Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ




ДИСЦИПЛИНА: «Транспортное обеспечение коммерческой

деятельности»

 

 

ТЕМА № 1: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ

СИСТЕМЫ РОССИИ

Кемерово

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Общая характеристика транспорта России и его роль в экономике страны.

2. Структурно-функциональная характеристика транспорта: транспорт общего и необщего пользования. Место транспорта России в мировой торговой системе.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА РОССИИ

И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Экономическая теория, определяя место и роль транспорта в развитии современного общества, рассматривает его как всеоб­щее средство труда, как одно из общих условий производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транс­порт осуществляет связи, порождаемые технологическим разде­лением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводствен­ный транспорт. Перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда (рис. 1). Эти функции выполняет транспорт сферы обра­щения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производ­ства. Перевозки в процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего пользования — желез­нодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью магистральных путей со­общения). Эти виды транспорта вместе с системой складов яв­ляются материальной основой процесса обращения.

Рис. 1. Место транспорта в системе "производство-обращение-потребление"

I — производство; II — экспедиция, хранение, погрузка; III — транспорт; IV — экспедиция,

хранение, выгрузка; V — потребление; — сфера производства; — сфера

обращения; —х—х— — сфера потребления

 

Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструкту­ры рынка, «физически» реализуя обмен товарами и оказывая ус­луги населению, а с другой – он сам как субъект рынка продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих являет­ся трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет 15–20%, дос­тигая по некоторым грузам 45–50%.

Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенно­сти, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производ­ства в пределах процесса обращения. Процесс производства про­дукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту по­требления, поэтому транспорт есть продолжение процесса про­изводства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников про­мышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях пере­возки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пас­сажиров – неотделима от процесса транспортного производст­ва. Ее нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема ре­зервов на транспорте состоит в создании не запасов продукции, а резервов пропускной и провозной способности. Маневрирова­ние резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно, поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться по­всеместно, и в первую очередь на направлениях с быстрорасту­щими перевозками.

В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля за­работной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промыш­ленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себе­стоимости перевозок имеет увеличение производительности тру­да, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнер­гии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, сле­довательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной про­дукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспорт­ного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение со­хранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспорт­ного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфра­структуры, которая, кроме всех видов магистрального транспор­та, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а так­же такие инженерные сооружения, как плотины, сети ирригаци­онных и дренажных каналов. Понятие инфраструктуры служит, таким образом, общим понятием для обозначения многих видов деятельности. Термин «инфраструктура» (от лат. infra – ниже, под и structure – строение, расположение) употребляется для обозначения комплекса составных частей общего устройства экономической жизни, носящих подчиненный характер и обес­печивающих нормальную деятельность экономической системы в целом. Уровень развития транспорта в стране в определенной мере определяет уровень развития ее цивилизации. Поэтому не­дооценка значения транспорта в государстве может весьма отри­цательно сказаться на экономике страны.

Непосредственно с транспортом связана работа многих отрас­лей народного хозяйства: машиностроения (автомобиле-, локомотиво-, вагоно-, судо- и авиастроения), топливоэнергетики, ме­таллургии и др. Транспорт ежегодно потребляет примерно 18% дизельного топлива, 6% электроэнергии, 10% лесоматериалов, 4% черных металлов.

Транспорт способен существенно влиять на экономический рост, расширение торговли, повышение уровня жизни. Он спо­собствует повышению производительности труда, сокращая вре­мя доставки грузов или проезда до места работы.

Транспорт активно влияет на окружающую среду, причем это воздействие носит в основном негативный характер. Так, на до­лю транспорта в общем валовом выбросе в атмосферу всех про­дуктов производственной деятельности приходится 40%, в том числе основную долю загрязнений (более 80%) дает автомобиль­ный транспорт. Из этого следует, что практически уменьшение загрязнения атмосферного воздуха транспортом во многом определяется решением экологической проблемы на автомобильном транспорте.

Темпы развития транспорта должны соответствовать эконо­мическому росту. По данным зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве стран мира сопро­вождается пропорциональным увеличением стоимости основ­ных фондов транспорта. Таким образом, по мере развития эко­номики страны транспортная отрасль должна изменяться в соот­ветствии с динамикой спроса на транспортные услуги. Сущест­вует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт оказывает воздейст­вие на экономическое развитие, являясь если не двигателем, то, по крайней мере, «колесами» экономической активности. Однако специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь транспортную отрасль или даже во всю инфраструк­туру не гарантируют роста экономики. Успех зависит, прежде всего, от экономической политики государства в целом.

В транспортно-дорожном комплексе России осуществляется программа акционирования и приватизации предприятий транс­порта и дорожного хозяйства. К началу 1995 г. в акционерные общества преобразовано почти 94% предприятий речного транс­порта, 70% предприятий морского, 30% воздушного, 45% авто­мобильного, примерно 5% железнодорожного транспорта и 11% предприятий дорожного хозяйства. Приватизировано свыше 220 тыс. автомобилей, более 200 речных судов. Однако нормаль­ный конкурентный транспортный рынок в России пока еще не создан. Это связано как с общим экономическим кризисом в стране, так и с необоснованностью разрушения единых техноло­гических комплексов на транспорте. Многие акционированные предприятия сейчас находятся в тяжелом экономическом поло­жении. Это свидетельствует о большом влиянии, которое оказы­вает экономика на транспорт, а транспортный рынок, в свою очередь, на стабильность экономического развития страны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных