ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К РЕКЛАМЕ
Общие требования к рекламе определены ст. 5 ФЗ «О рекламе». Согласно ей, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая: 1. содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2. порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; 3. представляет собой рекламу товара, которая запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; 4. является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Из нового ФЗ «О рекламе» изъята характеристика недобросовестной рекламы как дискредитирующей юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, хотя в ч. 5 ст. 5 такая реклама однозначно запрещена. Согласно ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, недобросовестной конкуренцией является: 1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; 2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующим субъектами; 4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; 5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. По новому рекламному законодательству недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 1. о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; 2. о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара; 3. об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока; 4. о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара; 5. об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара; 6. о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара; 7. об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара; 8. о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций; 9. об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград; 10. о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами; 11. о результатах исследований и испытаний; 12. о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара; 13. о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар; 14. об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара; 15. о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии; 16. о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари; 17. об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами; 18. о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть представлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ; 19. о лице, обязавшемся по ценной бумаге; 20. об изготовителе или продавце рекламируемого товара. В новом ФЗ «О рекламе» некоторые характеристики недостоверной рекламы расширены, некоторые введены впервые (например, п. 1, 14-20), другие потеряли юридическую силу. К последним относятся запрет на использование терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т.п., если их невозможно подтвердить документально. На наш взгляд, данное изменение, не являющееся прогрессивным, одно из немногих в законодательстве о рекламе. Кроме того, реклама не должна: 1. побуждать к совершению противоправных действий; 2. призывать к насилию и жестокости; 3. иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта; 4. формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц. Согласно российскому законодательству, в рекламе не допускаются: 1. использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации; 2. указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами; 3. демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготовляемых на их основе; 4. использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников; 5. указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека; 6. указание на лечебные свойства, т.е. положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. В рекламе нельзя использовать бранные слова, непристойные и оскорбительные образы, сравнения и выражения, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия. Помимо перечисленных требований, не допускается: 1. реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.; 2. использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, т.е. рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами; 3. размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях. При производстве, размещении и распространении рекламы следует помнить о необходимости соблюдения требований законодательства РФ, в том числе требований законодательства о государственном языке РФ, законодательства об авторском праве и смежных правах. Согласно ст. 7 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама: 1. товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством РФ; 2. наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; 3. взрывчатых веществ и материалов, за исключением пиротехнических изделий; 4. органов и (или) тканей человека в качестве объектов купли-продажи; 5. товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации; 6. товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия; 7. товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Именно поэтому ст. 13 ФЗ «О рекламе» обязывает рекламодателя по требованию рекламораспространителя предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям законодательства, в том числе сведения о наличии лицензии, обязательной сертификации, государственной регистрации. Законодателем в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта определено, что в рекламе не допускаются (ст. 6 ФЗ «О рекламе»): 1. дискредитация родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним у несовершеннолетних; 2. побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; 3. создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка; 4. создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; 5. формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром; 6. показ несовершеннолетних в опасных ситуациях; 7. преуменьшение уровня необходимых для использования рекламируемого товара навыков у несовершеннолетних той возрастной группы, для которой этот товар предназначен; 8. формирование у несовершеннолетних комплекса неполноценности, связанного с их внешней непривлекательностью. Отдельной статьей определены требования к рекламе о проведении стимулирующих мероприятий. В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны: 1. сроки проведения такого мероприятия; 2. источник информации об организаторе такого мероприятия, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам. Согласно ч. 4 ст. 2 ФЗ «О рекламе», специальные требования и ограничения, установленные в нем в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама этих средств явно не относится к товару, в отношении рекламы которого законом установлены специальные требования и ограничения. Серьезные изменения новым ФЗ «О рекламе» введены также по отношению требований размещения рекламы на транспортных средствах и рекламных конструкциях (наружная реклама).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|