ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.
Для того, чтобы выявить особенности той или иной формы государства необходимо уяснить, прежде всего, понятие содержания власти. Это позволяет увидеть не только то, что политическая власть в государстве организована, но и как, какими способами и методами она осуществляется. Итак, ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА - представляет собой содержание власти, это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти. Таким образом, при употреблении термина государственного политического режима речь идет о самом существе власти, о средствах и способах властвования. Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства. О характере режима, существующего.в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы: ( -способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия; -порядок распределения компетенции между различными органами государства и характер взаимоотношения между ними; -степень реальности прав и свобод граждан; - роль права в жизни общества; -место и роль армии, полиции, разведки и т.д.; - степень реального участия граждан в управлении государством; -способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов. В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов. Большинство авторов предлагают двучленную их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима. Политический режим - понятие более широкое, так как включает в себя не только методы государственного властвования, но и способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов). Политический режим - это характеристика не только государства, но и всей политической системы. Его содержание образуют отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью. Все эти отношения разворачиваются в политической сфере жизни общества. Поскольку кроме политической сферы можно выделить еще и социально-экономическую, и духовную (культурную) сферы жизни общества, то соотношение между ними обуславливает характер особенностей политического режима. Если говорить о формах организации политической власти в обществе (форма правления плюс форма государственного устройства), то это касается именно обустройства политической сферы и не выходит за ее пределы. Формы организации политической власти практически не несут никакой информации об отношениях политической власти с экономической и духовной сферами жизни общества. Чтобы проанализировать обустройство общества в целом, необходимо выяснить, как политическая сфера соотносится с экономической и духовной сферами. В этом случае мы выходим на процесс реального осуществления власти, который не охватывается только организацией власти. Здесь мы сталкиваемся с политическими методами и способами властвования, которые, в конечном счете, определяют, какие сферы общества - политическая, экономическая или духовная, ставятся основными, ведущими в обществе. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства. Признаки демократического режима: 1. Отсутствие единой обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественного развития, а иногда и политические средства ее достижения. 2. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность. 3. Реальное разделение властей. 4. Власть учитывает интересы и меньшинства и большинства, индивидуальные и национальные особенности населения. 5. Методы государственного руководства позволяют преодолевать возникающие государственные противоречия мирным путем. 6. Основной принцип демократизма - плюрализм. 7. Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию общества, интересы различных слоев общества. 8. Ограничение политической роли партии участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представителей партий, социальной группы общества. 9. Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашения между ними, образование коалиций, политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении, предполагается, что, возникающая таким образом борьба, есть ограничение социально-экономической конкуренции общества. 10. Существование неопределяющего государственную политику, и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, негативная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены. 11. Свобода личности в сфере экономики. 12. Наличие реальных политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов) при помощи которых люди осуществляют свою самостоятельную деятельность в сфере политической жизни. 13. Наличие у граждан реальных социальных прав и свобод. 14. Реальная гарантия прав и свобод, независимое и сильное правосудие. 15. Господство правового закона. Демократический политический режим основан на законах, отражающих объективные потребности личности и общества, ветви власти подчиняются закону. Реализация названных предпосылок и делает государственный режим демократическим. Политическая власть подчиняется интересам и потребностям общества. Экономическая сфера функционирует по законам экономики, политические способы и методы решения экономических проблем не допускаются. Государство не вмешивается в экономическую и духовную сферы жизни общества, освобождая их для самопроявления людей. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии в этом процессе обеспечивают решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательную связь: население - политические партии - через выборы представительная власть - исполнительная власть. Это главное достоинство демократии, обеспечивающее смену правителей мирным, ненасильственным путем. НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения, как большинства, так и меньшинства. Единство и организованность в стране достигаются с помощью аппарата принуждения, на который опирается политическая власть. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|