Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута 23 страница




существует ни одно отношение как таковое, оно всегда выступает как отношение

между определенными единичными вещами, т. е. определенными отношениями.

Существует не "множество", но много вещей. Познание основывается на подобии

предметов и знаков, которые их обозначают.

Всю теологию, а не только отдельные мистерии (как это было у Аквината)

необходимо исключить из области объяснения при помощи разума. Догмат о

триединстве и другие являются для Оккама стоящими не только вне разума, но и

против разума. Он допускает доказательства существования бога на основании

опыта, однако эти доказательства не имеют статуса необходимости и лишены

убедительности. Путем разума можно доказать лишь вероятное существование

бога. Основа всего нашего знания сострит в единичном опыте, который ничего

не говорит о существовании бога. Естественное же знание о боге невозможно.

Это значит, что теология как наука, в основе которой нет точных

доказательств, невозможна. Оккам полностью согласен с идеей, которую

выдвинул уже Дунс Скот: то, что истинно для теолога, может быть ложным для

философа.

Номинализм Оккама практически разделяет теологию и философию, веру и

науку, разрывает связь которая столетиями укреплялась и развивалась

схоластикой. Обе области становятся самостоятельными, и общим для них

является принцип двух истин Наука и вера, теология и философия развиваются

по своим собственным закономерностям, что является основой всей новой

культуры.

Оккам еще стоит на позициях защиты веры, и его творчество по своему

содержанию относится к схоластике, но оно также ясно сигнализирует о

противоречиях в основах схоластики и ее метода.

Оккам своим творчеством значительно повлиял на Оксфордский университет,

где прежде всего культивировалась логика. Здесь работали Уильям из Гейтсбери

(ум. в 1380) и Ричард Биллингем (ок. 1344-1414). Непосредственным учеником

Оккама был Адам Вудхем (ум. 1358), магистр теологии в Оксфорде, который

считал, что при помощи разума невозможно убедиться в существовании бога, о

нем может поучать вера, которая не имеет ничего общего с логикой и

философией.

В Парижском университете идеи номинализма появились еще до выступлений

Оккама, но после его выступлений это философское направление пополнилось

рядом оригинальных идей. Парижские оккамисты разделились на две группы: на

тех, у которых преобладали философские интересы, и тех, которые занимались

чисто научными вопросами.

К сторонникам философских интересов принадлежал Николай из Отрекура.

Его учение в 1346 г. было осуждено папским судом в Авиньоне. С одной

стороны, Николай подчеркивал прежде всего субъективизм исходной позиции

оккамистов. Абсолютно ясным принципом является лишь закон

противоположностей. Он отвергал принцип причинности, ибо из опыта можно

знать лишь о последовательности фактов и вещей (в этом его можно считать

предшественником Д. Юма), провозглашал агностицизм в вопросе существовании,

внешнего мира. Сомнительным казалось ему и наличие[ ]сущностей,

ибо опыт убеждает лишь в существовании различных явлений. Он, таким образом,

подходил к формулировке радикального феноменализма. С другой стороны,

Николай из Отрекура стоял на принципах атомистической онтологии, он вернулся

к физике Демокрита и Эпикура; его учение в этом направлении ознаменовано

материалистической тенденцией.

Другим парижским номиналистом был Жан из Мирекура, который представлял

подобные взгляды (субъективистские положения оккамизма, атомизм и абсолютный

детерминизм). Кроме этих крайних номиналистов Оккам имел и умеренных

последователей. Прежде всего это был Жан Буридан (ок. 1300-1358), профессор

и ректор Парижского университета. Занимался он прежде всего логикой, физикой

и космологией (комментировал Аристотеля), в рамках спекулятивных рассуждений

занимался естествознанием. Замечательной идеей Буридана было понятие

импульса (impetus) - предзнаменование позднейшего закона инерции. Тело,

которому от первого двигателя сообщено движение, движется до тех пор, пока

сообщенный импульс не встретится с более сильным сопротивлением.

Сопротивление воздуха и масса тела ослабляют сообщенный импульс, тело

постепенно перестает двигаться, и данный импульс затухает.

В понятии физической однородности как земных, так и небесных тел,

которые движутся по одним и тем же законам, Буридан предвосхитил эпоху

Галилея и Ньютона. Первоначальное движение сообщено небесным телам богом, но

затем оно происходит по неизменным законам. Роль бога в мире была, таким

образом, ограничена деистическими позициями.

Со второй половины XIV в. номинализм распространяется в других странах

и университетах (Вена, Гейдельберг, Эрфурт), после 1380 г.-в Пражском

университете. В университете в Кельне-на-Рейне и ряде других продолжает

господствовать реализм.

Джон Уиклиф (1330-1384) - один из величайших реформаторов и критиков

церкви феодального общества. Этот английский философ и теолог позднейшего

средневековья учился, а позже и работал в Оксфордском университете. Свою

деятельность он развивает в области политики, дипломатии и социальной

критики. В спорах с папской курией выступает на стороне английской монархии.

Его преследовала церковь: он был обвинен в ереси, позже был вынужден

оставить Оксфордский университет.

Даже после смерти Уиклифа не прекратилось преследование его

последователей. Его труды были в конце концов запрещены, на соборе в 1415 г.

Уиклиф бы провозглашен еретиком и было предписано сжечь его кости.

Труды Уиклифа можно разделить на две группы: на труды по логике,

философии и теологии и на политические и социально-критические трактаты, в

которых он критикует церковь и ее порядки.

Философской основой его творчества является христианский платонизм

Августина и Псевдо-Дионисия. Он ссылается также на неоплатоновскую теорию

света своего предшественника Роберта Гроссетеста. Уиклиф исходит из дуализма

мира природы и мира мысли, который он актуализирует применительно к

потребностям современного ему общества. Он отвергает идеи

"модернизированного пелагианства" (включая Оккама), которые подменяют

божественный порядок порядком естественным, порядком природы. Идеальный мир,

божественный порядок является критерием реального мира - в этом состоит

платонизм Уиклифа. Совершенное божественное существование - исходный пункт,

возврат к которому является необходимым. Так пантеистическим способом

преодолевается исходный дуализм: мир не только сотворен богом, но также

представлен им "всем и во всем".

По своему пантеистическому звучанию философия Уиклифа представляет один

из путей к мышлению Нового времени (Николай Кузанский, Барух Спиноза).

Церковь, которая первоначально не заметила эту возможность в номинализме,

вскоре увидела опасные последствия его теории, антифеодальный характер

которой скрывался в "схоластическом усердии", с которым "doctor evangelicus"

стремился "рационализировать" теологию в духе детерминизма Брэдуордена,

преобразующего бога во всесильный абстрактный метафизический принцип.

* * * * *

В оценке средневековой философии мы до сих пор встречаемся с двумя

полярными воззрениями. Во-первых, подчеркивается ее бесплодность,

"схоластичность", что подкрепляется тезисом о том, что философия выполняла

лишь роль служанки теологии. Это выдвижение на первый план лишь негативных

сторон и черт развития средневековой философии является односторонним и

антиисторическим. Во-вторых, другая крайность - оценка этой эпохи

философского мышления как позитивной, высокопродуктивной (этот подход

существует, в частности, в современной клерикальной философии и теологии).

В последнее время марксистская история философии значительно усилила

свой исследовательский интерес к области философской медиевистики \

Медиевистика - раздел исторической науки, исследующий историю средних веков.

\. Авторы осознают, что средневековье не является глухим периодом в

области философского мышления и что конфликты и противоречия этого периода

принесли много ценного, стимулирующего, что нельзя игнорировать (например,

кроме всего прочего в философских вопросах антикреационизма \ Креационизм

- религиозное учение о сотворении мира в творческом акте сверхъестественного

существа. \, в оппозиционных, еретических движениях, в проблематике

взаимосвязи общего и единичного, в области общей теории знаков, происходящей

от Оккама, в естественнонаучных воззрениях и т. д.).

Средневековая философия в целом развивалась в рамках теологии, ее

смыслом является в конце концов "рациональное" обоснование веры,

способствование укреплению теологии. Религиозно-теологическую форму имеют

философские взгляды и аргументация как у церковной ортодоксии, так и у

оппозиционных еретических течений и направлений.

Оказывается, что путь к Новому времени, к антифеодальной идеологии и

философии идет не только через номинализм, но и через уиклифизм и

Реформацию, хотя между этими направлениями и существуют напряжение и

конфликты. Однако оба течения, каждое со своей стороны, подрывают основы

феодализма и приоритетную роль церкви. В обоих случаях речь идет о еще

"средневековой философии", об утверждении авторитета церкви и расширении,

усилении влияния религиозной морали. Бурный и в то же время творческий

характер проявляется в обоих течениях. Уиклифизм нападает на

институциональные формы христианства, тем самым предвосхищая, собственно.

Реформацию. Номинализм атаковал строгую рационализацию религиозных догматов

и таким образом, опосредованно, поставил под угрозу авторитарное положение

церкви, подготовил почву для отделения теологии от философии и для

позитивизма Нового времени.

 

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

Эпоха, культура, философия

Гуманизм в Италии

Реформация

Гуманисты заальпийских европейских стран

Натурфилософия Ренессанса и новое естествознание

Социальные теории

 

 

ЭПОХА, КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного

развития накануне ранних буржуазных революций, имеющий самобытную ценность.

Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены

начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до

ранних буржуазных революций.

Ф. Энгельс подчеркивал, что "Ренессанс в своей европейской форме"

основывается "на всеобщем разложении феодализма и наступлении городов",

оценивал его как "величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до

того времени человечеством...".

В развитых странах Европы уже на переломе XII и XIII вв. в связи с

развитием ремесел и торговли, с расцветом городов происходит рост

производительности труда. Город представлял силу, благодаря которой

феодализм пришел к вершинам своей экономической зрелости, но вместе с тем в

росте городов проявлялись черты, которые переходили за рамки феодального

строя. С прогрессирующим экономическим развитием городов связан процесс

быстрого накопления торгового и ростовщического капитала, а впоследствии

возникают зародыши (локальные, ограниченные, неустойчивые) капиталистических

производственных отношений. Мануфактуры были, однако, сначала скорее

исключением, чем правилом. В сущности Ренессанс является периодом

преодоления предшествующей длительной стагнации производительных сил.

В феодальной Европе существовали большие различия в экономическом,

политическом и культурном развитии городов, поэтому Ренессанс не возникает

сразу во всех странах, но прежде всего в самых развитых. Его колыбелью

является Италия- почти весь первый период своего развития Ренессанс был

"итальянским явлением", и лишь во втором периоде он приобретает европейский

характер \ В историографии на Западе бытует лапидарная хронология

Ренессанса: ранний Ренессанс - Trecento (начиная с 1300 г. XIV в.), зрелый

Ренессанс-Quattrocento (XV в.), поздний Ренессанс- Cinquecento (XVI в.). Это

деление неосновательно, ибо оно абстрагируется от национальных и иных

различий развития Ренессанса в разных странах тогдашней Европы. \.

Главные носители идеологии Ренессанса - городские высшие слои, умельцы,

мещане, монастырские и церковные интеллектуалы - находились в остром

политическом противоборстве со средними и низшими слоями городского

населения, презирали бедноту ("плебс"), неимущих. В тот период еще не

созрели классовые противоречия между мещанами и феодальным дворянством,

наоборот, дворяне и даже высокие представители церкви симпатизировали

мещанским слоям, положение и образ жизни которых представлялись

привлекательными.

Идеология Ренессанса имеет как бы двойную направленность: с одной

стороны, антифеодальную, с другой - антиплебейскую. Мещанские верхи

стремились к стабилизации и расширению товарно-денежных отношений при помощи

реформ государственного аппарата и церкви. Термин "ренессанс" правильно

употреблять именно в этой классовой определенности. Главное содержание и

даже главную черту этого исторического процесса отражает не дословный

перевод этого термина (фр. renaissance - возрождение, т. е. возрождение,

новый расцвет античной культуры, науки и философии), а антифеодальное

содержание процесса, направленность против церкви, дворянства и всех

феодальных порядков.

Для мышления, идеологии и культуры Ренессанса решающей тенденцией,

которая характеризует переворот, является переход от теоцентрического к

антропоцентрическому пониманию мира. Это процесс диалектический,

противоречивый, сложный, осуществляется он повсеместно, но в различных

модификациях, вариантах, формах.

Ренессанс охватывает ту фазу истории, в которой христианская религия

уже не имеет доминирующей, монолитной позиции. Этот переворот совершается

прежде всего в религиозных рядах; ни в философии, ни в искусстве или

литературе сразу не устраняется существовавший столетиями традиционный образ

мыслей.

В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры

Ренессанса выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Презрение

к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека,

разума, стремления к земному счастью. Реализация человечности предполагает

освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому гуманизм

Ренессанса побуждает интерес к античному культурному наследию, к овладению

многоликим богатством древней философии. Вновь и по-

иному открываются Платон и Аристотель, а также неоплатоники, стоики,

эпикурейцы, Цицерон и др. Их философия рассматривается в историческом

контексте. Ренессанс - это прежде всего свободное осмысление произведений

античности, отказ от готовых и неизменных истин. Вместо надындивидуального

понятия истины самой личности предоставляются возможность и право решать,

что истинно, а что нет. Древние философы принимаются скорее как союзники,

чем "высшая инстанция". Ученые, философы уже выступают не как представители

закрытых школ, но как отдельные исследователи. Этому соответствовали новые

формы философского объяснения, индивидуального стиля литературной обработки.

Как реакция на схоластическую измельченность и сложность повсеместно

наблюдалось стремление к более понятному изложению. Против прежнего

схематизма и априористических спекуляций больше учитывается реальность,

внимание сосредоточивается на вопросах, которые имеют практическое значение

и пользу.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм Ренессанса и не

замечать его внутренних противоречий, которые в конце концов отвечают его

исторической обусловленности XIII-XV вв. Границы эти зримо проявляются в

элитарности, в "аристократических" тенденциях. Так, гуманистические идеи

нравственности были предназначены высшим социальным кругам и классам,

имевшим возможность получить образование. Люди, которые провозглашали

гуманизм, имели доступ к античной культуре и философии, знали языки (знание

латинского языка, литературы было существенным признаком Ренессанса). Нельзя

забывать, что гуманизм Ренессанса с самого начала резко противоречил

аверроизму (в некоторых работах излагается мысль, что итальянский гуманизм

является католической реакцией на ученый аверроизм), ибо гуманисты прежде

всего подчеркивали субъективную, активную, практическую сторону познания.

Поворот к антропоцентризму нельзя здесь понимать упрощенно, как

мгновенно побеждающее действие или как некое "прозрачно чистое" выражение

материалистических воззрений. Суть в том, что гуманизм Ренессанса проявлялся

в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную "божественность"

человека, в отказе от внешней "институциональной" истины божьей, в

привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в

себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически

обусловленным, могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой

рамками религии.

Часто дискутируется проблема отношения между Ренессансом и Реформацией.

Иногда упрощенно утверждается, что между ними существует противоположность,

состоящая в том, что Ренессанс-явление[ ]международное,

общеевропейское, тогда как Реформация-явление лишь национальное (немецкое).

Существенным, однако, является то, что Ренессанс и Реформация имеют общую

антифеодальную направленность, в их основе лежит антифеодальное движение,

носителем которого в разлагающемся феодальном обществе были городские слои

общества. Если Ренессанс выдвигает требование преобразования общества путем

расширения светского образования, то Реформация остается в рамках

средневекового мира мыслей человека и в этих границах предлагает ему новый,

упрощенный путь к богу. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние

буржуазные слои (в сущности не было никакого гуманистического варианта,

выражающего интересы средних и низших слоев); напротив, идеи изменения

церкви и ее учения - как главное содержание Реформации - были способны

мобилизовать средние и низшие слои общества, более привязанные к религиозным

представлениям в силу условий своего существования.

ГУМАНИЗМ В ИТАЛИИ

Духовное и культурное преобразование Западной Европы, проходящее в

различных условиях, имеет свои характерные черты и периоды. В первом, раннем

периоде, т. е. в XIV-XV вв., новая культура имеет прежде всего

"гуманистический" характер и сосредоточивается главным образом в Италии; в

XVI и в значительной мере в XVII в. она имеет главным образом

естественнонаучную направленность. Гуманизм Ренессанса в этот период

переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus - человеческий) в общем смысле слова означает

стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни.

Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о

своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего

бытия. Эти рассуждения имеют всегда конкретные исторические и социальные

предпосылки, гуманизм по своей сущности всегда выражает определенные

социальные, классовые интересы.

В узком смысле слова гуманизм определяется как идейное движение,

которое сформировалось в период Ренессанса и содержанием которого является

изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и

культуры. Значение гуманистов надо рассматривать не только в связи с

развитием философского мышления, но и с исследовательской работой по

изучению старых текстов \ Итальянские гуманисты собирали произведения

древних авторов при помощи греков, которые в это время оседали в Италии.

Петрарка, например, встречался с греческим ученым-монахом Ваарламом,

византийский ученый-гуманист Хризолорас привез в Италию ряд греческих

литературных памятников. Возрастающий интерес к изучению древней литературы

поддерживали и городские патрицианские роды. В некоторых городах возникали

культурные центры, в которых были сосредоточены античные тексты и памятники.

\. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный,

филологический. В историографии значение античного наследия иногда

односторонне абсолютизируется. Делается вывод, что понятие "гуманизм"

относится лишь к культурному и образовательному воздействию греческой и

римской культуры. Однако в таком понимании гуманизм относится только к

духовной сфере \ Примером одностороннего культурно-духовного понимания

гуманизма является идея так называемого, христианского Запада, которая

сегодня в модифицированной форме вновь появляется в концепциях католического

клерикализма. Согласно этой идее, западноевропейский (или европейский)

гуманизм покоится на двух столпах: на гуманистическом наследии античного

мира и на христианстве, которое является якобы историческим ферментом

сохранения и развития традиционных духовных гуманистических ценностей и для

современности. \, выхолащивается его практический, динамический,

воинствующий момент. Этот момент нельзя выпускать из поля зрения, он всегда

в наличии, хотя и по-разному проявляется в конкретных условиях. Относится

это и к итальянскому гуманизму, который был выражением конкретного

общественного движения представлял в этом смысле огромный исторический

прогресс, несмотря на свою историческую обусловленность и ограниченность.

НАЧАЛО ИТАЛЬЯНСКОГО ГУМАНИЗМА

Данте Алигьери (1265-1321). Ф. Энгельс характеризовал его как

колоссальную фигуру, как послед него поэта средневековья и вместе с тем

первого поэта Нового времени [3].

Свое гуманистическое мировоззрение Данте изложил прежде всего в

бессмертной "Комедии" \ Боккаччо переименовал ее в "Божественную

комедию". \, затем в трактатах "Пир" и "Монархия". Его литературное и

идейное творчество составляют единство. Элементы нового, нарождающегося

мировоззрения Ренессанса содержатся в его поэтическом творчестве.

Христианскую догматику Данте принимает как неизменную истину, однако дает

новое изложение отношения божественного и человеческого. Он не

противопоставляет эти начала, но видит их во взаимном единстве. Бога нельзя

противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояким

способом: с одной стороны, богом, с другой - природой. К блаженству, таким

образом, ведут два пути: философское поучение, т. е. человеческий разум, и

"духовное поучение", исходящее от святого духа. Подчеркивание божественного

в человеке выступает как отклонение от средневековых традиций, за это Данте

был подвергнут критике и осуждался томистами.

Гуманизм Данте антиаскетичен, он полон веры в силы человека. Человек

сам ответствен за свое благо, решающим здесь являются его личные качества,

но ни в коем случае не богатство или унаследованное положение \ О

Дантовой "Комедии" Ф. К. Шалда написал: "Не знаю во всей мировой литературе

произведения, которое несло бы в себе больше любви к земле и к телесности,

чем песнопения Рая. Не слушайте тех, кто говорит, что Дантово произведение

аскетично или загробно. Смысл его как раз обратный. Данте, мыслит как поэт

конкретности, его божественный стих полон земных реальностей. Даже в момент

наибольшего отторжения мысли он не ощущает земное как бремя или помеху..."

(Soubor dila F. X. Saldy. Sv. 9. Praha. 1948. S. 85). \.

Данте испытал влияние латинского аверроизма, хорошо знал Сигера

Брабантского, не были ему чужды и неоплатоновские тенденции средневековья,

исходившие от Псевдо-Дионисия Ареопагита. Знакомство с учением Аверроэса о

возможностях и об активности разума приводит Данте к пониманию того, что

задачей человечества является реализация возможностей разума, прежде всего

теоретического, воплощение их в практической деятельности. Политический,

антицерковный смысл своей позиции он разрабатывает в "Монархии". Церковь

должна заниматься вопросами "вечности", земные же дела являются уделом

людей, которые стремятся к созданию общественного устройства, помогающего

реализации человеческого существования, основанного на счастье, блаженстве,

всеобщем и прочном мире. Данте принадлежал к тем идеологам, которые свой

гуманизм соединяли с теорией так называемой двойственной истины.

Концепция Данте содержит много наивных и схоластических аргументов, но

она сильна своей основополагающей идеей: все человеческое (и политика)

должно быть подчинено человеческому разуму.

Один из представителей итальянской гуманистической мысли-Марсилий из

Падуи (1278-1348) - сформулировал в своем политическом учении (трактат

"Защитник мира") республиканские идеи, предугадав события буржуазных

революций XVII-XVIII столетий.

Он пришел к выводу, что ни церковь, ни государство не имеют

божественной природы, но являются различными формами человеческой власти и

общественной организации людей. Как и Данте, он исходил из двух основных

предпосылок человеческого счастья: мира и власти монарха. Главенство

принадлежит народу, граждане имеют законодательную власть, свою волю они

выражают на собраниях голосованием. Идея о том, что народ является

источником всякой власти, отличает его концепцию от схоластической

средневековой и приближается к более поздним концепциям об общественном

договоре.

Марсилий черпает из трудов Аристотеля, но совершенно иным образом, чем

средневековые схоласты. Аристотель является для него единственным источником

рационального познания. Библию он использует лишь в качестве иллюстрации.

Хотя Марсилий был убежденным католиком, идеологом францисканского ордена,

его учение о естественной природе власти государства объективно помогало

разрушить схоластико-феодальную иерархию ценностей.

Франческо Петрарка (1304-1374) считается "первым гуманистом", его

называют "отцом гуманизма". Великий пропагандист античной культуры собирал

подлинные латинские тексты. Его собрание классических латинских текстов было

в свое время уникальным.

К античной культуре и образованию он подходил исторически, не

усматривал в них лишь прошедший золотой век и потерянный рай, но старался

наследие античности наиболее точно и понятно донести до современников.

Греции он предпочитал Рим и не сомневался, что Рим является классическим

образцом цивилизации вообще. Интересовался он и средневековыми традициями, и

Августином \ Петрарка - один из творцов новой европейской лирики, автор

знаменитых сонетов к Лауре, патриотических стихов и стихов гневных,

обращенных против папской курии. В его поэзии отчетливо звучат

гуманистические идеи Нового времени. Петрарка вместе с Данте и Боккаччо

является основателем итальянской (италоязычной) литературы. \.

Данте еще принимал "вечность" в понимании схоластов, Петрарка же ее

полностью отвергает. Его полемический трактат "О собственном незнании и

незнании, других" направлен против аверроизма, а учение о двойственной

истине существенно отличается от антиаверроистской полемики Фомы Аквинского,

которого он, впрочем, вообще в своем трактате не упоминает. Он отвергал

культ авторитета, однако при этом не отвергал Аристотеля, но высмеивал






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных