Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод с чешского канд. филос. наук И. И. Богута 24 страница




"глупых аристотеликов", их схоластический, надуманный способ ведения споров.

Утверждал, что университеты позднего средневековья приходят в упадок, их

преподаватели лишены набожности, вредят доброму имени теологии, которое она

снискала в эпоху "отцов церкви". Подчеркиванием собственного незнания он

выражает идею независимости своего мышления от схоластической

университетской учености.

Христианство он принимает, но лишь в его несхоластической

интерпретации. Он склоняется также к идее активной самореализации человека,

его антропоцентризм выступает как противовес средневековому теоцентризму.

Интересовали Петрарку прежде всего внутренние, этические проблемы человека,

что является признаком индивидуализма эпохи Ренессанса. В философском

диалоге "Моя тайна" он вскрывает глубочайшие внутренние конфликты человека и

способы их преодоления. Творчество Петрарки отличается земным характером,

полным пониманием радостей и страстей человека \ Петрарка повлиял и на

развитие гуманизма в Чехии; в 1356 г. он посетил Прагу, известна его

переписка с Карлом IV, Арноштом из Пардубиц, Яном из Стржеды, относящаяся к

1351-1368 гг. \.

Среди тех, кто способствовал созданию новых, гуманистических традиций в

итальянской культуре, был друг Петрарки, флорентиец Джованни Боккаччо (1313-

1375), который в своем "Декамероне" высмеивал глупое и лживое духовенство,

восхвалял разум, энергию, полнокровие нового городского класса. В его

творчестве отразились типичные черты Ренессанса: земной характер, телесная

чувственность, практический утилитаризм, который он выражает живым, лишенным

аллегорий языком.

К последователям Петрарки в области анализа старых трактатов

принадлежит, между прочим, Колуччио Салутати (1331-1406), который собирал

старые тексты и снабжал их аннотациями. Он имел большое влияние на

последующих флорентийских гуманистов, например Паджио Браччиолини и Леонардо

Бруни. Салутати пробуждает интерес к изучению греческой литературы. По его

приглашению в 1397 г. во Флоренцию прибывает византийский ученый Мануэль

Хризолорас, чтобы преподавать греческий язык. Он привозит с собой греческую

литературу и первым в Европе пишет учебник греческой грамматики. Все это

имело большое значение для развития итальянского гуманизма.

К выдающимся гуманистам XV в. принадлежит и Лоренцо Валла (1407-1457),

замечательный филолог, один из основателей метода сравнительного анализа,

который он применял не только к трактатам Тита Ливия, но и к Новому завету.

Он отвергал схоластическую логику, выдвигая против нее риторизм Цицерона как

способ, помогающий человеку по-новому мыслить и дискутировать. Большую

огласку получило и его раскрытие неподлинности так называемого Дара

Константина - документа, который был известен как юридическая основа

светской власти папства. Валла опровергает его подлинность, приводя как

исторические, юридические, так и филологические аргументы. В этике Валла

близок к эпикуреизму и предпочитает его стоицизму. Он подчеркивает

естественность человека, полагает, что добродетельным является все, что

относится к жизненно важному инстинкту самосохранения, поэтому никакое

наслаждение не является безнравственным. Этика Баллы является

индивидуалистической. Большое значение имеет и то, что обновление и

оживление эпикуреизма возвращают в философское сознание эпохи забытый

античный атомизм.

ПЛАТОНИЗМ РЕНЕССАНСА

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на

Платона. Эта тенденция, опирающаяся на расширяющиеся возможности познания

подлинных произведений античности, была мотивирована необходимостью

выступить против схоластического Аристотеля, его интерпретации томизмом.

Платон в антисхоластической философии Ренессанса становится символом

прогресса \ В представлении платоников Ренессанса Аристотель был лишь

"физиком", в то время как Платон - "философом", "мудрецом" (sapiens). \,

его философия считается синтезом всей философии прошлого, а также теологии -

греческой науки, включающей орфизм, пифагореизм и восточные доктрины.

Платонизм Ренессанса представлял Платона в некоем христианизированном

смысле в духе воззрений Августина и Апулея \ Луций Апулей- римский

писатель, живший примерно в 125- 180 гг. Наилучшее его произведение-

"Метаморфозы", называемое также "Золотой осел". \. Во флорентийской

платоновской Академии Платон считался "богом среди философов",

подчеркивалось большое значение его идей для христианства, в частности с

точки зрения философской разработки концепции двойственной природы человека.

В вопросе об отношении философии и религии флорентийский платонизм отстаивал

понимание, согласно которому философия является надежным знанием о человеке,

о мире и о боге, которое наиболее полно представлено в творчестве Платона и

его последователей. Все платоники считали религию философско-теологической

доктриной (также и культовым институтом).

Для интеграции Платона в эту эпоху определенную роль играли и

неоплатоновские традиции в духе Плотина. Нельзя также обойти тот факт, что

при общей конфронтации платоников и аристотеликов некоторые представители

платонизма выступают и в духе примирения Платона с Аристотелем. Этот подход,

присущий прежде всего византийским традициям, и был перенесен на Запад \

В частности, в лице кардинала Иоанна Бессариона (1395- 1472), ученика

Платона, отстаивавшего идеи своего учителя и в то же время допускавшего

возможность примирения Платона и Аристотеля (он переводил работы

Аристотеля), против чего выступал Пикоделла Мирандола. \. По существу

споры между платонизмом и аристотелизмом периода Ренессанса в XV в. велись

не совсем четко, допускались компромиссы.

Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний

византийский неоплатоник Георгиос Гемистос (1360-1425), который из уважения

к Платону принял имя Плетон. Происходил он из Константинополя, поселился во

Флоренции, где проповедовал идеи Платона, при этом резко отвергая

Аристотеля. Его мышление носило эллинистический характер, он хотел

преодолеть традиционное христианство при помощи античного языческого

политеизма. Интерес к средневековому неоплатонизму приводит его к восточному

мистицизму, каббале и зороастризму.

Он учил, что мир зависит от бога, но не был им сотворен во времени, ибо

существует вечно. Идея христианского творения из ничего, а также "свободная

воля" творца в этом случае не имеют смысла. Переход от божественного

принципа к миру имеет характер детерминации. Не только вселенная, но и сам

бог подчиняются необходимости. Плетон здесь не ссылается на неоплатоновскую

идею эманации. В объяснении необходимого перехода к миру он прибегает к

помощи языческого греческого пантеона богов. Зевс, стоящий во главе,

является абсолютным бытием. Мир, однако, образуется не непосредственно, но

через посредство особой субстанции природы, которая также имеет божественный

характер. В наметившемся признании бесконечности бога и природы скрываются

пантеистические тенденции.

Мир в своем гармоническом единстве прекрасен, в этом состоит его

божественность. Призвание человека - быть "средним звеном", соединением этой

гармоничности. И человек является "божественным", если он реализует в себе и

в отношении к природе, к миру эту красоту гармонии - это и есть путь его

нравственного совершенствования.

Философия Плетона в Италии была принята благосклонно. Он впервые

представил неоплатонизм не в средневековой рясе или в реконструированных

системах древности, но в оригинальной, живой философской форме.

Действительно, новый синтез не может исходить лишь из древнего язычества, но

должен принимать во внимание традиции уже почти пятьсот лет существующего

развития христианства.

Время наибольшего расцвета итальянского платонизма связано с уже

упоминавшейся флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 г. по

предложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Академия, а также и другие

культурные общества, возникшие в других городах тогдашней Италии, объединяли

видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.

Характер этих объединений полностью отличался от характера официальных

философских центров, университетов и монастырских школ; здесь не читались

лекции, но велись беседы. Вилла в Кареджии, которую Козимо предоставил

платоновской Академии \ Об этом упоминает Н. Макиавелли: "Козимо был

также доброжелателем и защитником литераторов. Он пригласил во Флоренцию

известного греческого ученого Аргиропулоса, чтобы он обучал молодежь

греческому языку и другим наукам. Содержал также в своем доме Марсилио

Фичино, приверженца платоновской философии, которого весьма уважал. Чтобы

Фичино мог беспрепятственно предаваться изучению наук и чтобы с ним можно

было часто встречаться, Козимо подарил ему имение поблизости от своего

сельского владения в Кареджии" (Machiavelli N. Florentske letopisy. Praha,

1975. S. 341-342). \, становится в то время культурным центром не только

Италии, но и всей ученой Европы. Академия достигла своего наибольшего

расцвета при Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Видной фигурой среди

платоников XV столетия был Марсилио Фичино (1422-1495), выделяясь своей

деятельностью по переводам. Он не только перевел всего Платона на латынь, но

и познакомился с античным неоплатонизмом \ Не случайно он начал с

перевода так называемого "Corpus Hermeticum" - сборника анонимных греческих

теологическо-философских трактатов, которые создавались, вероятно,

постепенно в ходе I в. до н. э. и I в. н. э. Авторство этого сборника

приписывалось Гермесу Трисмегисту (греческое имя египетского бога Тота -

бога письма, чисел и книг). Сборник сохранился в сокращенном виде, его

тексты местами нарушены. Всего в нем изложено 18 текстов и тайных

религиозных, астрологических магических и мистических учений. Для Фичино и

его современников эти тексты были документом древней мудрости, из которых

вырастала платоновская религиозно-философская традиция. \, переводил

Плотина, Ямвлиха, Порфирия, Прокла, интересовался и христианским

неоплатонизмом, заново перевел ареопагитику.

В своих комментариях он развивал идеи неоплатонизма. Его главным

произведением является "Платоновская теология о бессмертии души", другие

трактаты имеют гораздо меньшее значение. Платонизм Фичино направлен против

томистской схоластики. Философия не служанка теологии, но ее "сестра";

философия совершенствует теологию, она является "ученой религией" \

Фичино был горячо верующим католиком, при Лоренцо Медичи он становится

духовником и отпускает грехи Платону. \; совершенство теологии зависит

от степени ее философского уровня.

К вопросу об отношениях бога и мира он подходит с пантеистических

позиций. Его пантеизм имеет мистическую направленность: бог - первопричина

иерархически построенного мира, исходная точка, содержащая в себе весь мир;

в мире он постоянно проявляется в динамических силах и при их посредстве.

Это представление, очевидно, не имеет ничего общего со средневековым

креационизмом и дуализмом.

От католической ортодоксии Фичино отклоняется и в утверждении идеи о

том, что все религиозные культы и религиозно-философские учения - проявления

общей религии (religio universalis). Христианству он придает решающее

значение, видит в нем прежде всего наивысшее "законодательство" в этическом

плане. Обоснование универсальной религии он находит в положении о том, что

идея бога является врожденной, что все происходит от единого совершенного

бытия, т. е. от бога, и поэтому должен существовать один культ, одна

религия.

К этим взглядам следует прибавить и воззрения Фичино о генезисе

религии, начиная с ее древнейших форм и до христианства, которое он считает

продолжением и совершенствованием антики. Понятие развития у Фичино

открывает возможность дальнейшего философского совершенствования религии,

включая христианство. В этом заключается антисхоластическая направленность

его идей. Те выводы платоника из Ренессанса, которые как бы предвосхитили

Реформацию, указывают также на близость гуманизма Ренессанса и Реформации.

К центральным категориям платонизма Фичино относится "душа". Она

обусловливает единство всех звеньев мировой иерархии, сообщает всем вещам и

телам движение.

Новая, гуманистическая ориентация Ренессанса наиболее заметно

проявляется в его учении о человеке, который в гармонической (а значит,

прекрасной) иерархии мира занимает первое, и высшее, место \ Искусство

Ренессанса нашло в философии платоновской Академии, и прежде всего в учении

Фичино о прекрасном, свой теоретический фундамент. \. В духе Платона и

неоплатонизма Фичино ставит перед человеком задачу - совершенствоваться и

тем самым возноситься к наивысшему сущему, к богу. Одним из самых важных

моментов этой человеческой деятельности является стремление к свободе. Так

же как и Платон, Фичино рассуждает о том, что законодатели и правители

должны хорошо знать философию, быть философами.

Наиболее выдающимся членом кружка Марсилио Фичино был Пико делла

Мирандола (1463-1495), который прославился тем, что на беседах в вилле

Кареджио выступал с критикой по общим вопросам. Его платонизм был

эклектическим. В Падуанском университете он глубоко изучил средневековые

философские и теологические традиции, проявил также интерес к падуанскому

аверроизму. Кроме того, познакомился с парижским и оксфордским номинализмом.

Изучал он и восточную философию, в частности мистику и каббалу.

В его творчестве отразились типичная жизнь и деятельность образованного

гуманиста. Он намеревался представить на римском собрании ученых всего мира

трактат ("Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae"),

содержащий 900 тезисов обо всем, что было познано. В этих тезисах он выразил

и некоторые новые философские взгляды. Однако дискуссия не состоялась,

потому что папа большинство тезисов запретил как еретические. Впоследствии

Пико преследовался инквизицией.

В его понимании мира заметен пантеизм. Мир устроен иерархически: он

состоит из ангельской, небесной и элементарной сфер. Чувственный мир возник

не из "ничего", но из высшего бестелесного начала, из "хаоса",

неупорядоченность которого "интегрирует" бог. Мир прекрасен в своей сложной

гармоничности и противоречивости. Противоречивость мира в том, что, с одной

стороны, мир находится вне бога, а с другой - его становление божественно.

Бог не существует вне природы, он в ней постоянно присутствует. Здесь речь

идет, однако, не о натуралистическом пантеизме, отождествляющем принцип

природы и бога. В понимании Пико, бог представляется скорее как завершающий

сущность мира.

Смыслом его полемики с "лженаукой", с "пророческой астрологией" было

стремление обратить внимание человека на такое проникновение в тайны

природы, которое бы было практически действенным, активизировало его и не

углублялось в общие абстракции о причинах движения небесных тел и т. д. В

его воззрениях на роль так называемой естественной магии обнаруживаются

некоторые ценные идеи. Он считал "естественную магию" наукой о практическом

познании природных сил, о возможности создания "удивительных вещей" при

использовании этих сил.

Судьбу человека определяет не сверхъестественная совокупность звезд,

судьба является следствием его естественной свободной активности. В речи "О

достоинстве человека" (1486), которую он написал для несостоявшейся

дискуссии, говорится о человеке как особом микрокосмосе, который нельзя

отождествлять ни с одним из трех "горизонтальных" миров неоплатоновской

структуры (элементарный, небесный и ангельский), так как он проникает

вертикально через все эти миры. Человек имеет исключительное право на то,

чтобы творить свою личность, свое существование собственной волей, свободным

и соответствующим выбором. Таким образом, человек отличается от остальной

природы и идет к "божественному совершенству". Человек сам творец своего

счастья, "fortunae suae ipse faber". Гуманизм Пико антропоцентричен,

человека он помещает в центр мира. Человеческая природа существенно

отличается от животной, она является более возвышенной, совершенной; человек

- это существо, которое способно стремиться к "божественному" совершенству.

Эта возможность не дана заранее, но становится, человек сам ее формирует.

АРИСТОТЕЛИЗМ РЕНЕССАНСА

Философия Аристотеля только на последней, высшей стадии средневековья

была признана наиважнейшим и величайшим заветом антики, и в то же время она

была деформирована в целях приспособления к потребностям церковной

ортодоксии. Поэтому понятно, что новое мышление Ренессанса осуждало

Аристотеля и усматривало в нем главного учителя схоластики. Отвержению

Аристотеля способствовало и его оправдание со стороны консервативного

ортодоксального католицизма \ Помимо прочих прежде всего Георгии

Трапезундский, боровшийся против проникновения платонизма в Италию и

усматривавший в нем прежде источник всяческой ереси, утверждал, что истинная

христианская теология может опираться лишь на Аристотеля. Имел он при этом в

виду Аристотеля схоластического, томистского. \.

Переход к изучению подлинного Аристотеля является длительным процессом,

который связан с общим созреванием философского мышления. Ренессанс

выступает как начало этого поворота в истории философии. Аристотелики

Ренессанса способствовали этому процессу тем, что критиковали

аристотелевский то-мизм. В рамках этой критики они часто выступали и против

аверроизированной формы аристотелизма, которая была несколько ближе к

подлинной философии Аристотеля. Возникают две полемизирующие друг с другом

школы: александристов, которые сосредоточились вокруг университета в

Болонье, и падуанских аверроистов \ Александристы в духе греческого

комментатора III в. Александра из Афродизиады отрицали бессмертие души,

тогда как аверроисты утверждали, что Нус, соучаствующий в мышлении, является

нематериальным и бессмертным, душа, однако, как числовая единица смертна.

Оба подхода были отвергнуты на соборе в Боневенто при понтификате папы Льва

Х в 1512 г. \. Их спор касался прежде всего вопроса о бессмертии души;

характерным было, однако, то, что это уже не был спор, ведущийся с позиций

защиты средневековых томистских традиций. Таким образом, падение

"схоластического" Аристотеля было неотвратимо.

Пьетро Помпонацци (1462-1525) принадлежал к александристам. Его

творчество является наглядным доказательством перемены старого,

средневекового университетского аристотелизма, превращения его в

ренессансный. Его учение сохранило внешнюю форму средневековых традиций,

однако содержало уже новую философию, которая отказывалась от схоластической

косности.

В рамках теории двойственной истины Помпонацци проводит прогрессивные

идеи о независимости философии от теологии; философия должна исходить из

научных принципов, истина является результатом рационального познания.

Религию следует сохранить лишь для воспитания народа.

К главным трактатам Помпонацци относятся "О бессмертии души", "О

причинах явлении природы", "О судьбе, свободе воли, предопределении и

божественном предвидении".

Трактат "О бессмертии души" является результатом длительных

рассуждений. Решение вопроса о бессмертии души Помпонацци совпадает с

положениями Ренессанса о необходимости естественной этики, отвергающей

откровение и чудеса. Он ссылается на учение Аристотеля о зависимости идей от

органов чувств, о неотделимости души от тела - душа является материальной и

поэтому смертной. Бессмертие души нельзя рационально, философски обосновать,

в него можно, лишь верить. Человек "бессмертен" лишь потому, что он способен

мыслить общими понятиями, абстрагироваться от единичного, частного,

отдельного. То, что человек образует представления о нематериальных,

бессмертных духовных сущностях, является доказательством различия между

человеческой и животной. чувственностью, инстинктивностью. Преимуществом

человека является не достижение бессмертия, как учат средневековая этика,

философия и теология, но возможность достижения счастья и блаженства на

основе рационального познания, что является целью и смыслом существования

рода человеческого вообще. Этика Помпонацци - антропологическая и светски

ориентированная - существенно отличается от христианского аскетизма. Книга

"О бессмертии души" вызвала неприязнь клерикалов и была публично сожжена.

Трактат "О причинах явлений природы" указывал путь новому

естествознанию. Рациональное, материалистическое объяснение природных

процессов и явлений становится актуальным в эпоху, когда в Италии, в

Западной и Северной Европе велась "охота на ведьм". Согласно Помпонацци,

ангелы и демоны не имеют телесных органов чувств и поэтому не должны

ввязываться в дела людей. Эти идеи, несмотря на их наивную аргументацию,

обозначали правильное направление поисков. Помпонацци верил, что космическое

движение подчиняется всеобщим естественным закономерностям, что все в

природе имеет причину. Мир подчинен вечному закону движения, все возникает,

изменяется и гибнет. Это приводит к постоянному повторению. Понятие

детерминизма у Помпонацци выливается в представление о вечном круговороте

движения, о движении по кругу.

В трактате "О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном

предвидении" он выражает идею, что случайные события являются проявлением

общей необходимости (она подобна небу или интеллекту), которая выступает как

фатум, судьба. Человеческое поведение также определяется отношением причин и

следствий. Человек может выбирать, но при этом его выбор обусловлен внешней

объективной средой и собственной природой. Помпонацци указывает также на

божественное предопределение и личную ответственность индивида: как может

бог судить о единичном индивидуальном человеческом поведении, если он

является абсолютной причиной всего существующего, а значит, и человека?

Христианский бог, таким образом, сам должен бы быть ответствен за грехи, за

зло в мире.

Согласно Помпонацци, бог не имеет свободной воли, его "деятельность"

строго детерминирована, она сама является естественной, природной

необходимостью. И лишь в этом случае он не должен обвиняться в

ответственности за мирское зло. Зло также принадлежит к необходимости -

борьба добра и зла выражает необходимую противоречивую гармонию мира. С этой

точки зрения социальное неравенство лишь релятивно, но в общем принадлежит к

целостной, противоречиво проявляющейся гармонии мира. Эти мысли можно

оценить как подходы к диалектическому мышлению. Помпонацци отождествляет

бога с фатумом, природной необходимостью, что показывает его ориентацию на

пантеизм.

Продолжателями идей Помпонацци были прежде всего логик Жакоб (Яков)

Забарелла из Падуи (1532-1589), Лучилио Вамини (1585-1619) и др. В XVI в.

спор между александристами и аверроистами затих, аристотелики приняли

компромиссное решение. Среди тех, кто дальше развивали подлинное учение

Аристотеля, находился и естествоиспытатель Андреас Цесальпиний (1519-1603),

придворный папский лекарь, ученый, который открыл закон кровообращения,

систематизатор растительного мира.

РЕФОРМАЦИЯ

Реформация непосредственно является исторической ситуацией XV и XVI

вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в

Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Особое

значение это понятие имеет для исторического определения революционного

движения в Германии. Термин "реформация" выражает ту существенную сторону

движения, центром которой является революционная критика и атака на

монопольное положение католической папской церкви и ее учения в

политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. В

связи с целым комплексом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф. Энгельс

определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую

решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика

относится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные

черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском

движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего

мещанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была международным

движением, она не закончилась с поражением Крестьянской войны в Германии, но

продолжалась в дальнейшем революционном цикле.

В XVI в. реформаторское движение достигло апогея своего развития. В

ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к

новой протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось реформацией

католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В последующем

развитии постепенно образуются условия для эпохи "классических" буржуазных

революций.

Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся

двояким образом: с одной стороны, через Ренессанс, с другой - путем

европейской Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом

критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость

гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее

кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.

Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое

значение имеют учения английского реформатора Виклифа и его последователя

мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями реформаторской

антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из нее

аспекты учения Нового времени не возникают, однако, как ясно осознанные: они

были лишь следствием потребности улучшить отношения в церкви. Эта

потребность была очевидной для общества. Виклиф и Гус нападали на церковь

как на чужеродное, паразитирующее образование; в этом смысле их взгляды

совпадают. Под влиянием конкретных условий в учении Гуса подчеркивается

социальная и гуманитарная направленность. Воинствующий гуманизм его учения

оправдывал выступление народа против верхов.

Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в

выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс

неотделимы друг от друга.

Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483-1546) имело своего

выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого

протестантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Таулер) и учение

Гуса, не был философом и мыслителем. Несмотря на это, импульсивная

религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.

Лютер выступил против церкви как единственного посредника между богом и

человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой проблемы,

оно было направлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно стало






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных