ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие и сущность налога на роскошьВведение В последние годы в средствах массовой информации довольно часто обсуждается проблема социального неравенства. Для России этот вопрос является весьма актуальным: проблема расслоения общества существует во многих регионах России, в особенности в городах федерального значения. Несомненно, государство старается принимать меры по решению существующей проблемы, подходя к этому вопросу с различных сторон, однако абсолютного успеха никто гарантировать не может. Одним из путей решения проблемы социального неравенства является введение так называемого налога на роскошь. Данный вопрос обсуждается российскими властями на протяжении многих лет. Думается, что вопрос о введение подобного налога является весьма актуальным и своевременным, а решение о его принятии будет иметь высокую социальную значимость. Однако любой налог должен быть результатом компромисса государства и налогоплательщиков, должен отвечать интересам обеих сторон, тем более что в долгосрочной перспективе стремления, как правило, совпадают — обеспечение эффективного производства и экономического роста, нормального уровня конкуренции, а также благополучия каждого члена общества. Разумеется, эффективный, грамотно продуманный и своевременно введенный налог является одним из инструментов достижения цели. Говоря о налоге на роскошь, стоит отметить, что многие эксперты в настоящее время указывают на неэффективность данной меры. Однако большинство депутатов утверждают, что введение налога на роскошь является необходимой мерой, которая принесет существенную пользу не только российской казне, но и обществу в целом. Таким образом, целью данной работы является рассмотрение различных точек зрения на проблему, касающуюся введения налога на роскошь в России, целесообразность введения данного налога, изучение зарубежного опыта и на основании сделанного анализа получение соответствующих выводов о необходимости введения налога на роскошь. 2. Нужен ли России налог на роскошь? Понятие и сущность налога на роскошь Налог на роскошь как фискальный инструмент возник еще во времена Древнего Рима. Именно здесь впервые были введены ограничения, касающиеся публичного показа своего богатства. Например, если на женщине было надето более двухсот граммов золотых украшений, то ей запрещалось выходить на улицу. Однако вскоре ограничения на ювелирные изделия были упразднены в связи с массовыми выступлениями. Кроме того, были введены ограничения на количество человек, приглашенных на различные торжества и пиры, - их должно было быть не более 100. Применения налога на роскошь было широко распространено и в Средние века. Так, Великобритания стала одной из первых стран, применяющих данный налог. Примечательно, что данная страна имеет довольно богатую историю применения налога на роскошь и, более того, до сих пор использует его в качестве местного налога. Первоначально объектом налогообложения были выездные лошади, гончие собаки и пудра. В настоящее время налог на роскошь применяется в отношении владельцев недвижимости, которые уплачивают 5% государству, если стоимость их имущества превышает миллион фунтов. Очевидно, что это достаточно серьезная ставка и налоговая нагрузка на британцев довольно велика. Говоря о применении налога на роскошь в нашей стране, стоит отметить, что разговоры о его введении имели место еще в 2004 году, в то время, когда была завершена налоговая реформа, результатом которой стало применении ставки в 13% в отношении доходов физ. лиц, начиная с 2001 года. Государство на тот момент основной своей целью видело увеличение собираемости налогов и, соответственно, уменьшало размеры ставок, упрощало порядок расчета налогов и в целом сокращало количество существующих видов налогов. Первый же законопроект, содержащий идею введение налога на роскошь, был подготовлен партией «КПРФ» в 2010 году. Тогда большинство оппозиционных партий проголосовали «за», но правящая партия отклонила законопроект, объясняя это тем, что он нереализуем на практике, не конкретизируя при этом основные причины. Однако попытки разработать данный законопроект и ввести налог на роскошь в нашей стране на этом не прекратились. Так, в 2012-2013 гг. депутаты партии «Справедливая Россия» вновь выступили с инициативой принятия законопроекта о введение налога. Рассматривая основные положения нового закона, отметим, что именно стоимость имущества была принята за основу определения объекта налогообложения. В перечень налогооблагаемого имущества вошли дорогая недвижимость, жилые дома, квартиры, дорогие автомобили, яхты и самолеты. Примечательно, что из перечня объектов налогообложения планировалось исключить драгоценности, мебель, одежду, в связи со сложностью администрирования, а также имущество, находящееся в собственности государства, субъектов РФ и муниципальных образований; государственные награды; произведения живописи и скульптуры и др.[1] Основной функцией налога на роскошь, по мнению инициаторов его введения, является социально-психологическая функция. Налог станет своеобразной платой за сверх-потребление, а значит будет предпринята попытка достижения и восстановления социальной справедливости. Об эффективности и целесообразности введения данной меры в нашей стране говорить довольно-таки сложно. Поэтому для наиболее точной оценки стоит обратиться к опыту зарубежных стран, использующих налог на роскошь.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|