ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Трансформация государственности стран Европы и США в Новейшее время.XX в. стал продолжением Нового времени. Начавшись с революций в Англии и Франции, войн Кромвеля и Наполеона, войной за независимость североамериканских колоний Англии, Новое время продолжилось в XX в. не только раскрепощением личности, колоссальными успехами научно-технического прогресса, материального производства, значительным увеличением населения земного шара, но также и мировыми войнами, «холодной войной» с разделением мира на враждующие блоки, наконец, подвело человечество к грани экологического кризиса. Новая идеология, обоснованная французскими просветителями, утверждая веру в человека и безграничные возможности разума, породила и идейные течения XX в. «Свобода, равенство, братство», оттесняя традиционные религии, не только вызволяли человека из пут Средневековья, но и подвели к гильотине и якобинскому террору, газовым камерам и концлагерям. Представления о построении государства и мирового сообщества на началах общественного договора, международного права и справедливого порядка начинают подменяться идеей свободы без нравственных устоев и Бога, т. е. правом силы. В своем развитии новая идеология получила воплощение в марксистской теории освобождения народов от эксплуатации, в фашистских идеях о высшей расе. В западных либеральных теориях приоритет стал отдаваться правам и свободам отдельного человека, демократии; утверждались идеи «открытого общества» с устарелостью государственных суверенитетов. Однако, случалось, что человеческое, гуманистическое содержание новой идеологии в практической деятельности государств до неузнаваемости искажалось. Революции(надлом – «переломный возраст») при переходе к более высокому состоянию со сменой ценностных ориентиров сопровождались непомерным преувеличением сил и возможностей «раскрепощенного разума», его способности построить идеальное общество и изменить мир, а также кризисом и смутой, особенно прискорбными человеческими и материальными потерями. Мировые войны.Новое и более высокое, рожденное революциями, еще со времен войн Кромвеля и Наполеона стремилось утвердиться на всем обозримом пространстве. В XX в. это новое в крайностях вульгарного рационализма, при расширении связей и взаимозависимости народов, усиленное достижениями техники вооружений, дважды подводило мир к неисчислимым человеческим жертвам и разрушениям. В начале XX века США становится крупнейшей мировой державой. Государственно-правовое развитие Соединенных штатов Америки вобрало почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Обратимся к наиболее значительным из них. В XX веке наиболее значительными были изменения, внесенные XIX поправкой (1920 г.) к конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и женщин во всех штатах, и XXVI поправкой (1971 г.), по которой возраст избирателей был снижен до 18 лет. Принятый в 1974 г. федеральный закон об избирательных компаниях впервые в истории США ввел в действие механизм государственного финансирования выборов. Право на государственное финансирование было предоставлено официальным кандидатам на пост президента, но лишь после того как они соберут частные пожертвования на сумму 5 тысяч долларов по крайней мере в 20 штатах, причем взносы крупнее 250 долларов не допустимы, Также были проведены изменения в системе функционирования некоторых государственных институтов, прежде всего президентства. Так, в 1951 году была принята XXII поправка к конституции США, ограничившая время пребывания на посту президента двумя сроками подряд, а XXV поправка (1967 г.) предоставила право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту. Кроме того, в течение 1957-1965 гг. была принята целая серия законов "о гражданских и избирательных правах", направленных на защиту правового положения негритянского и цветного населения США, преодоления дискриминации по цвету кожи. Анализируя изменения в государственном механизме США можно выделить ряд основных тенденций этих изменений: 1. Диффузия (рассредоточение) источников формирования государственной политики. Появляются различные "группы давления", так называемые лобби, стремящиеся воздействовать на исполнительную и законодательную власть с целью принятия тех или иных решений. 2. Усиление исполнительной власти, централизации ее в руках президента. 3. Усиление государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Становление последней тенденции в значительной мере связано с проведением политики "нового курса" президента Ф.Рузвельта и созданием антикризисного механизма. Острейший экономический кризис, охвативший Соединенные Штаты в 1929 году, привел к падению производства до 56 % отдокризисного, банкротству 40 % банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48 %. В 1932 г. президентом США стал Франклин Делано Рузвельт, кандидат от демократической партии. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием "Нового курса". Она включала в себя мероприятия по стабилизации денежной системы страны, поддержке промышленности и сельского хозяйства, сокращению безработицы и выполнению ряда социальных программ. важная тенденция развития США проявилась в централизации гос власти. Централизация сопровождалась созданием разветвленного аппарата управления, состоящего из наёмных служащих профессионалов. 3 типа госучреждений (нач 20в): 1) департаменты – возглавляющие отдельные отрасли управления 2) национал агентства – учреждения близкие по значению департаментам, но не имеющие статуса таковых 3) многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, создаваемые на время, для выполнения определённых задач. Общая тенденция усиления роли исполнительной власти проявилась во II половине ХIХ века и в США – федеративное государство, поэтому эта тенденция сопровождалась процессом расширения власти федерального центра в ущерб штатам. При этом к США и / о попр.к ней остав.неизмененным. В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Но ее структура претерпевает серьезные изменения. Значительные изменения в период после Первой мировой войны произошли в государственном строе. Основные изменения были связаны как с определенными реформами конституционного характера, так и, главным образом, с модификацией прежних конвенций неписаной конституции. Изменения прежде всего затронули избирательное право. В 1918г. избирательное право было предоставлено всем мужчинам старше 21 года и женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Их доход должен составлять не ниже 5 ф.ст., женщина могла состоять в супружестве с человеком, имевшим такой доход. В 1929 г. женщины были уравнены в избирательных правах с мужчинами. В 1948 г. был отменен двойной вотум (право англичанина голосовать дважды, как по месту жительства, так и по месту нахождения недвижимости). 1969 г. избирательный возраст был снижен до 18 лет. Наиболее глубокие изменения в государственном строе и политической системе нашли отражение во взаимодействии высших исполнительных и законодательных органов. Произошло значительное усиление роли исполнительной власти, кабинета министров. В руках правительства сосредоточилась особая законодательная власть, делегированная ему парламентом. Делегированное законодательство - акты, издаваемые правительством, формально по поручению парламента. В настоящее время количество актов делегированного законодательства многократно превосходит количество законов, принятых парламентом. Делегированное законодательство, по существу, стало инструментом установления господства исполнительной власти в политической системе Великобритании. Верховенство кабинета министров в британской государственной машине еще более усилилось в период Второй мировой войны, причем произошло максимальное усиление роли премьер-министра. Он получил право без консультаций с кабинетом осуществлять все важнейшие назначения и перемещения внутри правительства. Определять порядок работы кабинета и повестку дня, решать вопрос о созыве или роспуске палаты общин. Премьер-министр может принимать единоличные решения по основным вопросам текущей политики. Особенностью Великобритании является сохранение в политической системе таких институтов, как палата лордов и королевская власть. Своеобразное место в политической системе страны занимает корона, которая продолжает оставаться символом ее стабильности. Формально сохраняются многие прежние прерогативы и полномочия королевской власти - право назначения премьер-министра, ни один законопроект не может стать законом без подписи монарха, только монарх может созвать или распустить парламент, только монарх может пожаловать титул пэра. Согласно английской неписаной конституции, монарх должен действовать по совету министров, но в случае, если проводимая ими политика, по его мнению, "разрушает базис английской конституции", монарх может отказать в своем согласии на такую политику, т.е. отправить в отставку кабинет министров, распустить парламент, не утвердить законопроект и т.д. Но поскольку многие свои полномочия английские монархи не использовали уже многие десятки лет, а другие используются черезвычайно редко, можно говорить о скрытом характере королевской власти. В течение XX века роль и значение палаты лордов претерпели существенные изменения, прежде всего в силу перераспределения полномочий в пользу палаты общин. Так в 1949 г. был принят закон, сокративший до одного года вето палаты лордов для нефинансовых биллей. Тем не менее, оставаясь высшей судебной инстанцией, палата лордов сохраняет значительное политическое влияние. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|