ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эмпатическое слушаниебезоценочная обратная связь, цель которой — оказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как важная. Для этого применяются все рассмотренные выше приемы рефлексивного слушания — уточнение, перефразирование, резюмирование. Вот почему по форме эмпатическое высказывание очень близко к любому виду рефлексивного слушания (например: «Я скоро заканчиваю свою работу. — Ты заканчиваешь завтра? — Ну, не так скоро. Думаю, в течение недели»). В то же время эмпатическое слушание отличается от рефлексивного своими целями или намерениями. Если цель активного, рефлексивного слушания — осознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства, то цель эмпатического слушания — уловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник. Эмпатическое слушание — более интимный вид общения, чем активное слушание; оно противоположно критическому восприятию (кстати, поэтому очень трудно письменно воспроизвести эмпатические высказывания). В структуре эмпатического высказывания исключены речевые обороты, в которых содержатся оценка, требование, совет, снижение значимости проблемы или желание управлять поведением собеседника — например, следующие: «Вы должны сделать...», «Вам следует...», «Вы не правы...» и т.д. Эмпатическое высказывание опирается на безоценочную обратную связь. При этом важно вводить фразы, допускающие коррекцию сказанного (например, «Если я не ошибаюсь», «Возможно», «Вероятно», «Это так?» и т. п.). Также имеет значение последовательность сообщений. Психотерапевт М. Розенберг предлагал включать в структуру эмпатического высказывания следующие блоки: Что другой человек: 1. наблюдает: «Когда ты видишь (слышишь)...»; 2. чувствует: «Ты, наверное, чувствуешь...?»; 3. в чем нуждается: «Потому что для тебя важно...?»; 4. хочет сейчас попросить: «И ты хотел бы, чтобы....?. Эмпатическое слушание уместно отнюдь не во всех ситуациях, когда человек обращается за помощью. Иногда ему нужна просто информация, а не работа с его чувствами. Не следует использовать приемы эмпатического слушания и в том случае, если у вас нет действительного желания помочь человеку, а также если вы «в цейтноте» (этот вид слушания требует времени). Таким образом, для того, чтобы стать компетентным слушателем, а следовательно, и компетентным коммуникатором, человек должен владеть разнообразными видами обратной связи, стилями слушания и умело использовать их в соответствующих обстоятельствах. Выводы 1. Способность слушать является физиологически естественной, ее реализация не 2. Среди факторов, препятствующих эффективному слышанию, можно выделить: а) 3. Для повышения эффективности слушания необходимо совершенствовать навыки 4. Способность слышать создает саму возможность обратной связи в межличностной 5. Выделяют нерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили Вопросы для самопроверки 1.Чем отличается способность слушать от способности слышать? 2. Почему при передаче информации от одного человека к другому происходит ее 3. Какие цели в разных ситуациях может преследовать слушатель? 4. Что должен уметь слушатель, если его цель — анализ и оценка содержания 5. Что такое «обратная связь в межличностной коммуникации»? 6. Какую функцию выполняет оценочная негативная обратная связь? 7. Как осуществляется безоценочная обратная связь? 8. Дайте определение нерефлексивного стиля слушания. 9. В чем отличие активного рефлексивного стиля слушания от эмпатического? 10. Какие речевые обороты не используются людьми, слушающими эмпатически? Тема III. Межличностное взаимодействие Нередко мы слышим или сами используем фразы типа «не нужно на меня давить», «я загнал его в угол», «она привязала его к своей юбке». Эти и подобные им метафорические обороты описывают вполне определенные модели поведения, которые в социальной психологии составляют содержание проблемы межличностного взаимодействия. Их анализ составит предмет данного раздела, основными вопросами которого являются: структура межличностного взаимодействия, его виды, стратегии и тактики, фактор личного влияния. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|