Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФЕДЕРАЦИЯ - представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.




Общие черты, характерные для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий их субъектов, штатов, земель, республик.

2. Наличие, как правило, двух систем законодательной, исполнительной и судебной властей - федеральных и субъектов федерации.

3. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией.

4. Определенная степень политической самостоятельности субъектов федерации. Субъекты федерации имеют право принимать собственные конституции, имеют свои высшие судебные, законодательные, исполнительные органы.

5. Во многих федерациях существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

6. В парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

  1. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность, осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.
  2. Двухканальная система налогов.
  3. Двойное гражданство.

 

В зависимости от принципа формирования различают два вида федерации: территориальные (административные), где в основу деления территории положены плотность населения, рельеф местности, запасы полезных ископаемых и другие территориально-экономические признаки (США, Мексика); национальные, основой территориального деления которых служит национальный состав населения (Югославия).

Территориальная (административная) федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Признаки:

1).Государственные образования не являются суверенными государствами, так как их деятельность в сфере внутренних и внешних отношений зависит от властных полномочий общефедеральных государственных органов. Юридическое и фактическое разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами определяется Конституцией. Устанавливается перечень вопросов, по которым только федерация может издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы, не оговоренные в конституции находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации.

2).Субъекты территориальной федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции в этой сфере центральная власть имеет право принятия принудительных мер к субъектам федерации. В Германии земли могут заключать международные договоры с согласия федеральных властей.

3).Конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из союза (США, Германия, Бразилия).

4).Управление войсками осуществляется федеральными государственными органами, Главнокомандующим вооруженных сил является глава федерального государства. Субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные силы. В территориальных федерациях национальные вопросы решаются удовлетворительно. В условиях рынка они наиболее приемлемы.

Национальные федерации характеризуются наиболее сложным государственным устройством. Каждая нация обладает определенной территорией. В СССР этот принцип построения федерации себя не оправдал.

 

Признаки:

1).Субъектами такой федерации являются национальные государства и национальные государственные образования, отличающиеся национальным составом населения, его культурой, бытом, религией.

2).Строятся на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Служит фактором осуществления нациями права на самоопределение. Все субъекты пользуются одинаковыми правами и обладают одинаковыми возможностями и влияют на решение задач общества и государства.

3).Обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, их свободное и самостоятельное развитие. В современных национальных федерациях все субъекты обладают признаками государственного суверенитета. Имеют свои высшие представительные органы (парламенты),самостоятельную исполнительную власть (президент, совет министров), независимую судебную систему. Устанавливают свое гражданство, границы территории, имеют свои представительства в международных организациях, самостоятельно осуществляют свою внешнеполитическую и экономическую деятельность.

4).Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов. Отражает интересы всех наций и народностей, входящих в его состав. Депутаты, работающие в парламентах, представляют все нации и народности страны. На таких же принципах формируются и действуют общефедеральные исполнительные и судебные органы. Это позволяет учитывать особенности каждого национального образования. Центральная власть призвана обслуживать общенациональные интересы.

5).Правовое положение субъектов связано с правом наций на самоопределение. Каждый субъект имеет право отделиться и образовать самостоятельное государство или перейти из состава одного многонационального государства в другое, сохраняя свой суверенитет.

Также различают следующие виды федераций: симметричная и асимметричная, договорная и конституционная. В симметричной федерации субъекты имеют равный правовой статус. Асимметричная федерация включает в себя субъекты с разным правовым статусом. Конституционная федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в основной законе страны. Договорная федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в соглашении субъектов.

 

КОНФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА государственного устройства - это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, военных, политических, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств.

Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но, вместе с тем, представляющий некое государственное образование, объединение.

Как правило, конфедерация не имеет единых органов власти и управления, единого бюджета, единого гражданства. Для координации совместных действий члены конфедерации создают объединенные органы, которые действуют лишь в строго определенных сферах в зависимости от целей создания конфедерации. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничения их суверенитета касаются только тех сторон деятельности, которые стали предметом добровольного объединения. Только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Конфедерация нередко является промежуточным звеном на пути создания федерации (например, конфедерация Швейцарский союз (1815-1848 гг.) трансформировалась в федерацию), либо распадается (Австро-Венгрия). В настоящее время признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Разновидностями конфедерации являются:

-межгосударственные союзы - классические конфедерации, образованные из независимых государств;

-содружества - объединения государств, которые обрели суверенитет, но не в состоянии существовать самостоятельно в силу экономической зависимости друг от друга (СНГ);

-сообщества государств - переходная форма государственных союзов, в основе которых лежат межгосударственные договоры. Целью сообщества чаще всего является подъем экономического потенциала путем отмены таможенных, визовых и других экономических барьеров.

Конфедерации следует отличать от коалиций, представляющих собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданные для оборонительных и наступательных целей при наличии общего противника.

Помимо приведенной выше классификации государственного устройства существует двучленная система, в соответствии с которой различают простые (унитарные) и сложные государства. Сложные государства делятся на протектораты и унии.

Протекторат - союз двух государств, основанный на договоре, в соответствии с которым более сильное государство обязывается оказывать более слабому покровительство в виде экономической и культурной помощи, вооруженной защиты, представительства во внешних делах.

Унии - объединения государств различного характера. Разновидностями уний являются:

- федерации;

- конфедерации;

- империи - сложные государства, созданные насильственным путем;

- фузии - воссоединенные государства (современная Германия);

- инкорпорации - государства, созданные путем присоединения одного государства к другому (например, присоединение прибалтийских государств к СССР в 1940 г.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных