Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативные административно-правовые акты: понятие, особенности, виды




Понятие административно-правовых актов. Субъекты, наделенные правотворческой компетенцией на принятие нормативных административно-правовых актов. Критерии классификации и виды нормативных административно-правовых актов.

Нормативный административно-правовой акт - один из видов нормативных правовых актов, принятый субъектом, наделенным правотворческой компетенцией, устанавливающий нормы административного права и обеспечивающий регулирование общественных отношений, имеющих место в сфере организации и деятельности государственной администрации, ее юрисдикции. В связи с тем что нормативные правовые акты устанавливают систему норм права, другие средства правового регулирования и призваны воплощать в себе дух права и важнейшие социально-нравственные ценности, их называют источниками и формой права.

Правотворческой компетенцией на принятие нормативных административно-правовых актов наделены: 1) органы законодательной власти РФ; 2) Президент РФ; 3) Правительство РФ и иные исполнительные органы государственной власти РФ; 4) законодательные органы субъектов РФ; 5) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; 6) представительные и исполнительные органы местного самоуправления; 7) администрация государственных органов и организаций.

Правотворческая практика знает множество нормативных правовых актов, в которых наряду с нормами административного права содержатся нормы других правовых отраслей (конституционного, гражданского, трудового, финансового, налогового). Данный вид актов по указанной причине называют смешанными. К таким актам можно отнести Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" [194]. В указанном Законе присутствуют одновременно нормы конституционного и административного права, поэтому его обоснованно можно именовать конституционным (государственно-правовым) и административно-правовым нормативным актом.

Базовые правовые положения, определяющие содержание правотворческой компетенции субъектов на принятие нормативных административно-правовых актов, установлены в Конституции РФ [27. Ст. 72, ч. 1, п. "к"; ст. 76, ч. 4; ст. 90, ч. 1; ст. 105, ч. 1; ст. 106, п. "в"; ст. 115, ч. 1 и 2]. Среди них наибольший интерес представляют следующие два: а) административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; б) вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Более детально компетенция исполнительных органов государственной власти на принятие нормативных административно-правовых актов регламентирована в федеральных и региональных законах, положениях, устанавливающих правовой статус, основы организации и деятельности органов данного вида (например, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации") [30. Ст. 23]. Правительство РФ постановлением от 13 августа 1997 г. № 1009 утвердило Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации |397|.

Нормативные административно-правовые акты можно классифицировать по самым разнообразным основаниям. Важнейшими из них являются структуризация предмета административно-правового регулирования и виды субъектов, принявших такие акты. Представление о соотношении структуры массива нормативных правовых актов и предмета регулирования можно получить при ознакомлении с рубриками раздела "Основы государственного управления" одобренного Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 Классификатора правовых актов, каждая рубрика которого соответствует определенной структурной части предмета административно-правового регулирования |229|.

Далее рассмотрим классификацию нормативных административно-правовых актов с учетом двух критериев: а) правовой формы актов (законы, указы, постановления, приказы и т.д.); б) структурной организации системы правотворческих субъектов.

Законы Российской Федерации

Эту группу административно-правовых актов составляют законы, обладающие после Конституции РФ высшей юридической силой. К ней принадлежат федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Иногда в специальной литературе к нормативным актам административного права относят Конституцию РФ, конституции (уставы) субъектов РФ. Представляется, что такая позиция не совсем корректна с точки зрения теории права и теории конституционного права. Поэтому в настоящем учебнике она не рассматривается.

Федеральные конституционные законы. Они являются сравнительно новым источником административного нрава и принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции РФ. Среди таких вопросов административно-правового характера условия введения чрезвычайного положения и установление отдельных ограничений прав и свобод граждан при чрезвычайном положении, определение режима военного положения и правового статуса, порядка организации и деятельности Правительства РФ 27. Ст. 108, ч. 1; ст. 56; ст. 87, ч. 3; ст. 88; ст. 114 ,4. 2; 30.

Федеральные законы. Эта группа законов, содержащих нормы административного права, активно пополняется. Принятие федеральных законов по вопросам административно-правового регулирования прямо предусмотрено в Конституции РФ. К таким вопросам отнесены, в частности: а) приобретение или прекращение гражданства [27. Ст. 6, ч. 1]; б) определение перечня сведений, составляющих государственную тайну [27. Ст. 29, ч. 4]; в) несение военной службы и установление случаев, когда возникает право ее замены альтернативной гражданской службой [27. Ст. 59, ч. 2 и 3]; г) установление права иметь гражданство иностранного государства или двойное гражданство [27. Ст. 62, ч. 1]; д) введение ограничений перемещения товаров и услуг на территории РФ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей [27. Ст. 74, ч. 2J; с) общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти 127. Ст. 77, ч. 1].

Ныне действуют, например, следующие Федеральные законы, содержащие административно-правовые нормы: "О воинской обязанности и военной службе", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", "Об образовании" [66; 67; 141; 191].

Нормативные правовые акты Президента РФ

Согласно Конституции РФ Президент РФ имеет право принимать правовые акты в форме указов и распоряжений [27. Ст. 90]. Указы могут быть нормативными и индивидуальными. Распоряжения часто относят в специальной литературе к индивидуальным правовым актам. Анализ правотворческой деятельности показывает, что среди актов, принимаемых в форме распоряжений, имеются и нормативные, и индивидуальные. В форме нормативных распоряжений издаются обычно правовые акты, которые носят внутриорганизационный характер и решают ограниченный круг вопросов.

В качестве примера нормативных административно-правовых актов Президента РФ можно назвать Указы "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" и "О структуре федеральных органов исполнительной власти" 1227; 2431. Рядом указов Президента РФ утверждены нормативные административно-правовые акты в форме положений о ряде федеральных министерств [258-262].

Нормативные административно-правовые акты федеральной администрации

В данной группе имеются следующие виды нормативных актов: а) акты Правительства РФ; б) акты федеральных органов исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции (министерств, федеральных служб и федеральных агентств); в) акты федеральных организаций, наделенных правотворческой компетенцией.

Нормативные административно-правовые акты Правительства РФ. Они издаются в форме постановлений и распоряжений, являются обязательными для исполнения в Российской Федерации [27. Ст. 115].

Широка и объемна компетенция Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти, поэтому огромно число принимаемых им административно-правовых актов. Одни из них носят концептуальный характер, концентрируя в себе сущность политики государства, исполнительной власти в определенной сфере, области. Например, распоряжением Правительства РФ утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации |291|.

Нередко акты Правительства РФ принимаются во исполнение определенных федеральных законов и указов Президента РФ, уточняют и детализируют механизм их реализации. К таким нормативным актам относятся Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Они утверждены постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 в соответствии с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" [180; 400].

Постановлениями Правительства РФ утверждены положения о федеральных органах исполнительной власти, консультативных и координирующих органах, правила осуществления определенных видов деятельности в сфере административно-правового регулирования, в частности: Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, Правила продажи отдельных видов товаров [335; 401].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных