленные на уроке наглядные пособия должны быть реалистичными;

- учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;

- учителю необходимо выбирать определенное количество наглядных пособий на урок;

- следует демонстрировать наглядность последовательно;

- стимулировать познавательную деятельность ученика в представлении реальных предметов, явлений окружающей действительности;

- адекватно сочетать наглядность со словом для формирования на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления элементов абстрактного мышления.

Требования к использованию технических средств обучения:

- целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;

- необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;

- фильмы лучше показывать после изучения темы с целью закрепления знаний учащихся;

- целесообразно показывать детям фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;

- можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.

7. Сознательность и активность учащихся. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное отношение учащихся к учебе, сознательное усвоение ими знаний, умений и навыков, использование этих знаний, умений и навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную активность. Данный принцип имеет особо важное значение в обучении школьников с нарушением интеллекта. Как показывают исследования, умственно отсталые дети поступают в школу с несформированными познавательными интересами, с непониманием значения своего учебного труда. Поэтому добиться от них сознательного усвоения учебного материала значительно труднее, чем от их сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.

На первых порах обучения в школе прежде всего необходимо формирование у учащихся интереса к учебному материалу. С этой целью подбираются доступные практические задания, используются различные виды наглядности, дидактические игры, сюрпризные моменты, поощрения и др. Школьники лучше усваивают материал, имеющий для них личностную значимость, поэтому необходимо связывать изучаемый материал с личным опытом учащихся. Например, на уроках математики при знакомстве с новым числом и цифрой целесообразно выяснить, где дети раньше видели их.

8. Индивидуальный и дифференцированный подход. Индивидуальный подход – частный случай дифференцированного подхода и направлен как на индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности ВНД, темперамента и характера; умение учиться; мотивация; уровень развития эмоционально-волевой сферы и т.д), так и на специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития; индивидуальный подход позволяет не только вести коррекционно-педагогическую работу в целом, но и специально уделять внимание отдельным выраженным недостаткам развития каждого ребенка путем избирательного использования необходимых в данном случае методов и средств; принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными; благодаря индивидуальному подходу с особым темпом и организации обучения, с использованием специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы становится возможным развивать детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Дифференцирующий подход предполагает в классах однородных по своим характеристикам – микрогрупп; для каждой микрогруппы подбирается подходящее содержание и организация учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивации учения. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы и учебники системы специального образования указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.

9. Прочность знаний, умений и навыков. В основе реализации принципа прочности в обучении лежат, прежде всего, объективные закономерности памяти, ее роли в психической жизни человека. Опора на психологические особенности памяти – одно из условий достижения прочных результатов в обучении. В процессе обучения используются различные приемы и способы запоминания и сохранения в памяти изученного материала, одним из основных которых является повторение.

Повторение в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно вестись систематически и быть не концентричным (сосредоточенным на одном уроке), а рассредоточенным, т.е. продолжаться на ряде уроков. Так, например, школьники с нарушением интеллекта с трудом запоминают таблицу умножения и деления. Чтобы ее знание сохранилось на продолжительное время, необходимо ее регулярно повторять, возвращаясь к ней как на устном счете, так и при решении примеров. Учитель должен проявлять большую изобретательность, чтобы разнообразить повторение. Знания, умения, навыки становятся прочными, если ученики применяют их в своей жизни, в практической деятельности. Поэтому связать знания, умения и навыки с практикой – значит обеспечить на длительное время их сохранение в памяти и хорошие условия для воспроизведения материала. Важно раскрыть перед школьниками практическое значение получаемых знаний, показать те стороны жизни, в которых их можно применять.

Принцип прочности в обучении учитывается при составлении программ для специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начале каждого учебного года планируется повторение, основными задачами которого являются восстановление и систематизация знаний и умений, полученных в предыдущие годы обучения. В конце каждой четверти и года также планируется повторение, цель которого - закрепить, обобщить и систематизировать полученные знания и умения. Почти на каждом уроке в специальной (коррекционной) школе VIII вида присутствует этап повторения, на котором закрепляется материал, пройденный на предыдущих уроках.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных