Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философская стадия развития политологии




Первая, философская стадия развития политологии охватывает период приблизительно со времен Аристотеля до гражданской войны в Америке (1861 – 1865 гг.) – древний и новый период.

Это было время накопления философского знания об обществе и политике и самых весомых открытий. Уже в Древней Греции Аристотель (384-322 гг.до н.э.) дал определение политических режимов и ввел такие термины, как «монархия», «аристократия», «олигархия», «демократия» и др. Аристотель положил начало политической науке, как Геродот - истории. Политическая наука исследует государство (полис). Учение о нем он развил в трудах: «Политика», «Афинская Полития», «Этика», «Риторика». С того времени политическая философия стала неотъемлемой частью духовной жизни общества. Аристотель выделял три правильные формы правления (монархию, аристократию, политию), при которых правители отстаивают общую пользу, и три неправильные (тирания, олигархия и демократия), при которых достигается лишь личная польза для правителей. Идеалом государственного строя Аристотель считал конституционное правление. Над всем должен властвовать закон и только закон.

 

Государство в трактовке Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. е.) — прославленного римского оратора, государственного деятеля и мыслителя, — это согласованное правовое общение. Его взгляды изложены в трудах: «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». Цицерон считал, что естественное право возникло раньше писаных законов и раньше, чем любое государство. Именно государство по своей сути является воплощением того, что есть справедливость и право. Таким образом, Цицерон стоял около истоков понимания идеи «правового государства».

На этом этапе развития появляется т еологическая парадигма.

На ранних этапах существования общества господствовало сверхъестественное толкование политической власти, ведь люди еще не были в состоянии обосновать внутренние и внешние факторы политических явлений. Такое толкование политики трудно назвать концептуально-теоретическим. Поэтому считается, что интерпретация теологической парадигмы политики утвердилась, начиная с трудов Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225-1274) исходил из того, что существует три элемента власти: принцип, средство и существование. И если первый идет от Бога, то второй и третий – от коллективного человеческого ума, от народа. Божественное право, по его мнению, дает власть не одному человеку, а многим. Могущество власти идет от бога, а роль и назначение человека заключаются в необходимости самого точного и полного отображения в своем поведении предопределений Всевышнего.

Современная политология считает, что тоталитарные режимы точно скопировали логику политических взаимоотношений людей и власти, предложенную средневековым философом. Теологическая парадигма исходила из того, что люди в своей массе не могут понять наивысшие предопределения Бога, и потому власть несет в себе вечную невыясненность, загадку, выяснить которую могут только посредники между народом и Богом. Нежизненность и непродуктивность этой парадигмы делают ее в современный период сугубо умозрительной конструкцией, которая не способна решать политические проблемы.

 

Раннее Новое время – Ренессанс

Систему взглядов на государство и общество раннего этапа Нового Времени – периода Возрождения XIV—XVI ст., можно назвать гражданской концепцией. Ее точкой отсчета был индивид — гражданин. Внимание преимущественно сосредоточивалось на вопросе о происхождении и основании государства, а государство рассматривалось как уникальная независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.

Натуралистические парадигмы пытаются выяснить природу политики, исходя из доминирующего значения факторов, которые имеют несоциальный характер: территориальные, экономико-географические, физико-климатические и другие явления. Поэтому натуралистическая группа парадигм включает в себя географическую, биологическую и психологическую парадигму. Наиболее существенными подходами при натуралистическом объяснении явлений политики считаются геополитика, биополитика и психологическая концепция.

Основателем географической парадигмы является Жан Боден (1530-1596 ), который сформулировал теорию влияния климата на политическое поведение людей. Он считал, что народы стран с умеренным климатом более сильные и менее хитрые, чем народы Юга; они более умны и менее сильны, чем народы Севера и больше всего подходят для управления государством. Поэтому большие армия пришли с Севера, тогда как оккультизм, философия и математика пришли от южных народов. В конце ХІХ ст. эти представления и идея относительно сравнения истории человечества и истории природы оформились в самостоятельное научное направление в политической науке – политическую географию.

Очень важное влияние на будущую политологию имело творчество итальянского мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469–1527 гг.). Макиавелли одним из первых рассмотрел политику как самостоятельную отрасль знания. В центре его политического учения была проблема государственной власти, а все его исследования подчинены решению практических задач государственного управления.

Последующее развитие гражданская трактовка политики получила в трудах английского мыслителя Томаса Гоббса (1588—1679). Оправдывая реставрацию монархии в Англии, Гоббс как сторонник монархии считал, что это наилучшая форма власти, но власть короля не происходит от Бога, а есть результат общественного договора. Государство — это и есть общество, а общество — это и есть государство, они стоят над человеком. Гоббс пришел к выводу, что суверенная власть в обществе необходима для того, чтобы лишить его членов хаоса и насилия. В обмен на выполнение обязанностей и подчинение гражданин получает безопасность и защиту. Обосновывая государственный строй, Т. Гоббс считал возможными лишь три формы его существования: монархию, демократию и аристократию. Оптимальной формой правления является абсолютная монархия, ограниченная обязанностью правителя обеспечивать защиту и благосостояние всех членов общества.

Известного английского философа Джона Локка (1632—1704) считают родоначальником либерализма, он впервые четко выделил такие понятия, как личность, общество, государство, поставив личность на первое место. Человек от роду наделен естественными правами, которые никто не может отобрать. Это, в частности, право на жизнь, свободу и собственность. Частная собственность является естественным правом человека и положительно влияет на него, ведь, во-первых, дает возможность человеку обеспечить себя и свою семью всем необходимым, а во-вторых, способствует формированию индивидуальности.

Как и Гоббс, Локк считал, что государству предшествовало природное состояние, в котором не было «войны всех против всех», однако люди время от времени причиняли вред друг другу. Как умные существа люди пришли к выводу относительно необходимости иметь орган, который осуществлял бы правосудие. Однако Локк ставил государство в зависимость от общества, а общество — от личности. Именно такой подход впоследствии положен в основу политической доктрины либерализма: государство действует только с целью защиты прав личности. Локк выступал за разделение законодательной, исполнительной и федеральной власти. Самой совершенной формой государства является не абсолютная, а конституционная, монархия.

Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689—1775) известен в истории политической мысли своим трудом „О духе законов”, благодаря которому он стал одним из самых известной политических фигур мира.

Монтескье выделил три справедливые (правильные) формы государства — демократия, аристократия и монархия, — и одну несправедливую (неправильную) — деспотию. Именно в конституционной монархии воплощено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье считал, что оптимальная форма власти — это правительство, сформированное на принципе разделения ветвей власти, между которыми поддерживается своеобразное равновесие, что, по его мнению, дает возможность лучше сохранить свободу и улучшить благосостояние.

Английские и французские мыслители оказали огромное влияние на американских просветителей, немало из которых стали идейными вдохновителями американской революции 1775—1783 гг. и отцами-основателями Соединенных Штатов Америки. Благодаря тому, что на то время в Европе уже были хорошо заметны недостатки унитарного независимого государства, отцы-основатели Соединенных Штатов Америки последовательнее разрабатывали проблему политического равенства и демократии.

Творцом второй и последней Конституции США 1787 г. считается Джеймс Мэдисон (1751—1836). Дж. Мэдисон и А. Гамильтон были выдающимися теоретиками республиканизма. Суть их концепции: народ — единственный источник политической власти, а выборы — отличительная черта республиканского правления. Однако при такой форме правления представители фракции большинства в парламенте могут действовать в интересах народа, а могут и изменить ему. Чтобы не допустить этого, Мэдисон и Гамильтон ввели принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную (о необходимости которого они узнали от Монтескье) и создали механизм сдержек и противовесов, согласно которому вся три ветви власти есть относительно равны: «Разделение власти + принцип ограничений и противовесов = свобода». Этот механизм до сих пор действует в политической системе США.

Политическое мнение Нового Времени: социальная концепция

В этот период гражданскую концепцию политики сменяет социальная, объектом рассмотрения которой становится уже не индивид, а нация, класс, человечество. При определении характера государства внимание сосредоточивается не на законах, которые здесь действуют, а на истории государства, а также на экономических проблемах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных