Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурные особенности ритуального поведения в общении




Говоря о межкультурных особенностях поведения людей, следует иметь в виду представителей не только различных национально-этнических групп, но и любых иных групп, для которых характерны своя система ценностей, норм и правил поведения. В социологии такие группы называют субкультурой.

Представители разных групп и социальных кругов здороваются и прощаются по-разному, по-разному делают комплименты и благодарят друг друга. Если своеобразный обряд приветствия у профессиональных моряков напоминает, скорее, оригинальные «ужимки и прыжки», которые непосвященный наблюдатель сочтет смешным, то стандартное пожатие руки сегодня никого не смутит. Однако в XV-XVI веках рукопожатие было исключено из правил светского этикета: чтобы поприветствовать при встрече друг друга, мужчины должны были ответить друг другу быстрыми кивками головы, дамы целовались, мужчина целовал даме руку, на что она отвечала реверансом. Таким образом, культурный контекст обусловливает ритуальное поведение в общении и находит в нем свое отражение.

В любом этнографическом исследовании приводятся слова и ритуальные действия, сопровождающие встречу и расставание случайных собеседников. Существуют также традиционные речевые способы поддержания беседы, если содержание ее не представляет для слушателей особого интереса. Важнейшим элементом такой помощи является умение слушать собеседника, то есть манера и приемы поведения, помогающие говорящему высказаться, выразить свое понимание и отношение к происходящему.

Успешность ритуального взаимодействия зависит от того, насколько его участники владеют способами кодирования и декодирования как вербальных, так и невербальных сообщений, одинаково воспринимаемых в данной культуре. В невербальной коммуникации наибольшей культурной типизации (и соответственно ритуализации) подвергаются мимика и жесты. Мимика сообщает прежде всего об эмоциональной реакции человека на происходящее. Большинство людей усваивает общепринятые в данной культуре формы выражения эмоций без особых затруднений.

Жестикуляция, в свою очередь, в значительно большей степени по сравнению с другими видами невербальной коммуникации привязана к речи: жесты могут иллюстрировать речь, делать ее более выразительной, даже заменять речевые высказывания. В последнем случае становится актуальной необходимость сходного прочтения жестов разными людьми, чем и предопределяется наличие в данной культуре (или субкультуре) разработанных схем восприятия используемой жестикуляции.

Экспрессию можно объективировать с помощью каких-либо материальных предметов: послать огромный букет цветов в знак любви и восторга, облить ворота дегтем в знак социального унижения, поставить сумку на соседний стул в знак нежелательности соседства и т. д. Мы постоянно окружены объектами, которые обозначают субъективные намерения наших партнеров, хотя иногда толкование этих «посланий» вызывает определенные трудности.

Особенно серьезные проблемы возникают в случае, если перед нами «послание» предков или представителей другой культуры. Однако сам факт, что эти трудности можно преодолеть, реконструировав по предмету или наблюдаемой форме социального поведения субъективные намерения людей, живших в другое время или живущих в других обществах, является доказательством огромной силы человеческого разума.


Выводы

1. Ритуал — это исторически сложившаяся форма неинстинктивного,
предсказуемого, социально санкционированного, упорядоченного символического
поведения, в котором способ и порядок исполнения действий строго канонизированы и
не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей.

2. К основным функциям социального ритуала можно отнести: коммуникативную
функцию; мировоззренческую функцию (формирование системы культурных
символов); функцию социализации; функцию социального контроля; функцию
укрепления сплоченности группы; функцию регулирования психической стабильности,
создания уверенности в трудных и кризисных ситуациях.

3. Повседневная жизнь пронизана ритуалами межличностного взаимодействия. Их
значение состоит в том, что они 1) выступают способом обозначения границ
взаимодействия, создают определенную ситуационную рамку, позволяющую
участникам ориентироваться в целях и способах взаимодействия; 2) являются формами
социальной поддержки или взаимного принятия; 3) предлагают способы управления
конфликтным взаимодействием, регулирования общения в случае несоответствия
определений ситуации или ожиданий партнеров.

4. В межкультурном и межгрупповом взаимодействии ритуализованные формы
наполнены содержанием, которое отличается от группы к группе в зависимости от
социального положения, возраста, национальности, пола составляющих ее людей. Так в
ритуальном поведении в общении проявляется культурный контекст, указывая как
наблюдателю, так и участнику взаимодействия на предлагаемые сценарии
межличностного поведения в конкретной ситуации.

Вопросы для самопроверки

1. Возможна ли социальная жизнь без ритуалов?

2. В чем отличие между религиозным и межличностным ритуалами?

3. Назовите цель взаимодействия между людьми на социально-ролевом уровне.

4. Э. Берн разделяет собственно ритуалы и ритуальное времяпрепровождение. Что
общего и в чем разница между этими способами структурирования времени?

5. Перечислите основные функции межличностных ритуалов.

6. Что такое «ритуалы избегания» и «ритуалы презентации» по Э. Гоффману?

7. Согласны ли вы с тем, что манеру держаться можно рассматривать как ритуальное
поведение?

 

8. Чем, на ваш взгляд, отличаются способы выражения благодарности: а) между
мужчинами; б) между женщинами; в) между мужчинами и женщинами?

9. Является ли поздравительная открытка с днем рождения ритуальным жестом?
Почему?

10. Как объясняется то, что в социальном взаимодействии наибольшей культурной
типизации (и соответственно, ритуализации) подвергаются мимика и жесты?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных