Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Обучение математике - одно из основных направлений подго­товки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к са­мостоятельной трудовой жизни




КУРСА МАТЕМАТИКИ

Обучение математике - одно из основных направлений подго­товки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к са­мостоятельной трудовой жизни. Достижение цели работы специ­альной школы VIII вида - социальной адаптации умственно от­сталых школьников - предполагает решение на уроках математи­ки образовательной, коррекционно-воспитательной и практиче­ской задач.

Работа по формированию элементарных математических пред­ставлений начинается в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. В течение четырех лет воспитанники специально­го детского сада учатся оперировать предметными множества­ми, сравнивать объекты по величине, форме, ориентироваться в пространстве и времени, выполнять простейшие измерения с по­мощью условных мерок, знакомятся с числами и арифметически­ми действиями (сложением и вычитанием) в пределах 5.

Концентрическое распределение учебного материала в про­граммах специальных дошкольных и школьных учреждений по­зволяет обеспечить преемственность в изучении математики в детском саду и школе для детей с нарушениями интеллекта, созда­ет условия для реализации дидактических принципов: научности, Доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности, непрерывного повторения учебного мате­риала.

В программе по математике учтены различные возможности Умственно отсталых учащихся в овладении учебным материалом. В ней содержится перечень обязательных и необязательных зна­ний и умений, которыми должны овладеть школьники при пере­ходе в следующий класс и при завершении обучения в специаль­ной школе.

Весь математический материал разделен на пять концентров. Первый концентр - «Десяток» - изучается в I классе. Второклассники знакомятся с числами в пределах 20. На 3-4-м годах обуче­ния изучается концентр «Сотня», в V классе - «Тысяча», в VI, VII, *Ш классах - «Многозначные числа». В каждом концентре представлены основные разделы курса математики: нумерация и арифметические действия в соответствующих пределах числового Ряда, величины и единицы их измерения, элементы наглядной геометрии. Реализация принципа концентризма дает возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися.

Несмотря на то, что обучение математике носит практический характер и коррелируется с трудовым обучением, уроками черчения, рисования, естествознания, географии, истории, физической культуры и др., умственно отсталые школьники должны овладеть комплексом доступных теоретических понятий.

В ходе изучения математического материала ученики с нарушениями интеллекта овладевают понятиями числа, величины, фигуры. Учащиеся должны:

1. Научиться читать, записывать и называть в определенной последовательности целые числа в пределах 1 000 000, обыкновен­ные и десятичные дроби, выполнять с ними арифметические дей­ствия.

2. Усвоить знания о величинах (длине, стоимости, массе, пло­щади, объеме, времени), единицах измерения величин и их соот­ношении, уметь измерять величины.

3. Овладеть знаниями о плоскостных и объемных геометриче­ских фигурах и их свойствах, уметь выполнять построение фигур.

Основываясь на результатах экспериментального изучения особенностей овладения детьми с нарушениями интеллекта дочисловыми и числовыми представлениями, а также на данных психо­лого-педагогического характера Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М. Н. Перовой, В. В. Эк и других, были разработаны спе­циальные методики обучения математике умственно отсталых школьников.

Центральное понятие математики - понятие числа. Его специ­фика заключается в том, что число есть отвлечение не просто свойства, а свойства свойств и поэтому представляет собой абст­ракцию от абстракции, или, как пишет А. К. Сухотин, «обоб­щающую абстракцию».

Усвоение понятия числа возможно при наличии у ученика опре­деленного уровня развития мыслительных операций (анализа, син­теза, абстрагирования, обобщения, сравнения, классификации).

Своеобразие мыслительной деятельности, недостатки генети­чески более поздней словесно-логической формы мышления обу­словливают неизбежное возникновение трудностей в процесс формирования у умственно отсталых учеников абстрактных ма­тематических понятий и закономерностей.

Вместе с тем учеными доказано, что математика как учебных предмет содержит необходимые предпосылки для развития по­знавательных возможностей, коррекции интеллекта и личности умственно отсталых учащихся.

Важнейшая сторона коррекции мышления у умственно отсталых учеников - совершенствование не только индуктивных, но и дедуктивных умозаключений, т. е. формирование у них умений обобщать причины однородных явлений и в то же время умений использовать эти обобщения для объяснения новых явлений того ^е порядка, что и уже известные им. Но, к сожалению, система и методика изучения чисел в школе VIII вида построены на основе только индуктивного метода формирования понятий - приемами индуктивного обобщения.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных