ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Государства Азии в Новое время (пути развития).Особенности государства и права средневекового Китая. Верховная власть в гос-ве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Его ближ. Помощниками являлись 2 цзайсяна. Эти должности занимали члены императ. Дома или влиятельные сановники. Управл. страной осущ. Через 3 ведомства – 3 палаты: одна ведала органами исполнит. власти, две другие готовили и обнародовали императ. указы, организ. торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника – правый и левый. Первой палате подчинялись 6 ведомств, делившихся на 2 группы. К первой относились: ведомство чинов, заним. назначением и увольнением чиновников; ведомство обряда, наблюдавшее за соблюд. обрядов, этикета, нравственностью; ведомство финансов, занимавшееся обложением и сбором налогов. Вторую группу ведомств составляли военное ведомство, заним. орг-ей военного дела в империи; ведомство наказаний, которому подчин. Суды и тюрьмы. Важное место среди гос. учреждений занимала палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение за центр. и местным аппаратам. Деятельность этого органа способствовала централизации гос. аппарата. Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя орг-ция чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой – объединение 4-5 дворов. По приказу императора Ли Ши-мина началось создание свода законов уголовного права, завершившиеся после его смерти. Под влиянием конфуцианства был запрещен древний обычай физически калечить преступника. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. все владельцы земли были поделены на 9 разрядов в зависимости от кол-ва имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Сбор налогов происходил дважды в год: летом и осенью. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов. Полит. власть императора пошатнулась. Военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Во второй половине 10 в. была восстановлена общеимперская полит. власть.С целью централизации власти была упразднена прежняя админ. система, которая обеспечивала господство военных наместников. Общая характеристика государственно-правовых систем стран средневекового Востока. Одним из крупнейших феодальных государств средневековья был Арабский Халифат. Особенностью гос-го строя было то, что глава гос-ва - халиф объединял в своих руках духовную (имамат) и светскую (эмират) власть. Одновременно с возникновением Халифата формировалось и его право - шариат. Право изначально формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали Коран - священная книга ислама, содержащая предписания, носящие хар-р морально-нравственных установок; сунна -сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, содержащий предписания семейно-наследственного и судебного права; иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами, по?м, не отраженным в Коране и сунне; фетва – письм. заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных?в общественной жизни. В соответствии с посягательством на эти ценности и характером наказаний преступления делятся на: 1) преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания; 2) преступления против отдельных лиц, за которые также назначены определенные наказания; 3)преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены и право выбора наказания предоставляется суду. Другой системой традиционного права, которое получило широкое признание, было индусское право. Согласно индуизму, все люди с момента рождения разделены на соц. иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и 3 вида шастр: дхарма - учит людей, как вести себя, чтобы быть угодными Богу; артха - учит, как разбогатеть, и специальному искусству руководить; 3) кама - учит удовольствиям. Развитие средневекового Китая, его гос-ое и правовое устройство в значительной мере определялись господствующей идеологией конфуцианства. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само гос-во должны соответствовать этой модели семьи и избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный ей широкий круг дел. Обязанностью жителей было строгое исполнение норм, соответствующих статусу. Суд не был отделен от администрации. Развитие гос-ва и права средневековой Японии носило в значительной степени самобытный хар-р, хотя и испытало определенное влияние материкового Китая. С IX в. в Японии начинает развиваться система сеньории (се) -неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное феодальное владение с суверенной судебной властью. Развитие системы сеньории привело к появлению в конце XII в. нового феодального режима. Император был лишен реальной власти, она перешла в руки военной касты (букэ, самураи). Непосредственное управление осуществлял сегун - представитель наиболее сильного феодального рода. Нормы рицу-ре постепенно перестали применяться, продолжало действовать лишь личное право букэ. В XIV в. была введена единообразная структура населения, основанная на строгой иерархии, исключавшей даже мысль о правах низших в отношении высших. Между представителями класса рыцарей отрицалась возможность заключения договоров и установления правовых обязательств; тем более она отрицалась во взаимоотношениях между помещиками и земледельцами. Существовал целый комплекс норм (гири), регулировавших поведение людей во всех случаях жизни, которые заменили право, а часто и мораль. Неисполнение какого-либо гири считалось для японцев позором. Судебно-правовая система средневековой Японии. В средневековой Японии были распространены нормы обычного права. Введение в 7 в. строго деления общества на ранги привело к появлению законодательных документов – кодексов, к-рые содержали нормы, регулирующие земельные отношения, Обязанности и привелегии различных групп и представителей титулованного и ранжированного чиновничества, нормы уголовного и административного права. 1ый кодекс «Тайхоре», содержащий нормы Японского традиционного права. В нем отсутствовало деление права на частное и публичное. Вещные, брачносемейные, наследственные отношения приобретают публично правовой хар-р и регулируются нормами уг-го и администр-го права. Источники права – нормотворчество императоров в виде указов, имевших более самостоятельный хар-р, и постановления издаваемых в развитие административ-х и уг-ных законов. Указы объединялись в сборники и в 927 г был создан сборник постановлений годов Энги., вступивших в действие в 957 г. Японский феод.свод «Ста законов» (1742) содежал основные нормы граждан-го уг-го и процесс-го права. Нормы права подчинались идеологии конфуцианства. Не существовало различий между деликтом и преступлением. Уг-ный кодекс Тайхорицуре, начинающийся с перечня наказаний и тяжких преступлений, состоит из 12 разделов. В ранне средневековом Японском праве не было четкого деления вещей на движимое и недвижимое. Не сложилось четкого представления об обязательстве. Японскому праву были известны договоры частного и казенного займа, зерна, денег, в т.ч. и процентного. В праве были отражены порядки патриархальной семьи, запрещались браки не только между свободными и рабами, «добрыми», «подлыми», но и между отдельными категориями подлых. Действовал своеобразный кастовый принцип. Но японское право проявляло относительную терпимость к незаконно рожденным детям и детям, родители к-рых были неравны по своем соц.статусу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|