Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмпатическое слушание




безоценочная обратная связь, цель которойоказать собеседнику поддержку, дать понять, что проблема, которая его беспокоит, и слушателем воспринимается как важная.

Для этого применяются все рассмотренные выше приемы рефлексивного слушания — уточнение, перефразирование, резюмирование. Вот почему по форме эмпатическое высказывание очень близко к любому виду рефлексивного слушания (например: «Я скоро заканчиваю свою работу. — Ты заканчиваешь завтра? — Ну, не так скоро. Думаю, в течение недели»).

В то же время эмпатическое слушание отличается от рефлексивного своими целями или намерениями. Если цель активного, рефлексивного слушанияосознать как можно точнее сообщение говорящего, значение его идей или понять переживаемые чувства, то цель эмпатического слушанияуловить эмоциональную окраску этих идей и их значение для другого человека, понять, что означает высказанное сообщение и какие чувства при этом испытывает собеседник.

Эмпатическое слушание — более интимный вид общения, чем активное слушание; оно противоположно критическому восприятию (кстати, поэтому очень трудно письменно воспроизвести эмпатические высказывания).

В структуре эмпатического высказывания исключены речевые обороты, в которых содержатся оценка, требование, совет, снижение значимости проблемы или желание управлять поведением собеседника — например, следующие:

«Вы должны сделать...», «Вам следует...», «Вы не правы...» и т.д.

Эмпатическое высказывание опирается на безоценочную обратную связь. При этом важно вводить фразы, допускающие коррекцию сказанного (например, «Если я не ошибаюсь», «Возможно», «Вероятно», «Это так?» и т. п.). Также имеет значение последовательность сообщений. Психотерапевт М. Розенберг предлагал включать в структуру эмпатического высказывания следующие блоки:

Что другой человек:

1. наблюдает: «Когда ты видишь (слышишь)...»;

2. чувствует: «Ты, наверное, чувствуешь...?»;

3. в чем нуждается: «Потому что для тебя важно...?»;

4. хочет сейчас попросить: «И ты хотел бы, чтобы....?.

Эмпатическое слушание уместно отнюдь не во всех ситуациях, когда человек обращается за помощью. Иногда ему нужна просто информация, а не работа с его чувствами. Не следует использовать приемы эмпатического слушания и в том случае, если у вас нет действительного желания помочь человеку, а также если вы «в цейтноте» (этот вид слушания требует времени).

Таким образом, для того, чтобы стать компетентным слушателем, а следовательно, и


компетентным коммуникатором, человек должен владеть разнообразными видами обратной связи, стилями слушания и умело использовать их в соответствующих обстоятельствах.

Выводы

1. Способность слушать является физиологически естественной, ее реализация не
требует сознательных усилий от человека. Слышать означает стремиться понять и
запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного комплекса умений,
которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни.

2. Среди факторов, препятствующих эффективному слышанию, можно выделить: а)
огромный объем речевой информации, который обрушивается на нас ежедневно, не
позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения; б)
погруженность в собственные заботы, которые имеют для нас большую важность, чем
сообщения других людей; в) физиологические причины — мы думаем быстрее, чем
говорим.

3. Для повышения эффективности слушания необходимо совершенствовать навыки
концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, работы с информацией. Один
из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных
сообщений — умение точно определить, какого рода информация требуется в данной
конкретной ситуации.

4. Способность слышать создает саму возможность обратной связи в межличностной
коммуникации. Благодаря обратной связи (оценочной или безоценочной) мы можем
поддерживать или корректировать впечатления других о нас и наших установках.

5. Выделяют нерефлексивный, рефлексивный (активный) и эмпатический стили
слушания, в основе которых лежит использование определенных речевых приемов.
Эффективное применение различных стилей слушания способствует сохранению и
развитию межличностных отношений.

Вопросы для самопроверки

1.Чем отличается способность слушать от способности слышать?

2. Почему при передаче информации от одного человека к другому происходит ее
искажение?

3. Какие цели в разных ситуациях может преследовать слушатель?

4. Что должен уметь слушатель, если его цель — анализ и оценка содержания
информации?

5. Что такое «обратная связь в межличностной коммуникации»?

6. Какую функцию выполняет оценочная негативная обратная связь?

7. Как осуществляется безоценочная обратная связь?

8. Дайте определение нерефлексивного стиля слушания.

9. В чем отличие активного рефлексивного стиля слушания от эмпатического?

10. Какие речевые обороты не используются людьми, слушающими эмпатически?
Почему?


Тема III. Межличностное взаимодействие

Нередко мы слышим или сами используем фразы типа «не нужно на меня давить», «я загнал его в угол», «она привязала его к своей юбке». Эти и подобные им метафорические обороты описывают вполне определенные модели поведения, которые в социальной психологии составляют содержание проблемы межличностного взаимодействия. Их анализ составит предмет данного раздела, основными вопросами которого являются: структура межличностного взаимодействия, его виды, стратегии и тактики, фактор личного влияния.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных