Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида




В специальном обучении используются специфические для каждой категории обучающихся методы и приемы коррекционно-педагогической работы. Общепедагогические методы и приемы обучения применяются особым образом: путем сочетания методов, которые взаимодополняют друг друга. Метод в обучении – самостоятельная структурная единица. Он всегда подчинен определенной цели, решает поставленную задачу, ведет к усвоению определенного содержания, приводит к планируемому результату.

Выделяют следующие факторы, определяющие выбор методов обучения:

1. В связи с отклонениями в развитии перцептивной сферы у обучающихся значительно снижены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной.

2. Слово учителя в начале обучения не может быть ведущим.

3. Разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в образовательном процессе логических и гностических методов. Следовательно, предпочтение отдается индуктивному методу, а также объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.

 

Основные методы обучения

 

 


Методы обучения, применяемые в специальной школе:

Практические методы:

1) упражнения;

2) лабораторно-практические работы;

3) опыты;

4) учебно-производственный труд;

5) игра.

Наглядные методы:

1) самостоятельное наблюдение;

2) метод иллюстраций;

3) метод демонстраций.

Словесные методы:

1) рассказ;

2) объяснение;

3) беседа;

4) работа с книгой.

Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Они весьма разнообразны и используются при обучении школьников разным учебным предметам. В зависимости от целей обучения упражнения различаются на обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные); по месту оформления работы (классные и домашние); по форме словесного выражения мысли (устные и письменные); по мыслительным операциям, которых они требуют от ученика (аналитические, аналитико-синтетические, синтетические) Так на уроках русского языка используются грамматические и орфографические упражнения; для уроков математики характерно решение задач и примеров, построение чертежей; для уроков географии и истории - работа с картами; на уроках физкультуры имеют место обще развивающие упражнения, ритмические, дыхательные; на уроках труда применяются ознакомительные и тренировочные упражнения для отработки двигательных приемов и т. д.

Упражнения сочетаются с объяснением, беседой, рассказом, демонстрацией, игрой, лабораторной работой, применяются при работе с учебником.

Эффективность упражнений зависит от соблюдения ряда требований:

- Сознательное выполнение учащимися задания.

- Соблюдение определенной последовательности в подборе упражнений. Например, выбор подготовительных упражнений для пропедевтического этапа обучения на уроках русского языка, математики, рисования, труда. Эти упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, движений руки. На уроках русского языка особое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию фонематического восприятия и представлений, являющихся основой для выработки навыков чтения и письма. Сформированные в ходе разных упражнений знания и умения служат фундаментом для дальнейшего обучения.

- Упражнения должны использоваться в определенной системе с постепенным повышением уровня трудности заданий и самостоятельности учащихся при их выполнении. Обязательным условием при этом является повторение определенных типов упражнений на ограниченном учебном материале, что необходимо для выработки определенных умений.

- Разнообразие упражнений, чтобы избежать механической работы детей и формировать у них умение применять полученные знания вначале в условиях приближенных к предыдущим, а затем в новых.

- Упражнения должны быть связаны с жизнью, практической деятельностью учащихся. Материалом для них могут быть уроки труда, социально-бытовой ориентировки, экскурсии на производство, в природу.

Лабораторно-практические работы в основном применяются как метод приобретения новых знаний, но могут использоваться и для закрепления. Этот метод в процессе обучения сочетается с беседой, объяснением, наблюдением, демонстрацией. Чаще всего он используется на уроках естествознания, географии, труда, математики, развития речи.

Проведение лабораторных работ и демонстрация опытов учителем позволяют показать учащимся связи единичного в целом и общего в единичном, помогают им разобраться в классификации и дифференциации объектов, способствуют воспитанию целенаправленного наблюдения, умению выделять существенные признаки и свойства, делать выводы на основе результатов опытов. Лабораторные работы могут проводиться после сообщения учителем теоретических знаний и служить подтверждением сказанному. Возможен и другой вариант, когда учащиеся приобретают знания на основе проведенных опытов, делают выводы и обобщения под руководством учителя.

Для эффективности применения лабораторных работ необходима тщательная подготовка. Прежде всего - соблюдение последовательности, предусматривающей вначале знакомство детей с лабораторным оборудованием и правильным пользованием им, затем выполнение опытов по показу учителя и словесной инструкции, по словесной инструкции с частичной помощью, и наконец, самостоятельно по словесной инструкции.

Практические работы— это предметная деятельность учащихся, связанная чаще всего с выработкой определенного умения. На уроках математики это могут быть измерения с помощью различных инструментов и приспособлений, построения, взвешивания и т. д. На предметных уроках — это уход за комнатными растениями, посадка семян, сбор семян для подкормки птиц и т. д.

Игра как метод обучения особенно подробно разработана в дошкольной педагогике и широко применяется на занятиях во всех группах детского сада для всестороннего развития личности ребенка.

Дидактические игры в специальной школе чаще всего применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Они сочетаются с рассказом, беседой, объяснением учителя, наблюдениями, упражнениями. Место и характер игры диктуются изучаемой темой, составом класса, подготовленностью детей. Использование игр позволяет заинтересовать их, вызвать положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.

В младших классах важное место занимают игры, направленные ни коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умения ориентироваться в пространстве, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр у учащихся развивается речь, формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор, В зависимости от учебного предмета на уроках применяются дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, моделирование реальных ситуаций как усложненный вариант сюжетно-ролевой игры и др.

Игры оказывают положительное корригирующее влияние на развитие учащихся при соблюдении ряда условий:

1. Они должны быть доступны по сюжету и движениям, представлять интерес для учащихся, подготавливать их к дальнейшей работе.

2. Игры следует тесно связывать с программным материалом и темой урока, подбирать с учетом психофизических и возрастных особенностей детей.

3. Перед их проведением необходима подготовительная работа, направленная на уяснение правил игры, сюжетной линии, конечной цели.

4. Учитель должен руководить игрой, оказывать дифференцированную помощь детям, при необходимости совместно у учениками исполнять игровые действия.

5. Все виды игр требуют хорошего оснащения.

Наблюдение. Этот метод определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятия человеком предметов и явлений окружающего мира. Чаще всего он используется с целью обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, наблюдать труд людей, анализировать факты и явления, обобщать их. Объектами наблюдений также служат арифметические записи, предметные множества, числа, геометрические фигуры и т. д. В старших классах учащиеся наблюдают опыты, различного рода наглядные пособия, тексты, работу механизмов, станков и т. п. Активное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие (на основе чувственного познания окружающей действительности) развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.

Успех наблюдений во многом зависит от правильного сочетания слова учителя и средства наглядности.

Выделяют следующие формы сочетания слова и наглядности (по Л.В. Занкову):

1. Посредством слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися.

2. Посредством слова на основе осуществляемого школьниками наблюдения наглядных объектов учитель ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей и явлений, которые не могут быть увидены в процессе восприятия.

3. Учащиеся получают сведения об объекте из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных обобщений.

4. Отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются.

Выбор того или иного способа сочетаний слова и наглядности зависит от задач обучения, учебного предмета, темы, подготовленности учеников.

Общие требования к организации наблюдения:

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим.

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

Метод демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Данный метод обучения как правило применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты, опыты, способы выполнения двигательных приемов, все виды учебно-наглядных пособий. Последние можно подразделить на несколько видов: натуральная и образная наглядность, символическая наглядность, схематические изображения, графические средства наглядности. К наглядности относятся также технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков на этапах сообщения новых: знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы.

К демонстрации как методу в специальной школе предъявляют следующие общие требования:

- Демонстрируемый объект должен быть хорошо виден со всех точек класса;

- Каждый учащийся действует согласно полученной инструкции и поставленной задаче, обращает внимание на те свойства и стороны демонстрируемого объекта, которые связаны с сообщаемыми знаниями;

- Словесное описание объекта учащимися должно способствовать развитию у них наблюдательности, формировать правильную, логически обоснованную речь.

Последовательность восприятия (изучения) предмета:

1. Восприятие предмета в целом (педагог в яркой, образной форме дает общую характеристику предмета).

2. Обследование с анализом (вначале выделяются крупные части, затем – мелкие, определяется их форма, цвет, величина и т.д.).

3. Определение строения предмета – соотношение крупных и мелких частей.

4. Рассматривание вновь всего предмета в целом.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей. В рассказе сообщаются сведения о научных открытиях, биографиях писателей, поэтов, исторических событиях, описывается жизнь животных и растений и т.п.

К рассказу в специальной школе предъявляются следующие требования:

- Определенность темы и содержания. Рассказ запоминается лучше и усваивается легче, если сведения, факты, события, примеры и т.д. объединяются одной общей темой, единой задачей, которая раскрывается последовательно и систематически.

- Эмоциональность. Связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями и событиями делает его интересным и более доступным для понимания умственно отсталыми школьниками, вызывает сопереживания и пробуждает чувства. Учитель готовит свой рассказ, учитывая конкретную ситуацию и психологические особенности учеников.

- Четкость структуры. Рассказ учителя должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминация, финал. Как метод рассказ используется на разных этапах урока, он может быть и средством сообщения дополнительных знаний.

Рассказ может занимать на уроке самостоятельное место, а может быть включен в процесс объяснения на разных его этапах. В начале урока он подготавливает учащихся к усвоению нового материала. В этом случае в своем рассказе учитель систематизирует и обобщает знания по данной теме, полученные учащимися ранее. Если рассказ является основным методом сообщения новых знаний, то ему уделяется основная часть урока. В конце урока рассказ учителя обобщает изученное.

Объяснение – метод овладения теоретическим учебным материалом. Главная особенность этого метода – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи, которую можно решить на основе достигнутого уровня знаний и развития учащихся;

- строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ, синтез, наблюдения и выводы, индукция (на основе конкретных фактов делается вывод), дедукция (на основе ранее изученных общих положений формулируется более конкретное правило, положение);

- использование иллюстративного материала;

- формулировку выводов;

- включение дополнительных разъясняющих моментов, которые бывают необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения.

Существенным звеном объяснения является получение обратной связи, которая реализуется путем постановки вопросов, побуждения учащихся к высказыванию своего понимания трудных мест, предложения выполнить отдельные умственные или практические действия.

Беседа как метод обучения представляет собой вопросо-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование к использованию этого метода – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся.

Требования к постановке вопросов:

- четкость и правильность формулировок;

- доступность содержания;

- связь между задаваемыми вопросами;

- разнообразие их форм и формулировок;

- вопросы должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.

Работа учащихся с учебником, книгой. Основное внимание при использовании этого метода обучения уделяется следующим требованиям: каждый ученик должен иметь книгу, уметь находить то место, которое изучается; учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания (найти абзац, прочитать, указать тему, вопрос, задание, правило и т.п.). В специальной школе необходимо проверить правильность усвоения полученной инструкции.

Методы обучения применительно к отдельному уроку или части урока приобретают более детальный характер. Метод в этом случае распадается на ряд приемов. Прием – это деталь, часть метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков. Метод строится из приемов, но не является их совокупностью.

Формы обучения

1. Индивидуальное обучение.

Первоначально обучение детей и взрослых с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное (в домашних условиях, монастырях). Это обучение было ремесленным или художественным.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:

- если ребенок обучается в домашних условиях;

- когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);

- когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия.

При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий около 20-30 минут.

2. Индивидуально-групповая форма организации обучения.

Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.

3. Классно-урочная система.

Урок – одна из форм организации учебного процесса. Урок – сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.

Отличие урока от других организационных форм учебной работы:

- состав группы учащихся постоянен;

- деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;

- ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например,

- при обучении математике в первом классе – подготовительный период); пропедевтический предмет – развитие речи.

Особенности урока в специальной школе:

1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, так как:

- дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;

- усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;

- требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;

- на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.

В старших классах уроки приобретают классические черты.

2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами. Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности взаимопомощи.

Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от отсталых детей.

4. Дополнительные формы организации педагогического процесса в системе специального образования.

В числодополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:

- экскурсии;

- дополнительные занятия;

- внеклассные формы педагогической работы (например, внеклассное чтение);

- самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).

5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса в системе специального образования (школах-интернатах).

В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования входят:

- факультативы;

- кружковая и клубная работа;

- эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, экспедиции).

6. Дифференцированно-групповая и бригадная формы.

Это работа парами, бригадами. Дети объединяются группами в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно-образовательного процесса. Групповые формы работы способствуют активизации деятельности детей, более полному вовлечению их в учебный процесс. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность.

Методика проведения экскурсии

Типы экскурсий:

1. Учебные экскурсии.

Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же закрепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.

Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1-5 классах в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи. Основными задачами этих уроков являются коррекция познавательной деятельности школьников, развитие их мышления и речи. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду.

Экскурсии для систематических наблюдений за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных предусматриваются 2-3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере.

Во время этих экскурсий школьники изучают такие явления природы, которые невозможно наблюдать в классе: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, весны. Они знакомятся с местными растениями (травами, цветами, кустами, деревьями), животными (бабочками, муравьями, жуками, птицами). Важно показать, как изменяется жизнь растений (набухание почек, появление листьев, цветов, листопад и т. д.) и поведение животных (зимняя спячка, перелет и т. д.) в разное время года. Большое воспитательное значение имеют наблюдения за сезонной работой взрослых в поле, саду, огороде.

2. Тематические экскурсии. При изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии.

Ученики знакомятся со школой, со школьными мастерскими, наблюдают за работой в них старшеклассников. Они выходят во двор школы, на улицу, совершают экскурсии по родному городу, изучают правила дорожного движения. Для ознакомления с предметами живой и неживой природы ученики выходят в сад, огород, поле, лес. Например, с некоторыми растениями лучше сначала познакомиться в природе (например, с деревьями, кустарниками), а затем уже завершить их изучение на уроке. Другие растения могут быть сначала предъявлены ученикам в классе, а затем они знакомятся с ними в естественной обстановке в лесу, поле (травы, первоцветы, злаки), на огороде, в саду (овощи, фрукты), на клумбе (цветковые растения).

Все тематические экскурсии по характеру и учебным задачам делятся на вводные, текущие и итоговые.

Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала, проводятся для общего наблюдения и первоначального ознакомления с предметом ила объектом изучения.

Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой.

К проведению экскурсий предъявляются определенные требования. Все они должны быть тщательно подготовлены.

1. Подготовка учителя (определение целей и задач; отбор содержания и методов его преподнесения; посещение места экскурсии; изучение и подготовка объектов изучения, наметить план проведения занятия, продумать систему вопросов и заданий).

2. Подготовка учащихся (нацеливание на предстоящую деятельность; ознакомление с планом проведения экскурсии; повторение правил поведения, дорожного движения; обеспечение документами и принадлежностями; установка на выполнение задания).

Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных