ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос № 1 Сущность и цели государственного регулирования Н.Э.Общая и государственная экономическая политика Экономическая политика предполагает знание состояния и проблем национальной экономики, выбор альтернативных действий с учетом предпосылок, целей, доступных финансовых ресурсов, побочных эффектов и возможностей существующего строя. Общая экономическая политика не только применяет методы и результаты исследований экономической теории, но и разрабатывает альтернативные решения хозяйственных задач. Наряду с общими закономерностями она учитывает экономические интересы, исследует их взаимодействие и конфликты, признает плюрализм интересов и рассматривает их возможные последствия. В основе экономической политики лежит анализ ситуации в народном хозяйстве (диагноз состояния), а также четко и обоснованно сформулированные экономические цели. Задачи науки наряду с объективной оценкой ситуации и обоснованием целей — создание, подбор и совершенствование инструментов, разработка методики их применения, оценки эффективности, с тем чтобы изменить ситуацию в соответствии с поставленными целями. Основную часть общей экономической политики составляет государственная экономическая политика (ГЭП). Она является одной из отраслей экономической науки и представляет собой целенаправленное воздействие на хозяйственные процессы на макро- и микроуровне, создание и совершенствование рамочных условий экономического развития в соответствии с определенным общественным строем. Экономическая политика государства как одно из направлений государственной политики включает социальную, оборонную, внешнюю, экологическую и некоторые другие виды политики. Государственное регулирование национальной экономики (или экономическая политика) — явление нормативное: оно исходит из анализа хозяйственной ситуации (диагноза состояния) и максимально конкретной и ясной постановки целей. Эти цели должны быть четко сформулированными, количественно определенными и аргументированными, т.е. рациональность их может быть проверена научным анализом и сравнением с аналогичными ситуациями в собственной стране и за рубежом. Далее разрабатываются средства (инструменты),способные преобразовать реальную экономическую ситуацию в направлении поставленных целей. Понятие ГРЭ Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование экономики в современных условиях является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, которые выдвигаются на передний план в зависимости от остроты проблем, возникающих в хозяйстве и социальной сфере: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддержание внешнеэкономического равновесия. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. Объективная возможность ГРЭ появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться ГРЭ. Именно острога экономических, социальных, мирохозяйственных, экологических проблем, осознанная и интерпретированная государственными и общественными субъектами, вызывает конкретные акции со стороны государственных органов. Проблемы ГРЭ в современной России Явление и понятие ГРЭ и в капиталистических странах, и в советской экономической литературе всегда противопоставлялись государственному планированию, т.е. управлению экономикой в странах социализма. Многие российские экономисты испытывали и продолжают испытывать эйфорию по поводу массовой спешной приватизации государственной собственности, считая, что частная собственность сама по себе способна автоматически решить проблемы повышения эффективности производства и социально справедливого распределения. Однако частная собственность представляет собой хотя и определяющий, но только один из элементов современной модели высокоразвитой социально-экономической системы. Ее нельзя рассматривать в отдельности от мотивации предпринимательства, корректируемой ГРЭ, от уровня развития производительных сил, освоенности территории страны, накопленного технического, административного, трудового и политического опыта народа, его социальной сознательности, совершенства и эффективности законодательства и реального управления. Без учета этих факторов невозможно понять, почему длительное господство частной собственности в развивающихся странах не принесло большинству из них процветания и решения социальных проблем. В настоящее время в России частный сектор охватывает основную часть промышленности и сферы услуг Многие глобальные задачи, стоящие перед страной, явно не могут быть решены при помощи исключительно рыночного механизма; это прежде всего относится к выходу из глубочайшего в истории России в мирное время экономического кризиса, восстановлению межотраслевых пропорций после их катастрофического нарушения в результате развала хозяйственного пространства СЭВ и СССР. У государства по аналогии с другими странами есть достаточно возможностей регулирования экономики при помощи законов, налогов, норм амортизационного списания основного капитала, таможенных пошлин, валютных курсов, бюджетных расходов и государственной собственности. Однако наряду с эйфорией по поводу всемогущества частной собственности в общественном сознании встречается другое заблуждение: разочарование в промежуточных результатах переходного периода и ностальгия по социалистическим методам управления народным хозяйством. В государственном аппарате медленно распространяется понимание необходимости перехода от прямого управления, часто основанного на административном принуждении, к регулированию (формулировка целей, достижение которых в достаточно(1 степени материально мотивируется). В ряде случаев имеют место меры традиционного социалистического прямого управления, вместо того чтобы методами воздействия побуждать субъекты экономики добровольно действовать в направлении достижения желаемых целей. Государственная экономическая и государственная социальная политика ГЭП — это целенаправленное формирование, совершенствование и регулирование экономического строя, рамочных условий развития народного хозяйства, содействие решению конкретных экономических проблем, ГЭП — плоть от плоти существующего экономического строя. Она порождена им, призвана его защищать, совершенствовать и адаптировать к изменяющимся условиям. ГЭП не может быть направлена против существующего строя. Если экономическая политика направлена против социально-экономической системы, то она служит новому строю, разрушая старый, как это было в ходе всех мирных и немирных успешных революций. ГЭП разрабатывается и осуществляется людьми, а люди в своих мыслях и поступках руководствуются определенной системой ценностей. Эта система ценностей зависит от генерального выбора всех членов общества, большинства или активного меньшинства, захватившего власть, в пользу определенного социально-экономического строя. Основной целью регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность. От этой цели распространяется «дерево» частных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами управления. Например, цель — выравнивание экономического цикла — направлена на объект, т.е. на экономический цикл; совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства — на отраслевую и региональную структуру. Очевидно, что названные цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и, во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута автономно от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения. Названные цели частично перекрывают одна другую; одна может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами управления и от установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая цель может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. В «дереве целей» возможны не только отношения подчинения конкретных целей генеральной, но и отношения соподчинения и взаимозависимости между самими конкретными целями, т.е. конкретные цели внутри «дерева целей» могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Положение показателей на «дереве целей» нестабильно, постоянно меняется в зависимости от хозяйственной ситуации и экономических задач. В условиях кризиса первичной целью является выход из него в узком смысле — оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. В условиях длительного дефицита платежного баланса, роста внешней задолженности, уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель — оздоровление платежного баланса и подчиненные ей цели привлечения капитала в страну, повышения национальной конкурентоспособности на мировых рынках.. Цели ГРЭ Генеральной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Дерево целей Наряду с генеральной существует большое количество более конфетных целей, подчиненных генеральной, служащих ей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута. Все эти цели в совокупности с генеральной образуют дерево целей Цели бывают количественными — в абсолютных или относительных показателях (например, сокращение числа зарегистрированных безработных до 1 млн. человек или на 15%) — и качественными (повышение национальной конкурентоспособности, улучшение образования или окружающей среды). По времени, необходимому для их ^достижения, цели могут быть близкими, краткосрочными (стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты), среднесрочными (создание производственных.мощностей по выпуску компьютеров) и долгосрочными (экономическое развитие Южной Италии до уровня Северной). Типы целей Цели ГРЭ по их характеру можно разделить на следующие типы: • направленные на сохранение существующего положения: на Народно-хозяйственном уровне — поддержание нормальной занятости, стабильности денежного, обращения; на отраслевом и региональном уровнях — поддержание попавших в тяжелое положение отраслей, районов или крупной фирмы, от которой зависит положение в районе;
· Стимулирующие прогрессивные процессы, происходящие в экономике, которые желательно ускорить(развитие отраслей высокой технологии); · Направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности или новых технологий – стимулирование лизинга оборудования,разрешения права голоса на депонирование акции, создание новых энергетических установок; · Нейтральные, косвенно влияющие на осуществление главных целей: создание новых научно-исследовательских и образовательных центров, помощь мелким и средним предпринимателям, проведение национальных выставок за рубежом и другие
Допустимость таких мер зависит от устойчивости и эластичности социально-экономического строя в конкретной стране в конкретный исторический период. Перечисленные цели являются типовыми, т.е. часто встречающимися в практике ГРЭ развитых и развивающихся стран. Однако перед правительствами иногда встают цели, не имеющие аналогов в мировой практике государственного регулирования. Аналогичная цель после распада СССР стоит и перед российской государственной экономической политикой. Можно было бы назвать еще категорию целей, принципиально враждебных существующему строю, но они уже не являются целями ГРЭ, а служат революции или мирному переходу к другому строю, т.е. это цели государства, создающего при помощи ГЭП другой строй. К числу таких целей относятся, например, огосударствление земли, банков, производственных мощностей при переходе к социализму или приватизация при переходе к рыночной
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|