ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Перспективы введения налога на роскошь в России.Введение налога на роскошь в России вызывало и продолжает вызывать множество дискуссий. Данный вопрос характеризуется неоднозначностью мнений: одни эксперты выступают за введением подобного фискального инструмента, другие полностью отрицают его необходимость. Рассмотрим более подробно аргументы обеих сторон. Сторонники налога на роскошь полагают следующее: Во-первых, налог социально направлен, что важно и актуально в современном российском обществе, так как разрыв между самыми богатыми и самыми бедными слоями населения остается на достаточно высоком уровне. Обращая внимание на тот факт, что капитал и денежные ресурсы сейчас оседают в собственности узкого круга лиц, думается, что такой подход поможет укрепить социальную стабильность. Во-вторых, налог на роскошь может стать хорошим инструментом для создания равномерного распределения налогового бремени среди различных слоев населения, увеличения налогообложения более обеспеченных слоев населения. Особенно это актуально для нашей страны, где не существует прогрессивного обложения доходов и, тем самым основную тяжесть налогов приходится принимать на себя менее обеспеченным слоям общества. В-третьих, налог на роскошь теоретически может стать отличной мотивацией для направления инвестиционно-финансовых потоков в нуждающиеся отрасли экономики. Сформировав в умах состоятельных людей идею о том, что деньги, уходящие на сверхпотребление и обремененные налогом, теряют всякий свой смысл, есть вероятность добиться перенаправления денежных потоков в те сферы экономики, где ощущается их нехватка. Однако существует и обратная сторона медали, о которой говорят те, кто выступает против введения налога на роскошь в нашей стране. Во-первых, для того, чтобы ввести налог на роскошь, следует определить само понятие «роскошь» для целей налогообложения. Другими словами, нужно будет разделить объекты налогообложения на две категории: те, что относятся к роскоши и не являющиеся таковыми. Очевидно, что такое деление будет носить субъективный характер. Все критерии налогообложения должны быть подкреплены математическими расчетами, являться определенными и обоснованными. Но как обосновать факт того, что является роскошью, а что нет? Каким должно быть пороговое значение, чтобы предмет признавался «роскошью»? И что будет выступать в качестве базы определения: стоимость объекта, его площадь или мощность? Несомненно, данный вопрос представляется достаточно сложным. Более того, если, например, в Москве недвижимость стоит 30 млн. р., то она может быть отнесена к бизнес-классу, для регионов же такие суммы – это явная роскошь; значит, налог должен носить дифференцированный характер, в зависимости от субъекта России. Во-вторых, одной из существенных проблем введения такого налога представляется то, что он будет обращен в большинстве случаев к среднему классу, а не к супермиллиардерам с огромными доходами. В наше время практически у каждого представителя среднего класса имеется дорогая квартира, машина или загородный дом, однако приобретается такое имущество преимущественно в кредит. Кроме того, представители среднего класса в большинстве своем не используют оффшоры или другие схемы владения дорогим имуществом, а значит, именно они и попадут действие налога на роскошь в первую очередь. В-третьих, вызывает большие сомнения администрирование данного налога, ведь принятие его на законодательном уровне совсем не гарантирует его собираемость. Обязать владельцев дорогой недвижимости, зарегистрированной за границей, платить налог в казну России не представляется возможным. Таким образом, осуществлять контроль над сбором налога вряд ли получится. Кроме того, существуют и уже активно обсуждаются на просторах Интернета способы уклонения от уплаты налога на роскошь, среди которых оформление недвижимости на юридические лица, затягивание официального введения объектов налогообложения в эксплуатацию (а с недостроенных объектов налог не взимается) и т.д. Тем самым, думается, что даже если механизмы администрирования будут налажены, то затраты на это могут превысить размер собираемых средств. В-четвертых, еще одна проблема, которая волнует экспертов, это вопрос о том, куда будут направлены собранные средства, на что они будут расходоваться? Будет ли налог направляться на финансирование социальных программ, здравоохранения, образования или станет еще одной статьей пополнения бюджета, – остается вопросом. Перечисленные аргументы – это далеко не весь перечень, высказанный экспертами. Конечно, неоднозначных вопросов, связанных с введением нового налога, существует огромное множество, и все они нуждаются в грамотных и обоснованных ответах. Стоит отметить, что еще А. Смит указал на то, что от снижения фискального бремени государство выигрывает больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступят средства[4]. Очевидно, что налогообложение должно иметь пределы. Еще А. Лаффера установил, что повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента. Говоря о ситуации в нашей стране, думается, что с принятием закона о введение налога на роскошь существует вероятность сокращения поступлений по уже существующим налогам. Причиной этому будет являться то, что налогоплательщики просто выведут налогооблагаемые объекты за рубеж, переоформят их на юридических лиц или придумают какой-либо другой механизм ухода от уплаты налога. Кроме того, из-под налогообложения выйдут, скорее всего, крупные налогоплательщики. Введение новых налогов как способ изменения и улучшения системы налогообложения – кажется крайне сложной и неоднозначной задачей. Требуется тщательный экономический анализ перспектив и последствий введения нового налога. Думается, что куда более эффективным вариантом является совершенствование уже существующей налоговой системы, выявление ее возможностей, достижение более высокого фискального эффекта и, как следствие, достижение и соблюдение принципа справедливости налогообложения. Заключение. Говоря о необходимости налога на роскошь в России, стоит отметить как положительные, так и отрицательные аспекты введения такого налога. На основании проведенного анализа, к положительным моментам можно отнести следующее: - налог может стать эффективным средством корректировки общей системы налогов; - налог на роскошь предполагает внесение равномерности в распределение налогового бремени среди различных слоев населения; - налог на роскошь является средством борьбы с социальным неравенством; - налог может значительно пополнить федеральный бюджет; Однако имеют место и отрицательные последствия введения данного налога: - в связи с отсутствием желания у богатых слоев населения платить данных налог, будут применяться схемы ухода от его уплаты, соответственно, произойдет расширение теневого рынка; - администрирование налога может потребовать серьезных средств, которые будут превышать поступления от налоговых сборов; - возможен вывод капитала в страны, где данный налог отсутствует; - налог на роскошь может стать тяжелым бременем для представителей среднего класса. При принятии закона о введении налога на роскошь в России, правительству стоит уделить особое внимание объектам налогообложения. Налог должен касаться именно предметов роскоши, а не единственной, пусть и большой, квартиры, в которой живет большая семья. Следует также предусмотреть все способы ухода от уплаты налога, организовать соответствующее государственное администрирование. Только в этом случае возможно создание эффективного и действенного инструмента. Говоря о необходимости налога на роскошь и обращаясь к опыту зарубежных государств, следует отметить, что в ряде стран эта система работает давно, и она хорошо отлажена. В России же существует ряд проблем, связанных с отсутствием четкого определения такого понятия, как «роскошь»; отсутствием проработанного и четко сформированного перечня предметов роскоши, а также простого и понятного механизма расчета налоговой базы. Эти и другие проблемы становятся серьезным препятствием на пути введения нового налога. Очевидно, что законопроект о налоге на роскошь будет обсуждаться еще не раз. Будет ли он принят в России и как скоро? Четкого ответа на этот вопрос пока нет. Таким образом, рассматриваемый налог, конечно, мог бы решить множество социальных задач, улучшить положение менее обеспеченных слоев населения и сократить существующий разрыв между богатыми и бедными. Однако многие вопросы, касающиеся введения налога на роскошь в России, на сегодняшний день остаются неоднозначными и нерешенными. 4. Список литературы: 1. О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса РФ и изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ: проект Федерального закона № 28997-6 от 02.03.2012. ст. 333.44 2. А. Смит Исследование о природе и причинах богатства народов. — М.: Эксмо, 2007. — (Серия: Антология экономической мысли) — 960 с. 3. Н.Р. Латфуллина Налог на роскошь: перспективы внедрения в России / Латфуллина Н.Р. // Академический вестник. 2011. № 4. С. 229-233. 4. Н. И. Малис Налог на роскошь: популизм или стремление увеличить доходы страны? / Малис Н.И. // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 83-90 5. А.А. Жеребцова Налог на роскошь как инструмент достижения экономического развития / Жеребцова А.А. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2012. № 2. С. 111-114. 6. П.Е. Анимица Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы / Анимица П.Е. // Управленец. 2013 г. № 2 (42). С. 4-8. 7. Б.К. Рамазанова Социальный аспект налога на роскошь / Рамазанова Б.К. // Теория и практика общественного развития. 2013. № 1. С. 363-365. 8. Е.А. Левченко, А.Г. Саркисян, В.А. Синицына Нужен ли России налог на роскошь? / Левченко Е.А., Саркисян А.Г., Синицына В.А// «Young Scientist». 2014. № 1 (04). С.31-34 9. Зыкова Т. Налог - не роскошь [Электронный ресурс] / Т.Зыкова// "Российская газета" - Столичный выпуск №5710 (37) Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/17/roskosh-site.html [1] О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ, изменения в статью 13 части первой Налогового кодекса РФ и изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ: проект Федерального закона № 28997-6 от 02.03.2012. СТ. 333.44
[2]П.Е. Анимица Налог на роскошь: зарубежный опыт и российские перспективы / Анимица П.Е. // Управленец. 2013. № 2 (42). С. 4-8. [3] Зыкова Т. Налог - не роскошь [Электронный ресурс] / Т.Зыкова// "Российская газета" - Столичный выпуск №5710 (37) Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/02/17/roskosh-site.html [4] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ЭКСМО, 2007 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|