Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Нормативные административно-правовые акты федеральных организаций. 1 страница




В Российской Федерации существует ряд федеральных организаций, которые не являются органами государственной власти, но которые наделены правотворческой компетенцией. Нормативные административно-правовые акты принимают от имени таких организаций их органы. К ним принадлежит, например, Центральный банк РФ. В соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц [171. Ст. 7]. Вопросы принятия и действия его нормативных актов урегулированы Положением Банка России от 15 сентября 1997 г. № 02-395 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России" [419].

Нормативные правовые акты государственных органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Нормативные административно-правовые акты в субъектах РФ вправе принимать все их органы законодательной и исполнительной власти. Среди таких актов следует назвать: а) законы субъектов РФ; б) нормативные указы высших должностных лиц субъектов РФ (президентов, губернаторов); в) постановления высших органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств); г) нормативные приказы и постановления исполнительных органов отраслевой компетенции субъектов РФ.

Законы субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ правотворческой компетенцией на принятие законов наделены все субъекты РФ [27. Ст. 5, 76]. Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ принимают региональные законы по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, по предметам исключительного ведения субъектов РФ. В форме законов они принимают обычно нормативные правовые акты, определяющие основы правового статуса правительств субъектов РФ.

Нормативные указы высших должностных лиц субъектов РФ. Высшие должностные лица субъектов РФ принимают административно-правовые акты в юридической форме указов. Такие акты издаются на основе и во исполнение региональных конституций (уставов) и законов, а по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов - кроме того, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.

Постановления высших органов исполнительной власти субъектов РФ. Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ издают правовые акты в форме постановлений и распоряжений. В форме постановлений правительства субъектов РФ утверждают положения о подведомственных им органах исполнительной власти, например о региональных министерствах.

Нормативные приказы и постановления исполнительных органов отраслевой компетенции субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ отраслевой компетенции созданы в различных организационно-правовых формах (министерств, комитетов, управлений, департаментов и т.д.). Указанные органы своими приказами либо постановлениями утверждают такие нормативные административно-правовые акты, какинструкции, положения, правила.

Нормативные административно-правовые акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные административно-правовые акты. Они подлежат исполнению на всей территории муниципального образования [27. Ст. 132; 195. Ст. 7].

Нормативные акты администрации государственных органов и организаций. Особенность нормативных административно-правовых актов данного вида состоит в том, что их действие ограничено узкими организационными рамками конкретного органа либо организации. Органы государственной власти РФ и ее субъектов являются, по существу, локальными структурами, а государственные федеральные и региональные организации могут быть локальными и корпоративными структурами. Поэтому издаваемые их руководителями (администрацией) акты получили наименование локальных либо корпоративных.

 

40. Порядок разработки, принятия, вступления в силу и опубликования административных нормативных правовых актов, прекращение их действия.

 

Действие нормативного административного акта возможно при наличии у него юридической силы. Под юридической силой административного акта понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления.

Условием юридической силы административного акта является соответствие установленным требованиям, предъявляемым как к его юридическому содержанию, так и к порядку принятия (издания).

С позиции юридического содержания нормативный административный акт должен отвечать следующим требованиям: соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству; основываться на разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов власти; издаваться органом исполнительной власти (должностным лицом) в рамках его компетенции; издаваться с соблюдением установленной для таких актов формы и процедуры подготовки, принятия и издания; административный акт не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований.

К порядку издания административных актов предъявляются требования о согласовании актов с заинтересованными лицами, о наличии реквизитов и т.п. Несоблюдение установленных требований к нормативным административным актам может повлечь за собой их отмену или приостановление их действия или их исполнения. Отмена административного акта может быть осуществлена как субъектами управления, которые приняли данный акт (либо вышестоящими органами), так и органами, имеющими право отмены административного акта в случае его противоречия действующему законодательству.

 

В производстве по изданию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти выделяют следующие стадии: 1.Подготовка проекта административного акта. На этой стадии определяется срок подготовки проекта административного акта и ведется его разработка одним из органов исполнительной власти. Определение структуры проекта административного акта, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей в связи с изданием нового административного акта 2.Согласование проекта нормативного правового акта с ведомствами и должностными лицами, чья компетенция затрагивается этим нормативным актом. 3.Утверждение нормативного административного акта уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти. Подписанный акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа, издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт. 4.Государственная регистрация нормативного правового акта. Направление принятого (утвержденного) административного акта в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это обязательно). 5.Официальное опубликование административного акта и вступление его в силу.

 

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

 

В регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Президента РФ и акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания. Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства РФ.

Нормативные акты Президента РФ вступают в силу по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты вступают в силу со дня подписания. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования; иные его акты вступают в силу со дня подписания.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному официальному опубликованию в газете "Российские вести" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти". Правовые акты указанных органов, не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Вступление же их в силу определяется истечением десяти дней после дня официального опубликования, если ими не устанавливается другой порядок вступления в силу.

Несоблюдение установленных требований к нормативным административным актам может повлечь за собой их отмену или приостановление их действия или их исполнения. Отмена административного акта может быть осуществлена как субъектами управления, которые приняли данный акт (либо вышестоящими органами), так и органами, имеющими право отмены административного акта в случае его противоречия действующему законодательству.

Нормативные административные акты могут быть признаны недействующими в судах. Конституционным судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами административный акт может быть признан не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законом или признан незаконным (недействительным). Приостановление действия или исполнения административного акта представляет собой временное прекращение действия акта до решения этого вопроса соответствующим органом. Например, Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам.

Нормативные административные акты действуют в определенных пространственных и временных границах, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц.

Действие нормативных правовых актов в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. По общему правилу, нормативные административные акты федеральных органов исполнительной власти действуют на всей территории Российской Федерации. В некоторых случаях административные акты могут действовать на территории иностранных государств. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Нормативные административные акты могут действовать на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями.

Решение вопроса о действии нормативных административных актов во времени имеет значение для определения того, какой нормативный акт - новый или старый - будет применяться к конкретным правоотношениям.

Для установления временных рамок действия административного акта, необходимо определить, когда он вступает в силу и на какие правоотношения распространяется.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти могут вступать в силу по истечении 7 дней после опубликования, на следующий день после официального опубликования, в день официального опубликования, немедленно. Иногда в самом нормативном административном акте устанавливается разное время начала действия разных норм.

Выделяют следующие пределы действия нормативного административного акта в целом или отдельных его норм: 1.перспективное - на общественные отношения, возникшие после вступления акта в силу; 2.немедленное - на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления акта в силу; 3.с обратной силой - на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до вступления акта в силу.

Действие нормативного административного акта прекращается после его отмены либо после вступления в силу нового нормативного административного акта, регулирующего эти же общественные отношения.

41. Понятие, значение, признаки и виды административно-правовых соглашений (договоров).

 

Административно-правовой договор (соглашение)

 

1. Административный договор - это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

2. По предметному критерию различают:

• договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

• договоры в сфере управления государственной собственностью;

• договоры, обеспечивающие государственные нужды;

• контракты с государственными служащими, студентами;

• финансовые и налоговые соглашения;

• договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

• различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

• договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это:

1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);

2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

4) эквивалентный характер;

5) взаимная ответственность сторон, выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор — исполняй».

Договор является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли. Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним относятся международные, федеративные, конституционные, административные, финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А между этими принципиально различными видами правовых связей находят место отношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть и равноправие. Например, гражданско-правовой договор перевозки пассажиров связан с правом одной стороны в административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил пользования транспортными средствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР). Еще больше с властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объектов приватизации, договор о платном обучении в государственном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.1 раздел V полностью посвящен поступлению граждан на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Примером может служить п. 6 ст. 15 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», который обязал Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие основные направления, формы и методы сотрудничества по выполнению Государственной программы приватизации.

Административный договор — разновидность публично-правового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон. Вышеупомянутые общие принципы договорного права действуют по отношению к административным договорам с определенными ограничениями, обусловленными особенностями административно-правового регулирования. Отдельные элементы соглашений могут присутствовать во "всех управленческих отношениях, в том числе и субординационных. Как правило, в таких случаях законодатель говорит о согласовании, содействии, одобрении, взаимодействии, координации действий субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи использования отдельных договорных элементов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равноправное сознательно-волевое согласование субъектами административного права своего поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные) управленческие правоотношения. Они представляют собой «особую форму правового олосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельными сторонами своей деятельности оказываются юридически равными и возникает необходимость целенаправленной координации их работы»1.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения.

Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации готовят многие международные договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, железнодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры.

42. Процессуальные формы деятельности исполнительных органов государственной власти: общая характеристика.

 

43. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, виды, признаки.

Административная процедура – это порядок осуществления публичной администрацией возложенных на нее функций.

Административные процедуры обеспечивают:

1. разрешение единичного дела,

2. принятие индивидуального нормативного акта,

3. совершение определенных административных действий

Административная процедура – это простейшая, элементарная процессуальная форма

Признаки административных процедур:

1. нормативно установленная последовательность действий участников правоотношений

2. важны сроки

3. возможность принятия публичной администрацией различных видов решений

4. перечень условий и оснований для принятия каждого из вариантов решения

5. установлены негативные последствия за нарушения административных процедур

Две группы административных процедур:

1. внешние – порядок взаимодействия публичной администрации и частных лиц => связаны с субъективными правами личности, гражданина либо объединением граждан.

- такие внешние административные процедуры должны соответствовать повышенным требованиям, прежде всего эти процедуры должны быть доведены до сведения, т.е. публично открыто опубликованы

- эти процедуры призваны выравнивать положение частного лица и публичной администрации; обеспечить баланс интересов

- эти процедуры всегда допускают возможность проверки деятельности ПА на предмет соблюдения установленных административных процедур. Средства проверки: административные или судебная жалоба.

2. внутренние (внутриаппаратные) – регламентируют взаимодействия внутри ПА; в рамках одного органа или органов между собой. В них частные лица не задействованы => эти процедуры не должны соответствовать высоким требованиям.

Административное производство – это определенная систематизированная совокупность отдельных административных процедур.

Н-р, регистрация юр.лиц – есть отдельная процедура подачи заявления, есть процедура принятия заявления и т.д. => регистрационное производство.

Т.о. административное производство представляет собой усложненную процессуальную форму деятельности публичной администрации.

Административное производство формируется применительно к отдельным категориям административных дел.

Признаки: 1. единые принципы и задачи 2. выделение процессуального статуса участников (н-р, заявитель в регистрирующий орган) => закрепляются процессуальные полномочия 3. выделяются стадии или этапы производства (н-р, приватизационное производство – этап формирования программы приватизации, этап подачи заявок заинтересованными лицами, этап рассмотрения заявок, проведение конкурса, аукционов, этап подведения итогов и заключения договора о приватизации) 4. применительно к каждому этапу или стадии устанавливаются сроки 5. появляется возможность принятия промежуточных решений (н-р, решение о приостановки регистрации) 6. возможен процесс доказывания – т.е. производство не всегда протекает заочно (н-р, пояснения).

Регулятивное производство – лицензионное, приватизационное, по регистрации прав на недвижимости, юр.лиц, ИП, иные регистрационные производства (регистрации ТС), контрольно-надзорные производства, апелляционные производства

Административно-юрисдикционные – по применению мер административного пресечения, по жалобам граждан, по применению отдельных санкций

Для административного производства очень важен формальный момент, т.е. чтобы в нормативном акте была систематизирована совокупность процедур.

44. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Будьте внимательны, постановление всего на ~ 20 листах ><

А куда деваться? Нужно всё читать.

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 г. Москва

"О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг"

Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций;
Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг;
Правила проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг.
2. Признать утратившими силу:
пункты 1 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933; 2008, N 18, ст. 2063);
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 813 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст. 6285);
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 г. N 331 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 2063), за исключением пункта 1 изменений, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679, утвержденных указанным Постановлением, в части, касающейся внесения изменения в наименование Постановления;
Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 г. N 779 "О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст. 4765).

3. Федеральным органам исполнительной власти до 1 июля 2012 г. привести свои административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в соответствие с настоящим Постановлением.
4. Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за утверждение административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг:
обеспечивают в установленном порядке размещение соответствующих административных регламентов, а также сведений о государственных функциях и государственных услугах в федеральных государственных информационных системах "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" и "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
ежеквартально представляют информацию о ходе разработки и утверждения соответствующих административных регламентов в Министерство экономического развития Российской Федерации.
5. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Постановления, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам государственных внебюджетных фондов.
6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением, при утверждении соответственно:
порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг;
порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления муниципальных услуг.
Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 30.05.2011, N 22, ст. 3169.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных