ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типы и структура уроков в специальной (коррекционной) школе VIII видаУрок – это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. На каждом уроке решаются три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционная. Решение этих задач предъявляет к уроку следующие требования: - правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме на основе действующего планирования, связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего; - достоверность и научность сообщаемых знаний, их связь с жизнью; - доступность формируемых знаний с учетом познавательных возможностей учащихся; - создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке; - учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обучения; На каждом уроке должна быть реализована одна из перечисленных коррекционно-развивающих задач: - формирование познавательной мотивации к учению (создание ситуации успеха, использование игровых и практических методов, организация доступной практической деятельности и т.д.); - формирование коммуникативных способностей детей (организация игровой деятельности; работа в парах, группах, использование комментированного рисования и т.д.); - использование различных видов деятельности, связанных с жизнью ребенка (пришивание пуговицы, измерение стола, посадка цветов, наблюдение за насекомыми, животными и т.д.); - использование приемов моделирования (составление буквы из веток, выкладывание фигуры зайца из веревки, конструирование природного ландшафта, проигрывание исторического, художественного событий и т.д.); - формирование произвольного поведения (включение детей в игру с правилами, создание проблемной ситуации, оказание помощи при преодолении трудностей и т.д.; - научная организация самого педагогического процесса на уроке, выражающаяся в оптимальном выборе форм и методов, адекватных поставленным на данном уроке задачам; - оборудование урока, соответствующее его дидактической цели, рационально использование средств наглядности и ТСО; - соответствие общей структуры и внутренней логики урока поставленным образовательной, воспитательной и коррекционной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей. Дидактическая задача урока является основанием для выделения основных типов уроков: 1. Вводный урок - осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках; 2. Урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала; 3. Обобщающий (повторителъно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам; 4. Контрольный урок, на котором учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно; 5. Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности; 6. Комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов и т. д. 7. Предметный урок предполагает практическое ознакомление с предметами и процессами окружающей действительности путем организации наблюдений демонстрируемых предметов и процессов труда, постановок опытов и практических работ в классе и живом уголке. 8. Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе несколько дисциплин при изучении одного понятия, темы или явления. Под структурой урока понимается соотношение и последовательность проведения частей, этапов урока, способствующих решению поставленных задач. Структурными элементами урока являются: 1. Организация начала урока 2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) 3. Постановка цели и задачи (задач) урока 4. Объяснение 5. Закрепление 6. Повторение 7. Подведение итогов и оценка работы учащихся 8. Домашнее задание 1. Организация начала урока занимает обычно от одной до нескольких минут и проводится как его самостоятельная часть. Оргмоменту на уроке в специальной школе уделяется особое внимание, так как от его результатов во многом зависит эффективность последующих частей урока. 2. Проверка домашнего задания (актуализация знаний) - традиционно сложившаяся часть урока, смысл которой состоит как в проверке и контроле, так и в подготовке к изучению нового материала. При этом виде работы учитель прежде всего сосредоточивает внимание учащихся на основных правилах, которые легли в основу выполнения домашнего задания. Проверяет, все ли выполнили задание, какие и у кого возникли трудности, какие типичные ошибки были допущены. 3. Постановка цели и задачи (задач) урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету. 4. Объяснение - научное изложение содержания учебного материала - важнейшая часть в структуре урока. Доступная для умственно отсталых школьников логика научных доказательств, опирающаяся на имеющиеся у них знания, простая и убедительная форма изложения являются основами хорошего понимания и усвоения учащимися нового материала. В специальной школе объяснение может включаться и в другие части урока (например, в процесс закрепления), когда материал не понят какой-то частью учащихся и требует повторного объяснения на более доступном уровне. 5. Закрепление - этому этапу урока уделяется особое внимание. Закрепление в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий проводится учителем после объяснения нового материала. 6. Повторение - это систематизация, сообщение, воспроизведение учебного материала по темам, разделам, курсам. Для повышения эффективности процесса повторения в специальной школе рекомендуется разнообразить его формы (например, использовать рассказ по картине, диапозитивы, слайды, сюжетные и ролевые игры и т. д.). 7. Подведение итогов и оценка работы учащихся. Учитель воспроизводит основное содержание урока, выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний. Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учащихся, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков учащихся выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание их определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных уровень овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают учащимся дальнейшее успешное продвижение в учении. 8. Домашнее учебное задание. Сообщая задание на дом, учитель разъясняет основные положения и способы его выполнения. Главная задача этого этапа урока заключается в том, чтобы помочь ученикам организовать свой домашний учебный труд. В зависимости от учебной задачи и содержания работы соотношение частей урока меняется. Некоторые из них занимают главное место на уроке, другие - подчиненное, вспомогательное или вовсе отсутствуют. В связи с этим возникают особенности в построении различных типов уроков. Типы и структура уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|