ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. История возникновения и основные этапы развития транспорта.Первобытность. Причины и история возникновения транспорта. Первые сухопутные транспортные средства – волокуши, носилки. Приручение домашних животных – появление вьючного транспорта. Деревянные сани-нарты с собачьей упряжкой. Появление водного транспорта – плот, лодка-долбенка, первые кожаные лодки. Использование паруса. Революция в развитии наземного транспорта – изобретение колеса, колесной повозки (IV тыс. до н.э.). Эволюция колеса от дисков из толстого бревна до колес со спицами. Новый этап в развитии сухопутного транспорта – создание искусственных наземных дорог. Развитие транспорта в эпоху рабовладения. Гужевой транспорт. Месопотамия – колесная повозка, боевые колесницы. Древний Египет (папирусные гребные лодки, суда с рулевым веслом, парус, военные корабли). Сани-волокуши. Приручение лошади и превращение её в основное тягловое животное (II тыс. до н.э.). Появление двухколесных боевых колесниц. Китай, Финикия, Карфаген (торговое морское судоходство, гребные, и парусные суда). Греческие торговые суда и военные корабли. Колесницы-квадриги. Римские грузовые телеги, боевые и спортивные колесницы, повозки для путешествий. Военный и торговый флот. Эпоха железного века (I тыс. до н.э.) широкое распространение различных видов колесного транспорта (кибитки из войлока, грузовые телеги без навеса, четырехколесные парадные колесницы китайского типа, колесницы-квадриги). Новый этап в развитии транспорта – cтроительство дорог. Древнейшая дорога (Египет, пирамида фараона Сахуры, III тыс. до н.э.). Дороги стандартной ширины – около 3 м (Греция) с постоялыми дворами. Царская дорога (Персия, VI в. до н.э., протяженность 2400 км со станциями и постоялыми дворами). Римские дороги (5 м ширина, указатели расстояния). Аппиева дорога (Рим, IV в. до н.э.). Применение бетона в дорожном строительстве. Византия (усовершенствования в конструкции рангоута, креплений парусов, использование гребных судов – галей – галер). Корабли викингов (военные – лангскиппы, дракары, снеккары, холькеры, и торговые – кнорры и карфы). Развитие транспорта в средние века и новое время. Гужевой транспорт. Крупные транспортные магистрали Европы – Рейн и Дунай. Цеха лодочников. Речной транспорт. Крупные торговые города – Венеция, Генуя. Строительство каналов, камерных шлюзов. Расширению сети речных, морских и сухопутных путей сообщения. Открытие новых торговых путей и новых стран.Развитие морского транспорта. Изобретение компаса. Каравелла. Парусный флот. Выход в открытое море, океан. Эпоха Великих географических открытий. Рост обмена, торговли, накопление капитала. Перемещение центра мировой торговли из Средиземного моря в Атлантический океан. Повозка с ручным управлением Леонардо да Винчи, 1490 г. Строительство карет (королевских, княжеских, наемных). Появление дилижанса. Омнибус («повозка для всех»). Производство товарных повозок – фургонов. Появление почты, почтовых перевозок и регулярных перевозок пассажиров по сухопутным дорогам. Конные повозки для оказания медицинской и пожарной помощи. Строительство дорог. Паровая машина Д. Папина (Франция 1690 г.). Паровая повозка Ж.Кюньо (1769 г. Франция) Развитие транспорта в XIX. Эпоха промышленного переворота. «Золотой век» транспорта (рубеж XVIII-XIX века). Промышленный переворот. Строительство каналов. Железные дороги с конной тягой (конец XVIII в.). Паровой двигатель Д.Уатта (1785 г.). Первая четверть XIX века – переход к механическим средствам транспорта: появление первых паровозов, пароходов (1807 г., Р. Фультон, США – паровой двигатель для речных судов), паровых сухопутных экипажей, паровых самолетов (Клемент Адер, Франция, 1890 г.). Паровая повозка братьев Саймингтон (1786 г. Англия). Городской паровой экипаж Р.Тревитика (1801-1803 гг. Англия). Паровой экипаж Гурнея (1826 г. Англия) для междугороднего сообщения. Паровой омнибус В.Ханкока (1828-1838 гг. Англия) – регулярное пассажирское движение. 30-е годы XIX в. – замена почтовых гужевых карет паровыми. Британское законодательство (первое в Европе) о скоростном ограничении паровых автомобилей. Появление паромобилей в Европе. Автопоезд братьев Дитц (Франция, 1835 г.; курсирует по маршрутам: Париж – Сен-Жермен и Бордо - Либурно). Паровые автомобили А.Болле (Франция). Паровые омнибусы системы В.Пюррея (Франция). Автомобили В.Пюррея – первые, выпускаемые промышленным способом, в странах Европы. Вторая половина XIX в. параллельное развитие паровых и бензиновых автомобилей. Изобретение двигателя внутреннего сгорания (ДВС).Первые автомобили с ДВС. И.де Ривс, 1805 г. (Франция). Э.Ленуар, 1862 г. (Франция). З.Маркус, 1875 г. (Австрия). Г.Даймлер, 1885 г. (Германия). К.Бенц, 1878-1886 гг. (Германия). А.Пежо, 1891 г. (Франция). Р.Дизель (Германия, 1897 г.). Рост парка подвижного состава. Интенсивное развитие сети путей сообщения. Выделение транспорта в особую отрасль производства. Появлении новых видов транспорта: автомобильного, железнодорожного (конец XVIII - начало XIX века), трубопроводного (конец XIX века), авиационного (начало ХХ в). Основная литература 1. Гальц, Г.А. Гужевой транспорт и гужевые пути сообщения в России (истор. очерк) / Г. А. Гальц //Россия и совр. мир. - 2007. - №1. - С.119-139. 2. Рубец, А.Д. История автомобильного транспорта России: учеб. пособие для студ. вузов / А. Д. Рубец. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 304 с. Дополнительная литература 1. Гальц, Г.А. Истоки и генезис транспортных затруднений в россиийском обществе: начальный этап - водный транспорт до железных дорог / Г. А. Гальц. - С.16-26.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|