Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место транспорта России в мировой торговой системе




 

Значение транспорта в экономике любого государства объек­тивно характеризуется такими показателями, как доля транспор­та в валовом внутреннем продукте, основных фондах, капиталь­ных вложениях и некоторыми другими.

Доля грузового транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет примерно 8%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой от 9 до 12%. Низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недоста­точно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг. Нера­циональная структурная и инвестиционная политика, отстава­ние в развитии транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% по разным видам транспорта (в развитых странах она превышает 25–30%).

Транспорт относится к числу наиболее капиталоемких отрас­лей экономики. В развитых странах ежегодные капиталовложе­ния в инфраструктурные отрасли, крупнейшей из которых явля­ется транспорт, составляют примерно 20%. При этом в эти от­расли идет около половины государственных инвестиций. В Рос­сии доля транспорта в инвестициях в народное хозяйство дли­тельное время была стабильной и составляла 13%. В 1990 г. она снизилась до 11%, в 1992 г. до 5%, а в 1994 г. – до 3%. Особенно при этом пострадали закупки транспортной техники по импорту, так как 40% авиационной техники, 60% наземных систем воз­душного транспорта, 60% морских судов, 80% двигателей к речным судам, весь пассажирский флот, весь парк автобусов особо большой вместимости и половина трамвайного парка обеспечивались поставками из-за рубежа. Сокращение инвести­ций на транспорте несильно ощущается в краткосрочный период времени, однако в перспективе оборачивается дополнительными издержками.

Отметим еще такой важный показатель, как транспортная подвижность населения, измеряемая числом пассажиро-километров, приходящихся на одного жителя страны в год. Спад в экономике, значительный рост пассажирских тарифов, резкое и глубокое падение уровня жизни большей части населения Рос­сии сказались на транспортной подвижности населения. Этот показатель в 1994 г. снизился по сравнению с 1990 г. на 25% и составил 3,5 тыс. пассажиро-км во внегородском сообщении в год на одного жителя. Таким образом, транспортная подвиж­ность в России ниже, чем в развитых странах в два-три раза. Опасность этой тенденции состоит в том, что снижается мобиль­ность трудовых ресурсов, и в результате создаются серьезные трудности для формирующейся рыночной экономики. Спад объ­ема перевозок пассажиров коснулся всех видов транспорта обще­го пользования. При этом произошло снижение пассажирооборота воздушного транспорта и некоторое увеличение его на же­лезнодорожном транспорте. Такие структурные сдвиги вызваны резким повышением тарифов на авиаперевозки пассажиров, в основном из-за роста цен на авиационное топливо.

Мировая транспортная сеть развита неравномерно по стра­нам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Запад­ной Европе и Северной Америке, наименее развитая – в Африке и некоторых странах Азии.

Общая протяженность мировой транспортной сети всех ви­дов транспорта (без морских линий) составляет более 31 млн км, в том числе 25 млн км наземных путей сообщения (без воз­душных линий). Протяженность мировых путей сообщения по видам транспорта распределяется следующим образом: 86% – автомобильные дороги, 7% –железные дороги, 4% – трубопро­воды и 3% – судоходные речные пути, включая каналы, озера и водохранилища.

Место различных видов транспорта Российской Федерации в мировой транспортной системе можно определить из сле­дующих сопоставлений.

Железнодорожный транспорт. Общая протяженность миро­вой железнодорожной сети составляет 1,2 млн км. Эксплуата­ционная длина магистральных железных дорог России равна примерно 7% протяженности железных дорог мира. Они вы­полняют 35% мирового грузооборота и почти 18% мирового пассажирооборота. Только США располагают более протяженной, чем Россия, сетью железных дорог – 188 тыс. км. Однако по показателю "густота транспортной сети" Россия находится далеко позади экономически развитых стран. В России этот по­казатель составляет 5,1 км/1000 км2 территории, что в 4–15 раз меньше, чем, например, в США, Франции, Нидерландах, Герма­нии, и в 5–7 раз меньше, чем, например, на Украине или в Бе­лоруссии.

Доля электрифицированных дорог в России составляет 45% протяженности сети, тогда как этот показатель в мировой транс­портной системе колеблется в очень широком диапазоне – от 0,1– 0,9% в Канаде и США до 80–90% и более в таких странах, как Люксембург и Швейцария. 42% российских железных дорог – двух- и многопутные, как в Германии и Франции. В то же время в Канаде и Финляндии таких дорог всего 5–8%.

Железнодорожный транспорт в России является ведущим в транспортной системе с точки зрения выполняемой перево­зочной работы.

Развитые страны Западной Европы стремятся к разработке и реализации единой политики в области транспорта. Одним из направлений этой политики является перенос центра тяжести на развитие видов транспорта, наиболее благоприятных для окру­жающей среды, в частности железнодорожного, а также на сме­шанные (мультимодальные) перевозки. Это в первую очередь связано с ужесточением стандартов в области экологического воздействия транспорта. И поскольку мощность национальных транспортных систем ряда стран (Германия, Нидерланды и др.), в первую очередь автомобильных дорог, недостаточна для удов­летворения перспективных транспортных потребностей, предпо­лагается ликвидация этого дефицита за счет приоритетного раз­вития железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт. В России этим видом транспорта выполняется более 86% всего объема перевозок грузов внутри страны и более половины всех перевозок пассажиров. При этом важное место занимает автомобильный транспорт общего поль­зования. Еще выше доля перевозок грузов автомобилями в транспортных системах Австрии (почти 100%), Болгарии (92%), Дании и Финляндии (по 93%), Ирландии (96%) и некоторых других стран.

Значительно меньшую долю занимает автомобильный транс­порт в грузообороте России (во внутренних грузовых перевозках – примерно 9%). В некоторых странах Европы на автомобильный транспорт приходится основная часть транспортной работы внутри страны. К ним относятся Австрия (32%), Польша (37%), Нидерланды (46%), Франция (59%), Финляндия (68%), Дания (72%), Великобритания (83%), Ирландия (90%). В США автомо­бильный транспорт выполняет примерно 25% грузовой работы.

Важное место в России занимает автомобильный транспорт общего пользования и пассажирский. Им перевозится в девять раз больше пассажиров, чем железнодорожным, речным и авиа­ционным вместе взятыми. Главным образом, это перевозки авто­бусами в городском и пригородном сообщениях. В последние го­ды в транспортной системе России наблюдается рост пассажиро-оборота индивидуальных легковых автомобилей.

По пассажирообороту автомобильный транспорт уступает только железнодорожному, который, как известно, перевозит пассажиров в среднем на значительно большие расстояния, чем автотранспорт.

Что касается развитых стран Европы, то и здесь доля автомо­бильного транспорта во внутренних пассажирских перевозках во многих странах значительна. Так, автомобильным транспортом общего пользования выполняются в Дании 56% пассажиро-километров, в Германии 48%, в Швеции 50%, в Финляндии 64%. Наиболее низкое значение имеет этот показатель в США – все­го 10% (основная доля — более 80% – приходится на воздушный транспорт). Однако необходимо подчеркнуть, что с учетом инди­видуальных автомобилей в большинстве развитых западных стран преобладающая часть пассажирооборота (88–92%) прихо­дится именно на автомобильный транспорт (88% в США, по 89% в Дании и Норвегии, 91% в Германии и 92% в Финляндии).

Крайне осложняет положение дел с автомобильными перевоз­ками и в целом экономическое и социальное развитие России слабое развитие автодорожной сети и ее неудовлетворительное состояние. Занимая территорию около 17 млн км2, Российская Федерация располагает всего 463 тыс. км автодорог общего поль­зования с твердым покрытием, или 27 км дорог на 1000 км2 тер­ритории. Это очень низкие показатели не только по сравнению с развитыми западными странами, но и со странами СНГ, бывши­ми республиками СССР.

Если рассмотреть качество дорожного покрытия, то 15% авто­мобильных дорог общего пользования в России – грунтовые. Менее половины (47%) автомобильных дорог с твердым покры­тием – это цементобетонные и асфальтобетонные, а более трети (38%) имеют недолговечное щебеночное или гравийное покры­тие, хотя себестоимость перевозок на дорогах с низшими типами покрытий в три–пять раз выше, чем на дорогах с усовершенст­вованными капитальными типами покрытий.

Внутренний водный транспорт. В работе транспортной систе­мы Российской Федерации он составляет относительно небольшую долю (3,7% в грузообороте и 1,3% в объеме перевозок гру­зов в 1995 г.), но имеет особенно большое значение для обес­печения транспортно-экономических связей в северных и вос­точных районах страны.

Страной, площадь которой сравнима с Россией, и в которой внутренний водный транспорт занимает важное место в транс­портной системе, являются США. Протяженность водных путей США 40,8 тыс. км, что составляет 40% аналогичного показателя в России. При этом по внутренним водным путям ежегодно пе­ревозится 700 млн т различных грузов, что почти в семь раз боль­ше, чем в России.

Трубопроводный транспорт. Доля трубопроводного транспорта в транспортной системе России значительна. Это объясняется большим экспортным потенциалом нефте- и газодобывающей отрасли. В 1995 г. доля нефте- и нефтепродуктопроводного транспорта в грузообороте составила 26,7%, а в объеме перевозок примерно 3%.

Воздушный транспорт. Роль этого вида транспорта в пасса­жирских перевозках в России значительна, что объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью инфра­структуры некоторых районов страны, особенно на востоке. В большинстве развитых западных стран, кроме США, воздушный транспорт не имеет такого значения во внутренних перевозках, как в России, где в 1995 г. на долю воздушного транспорта прихо­дилось 14,6 % всех междугородных пассажирских перевозок (в США 17%).

Протяженность воздушных линий гражданской авиации Рос­сии составляет примерно 800 тыс. км, в том числе более 200 тыс. км – международные линии. Авиаперевозки выполняют пример­но 400 российских авиакомпаний, что значительно больше, чем в любой развитой западной стране. При этом 18 авиакомпаний из 400 выполняют 3/4 пассажирооборота. Функционируют 845 аэропортов, в том числе 49 – международные. Основу парка гра­жданской авиации страны составляют устаревшие самолеты: 26% воздушных судов находятся в эксплуатации от 15 до 30 лет, 7% – свыше 30 лет. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации новых самолетов, имеющих характеристики на мировом уровне.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мы рассмотрели в лекции общую характеристику транспорта России и его роль в экономике страны, его отличительные особенности. Кроме этого, рассмотрели структурно-функциональную характеристику транспорта России (транспорт общего и необщего пользования) и его место в мировой торговой системе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Единая транспортная система: учеб. для вузов/ В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды. 2-е изд. с измен. и дополн. – М.: Транспорт, 2001. – 303 с.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных