Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетное и налоговое кредитование субъектов предпринимательской деятельности




Своеобразной прямой экономической формой государственной поддержки субъектов предпринимательской деятельности является бюджетное и налоговое кредитование

Бюджетный кодекс РФ дает очень широкое понятие бюджетного кредита. В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит представляет собой одну из форм расходов бюджетов. При этом предоставление бюджетных средств осуществляется, в частности, в форме бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств). О предоставлении бюджетных средств в форме бюджетных кредитов индивидуальным предпринимателям речь не идет, а это является нарушением принципа равенства хозяйствующих субъектов.

Согласно ст. 76 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Бюджетного кодекса РФ и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита. Таким образом, имеет место такая организационная форма государственного регулирования, как государственный контроль.

При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах 1 года и на срок, выходящий за пределы бюджетного г., а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту названными выше способами бюджетный кредит не предоставляется.

Возврат предоставляемых юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

В соответствии со ст. 77 Бюджетного кодекса бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным и муниципальным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.

На основании Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ с 1 января 2008 г. ст. 76, 77 Бюджетного кодекса РФ утрачивают силу, а понятие бюджетного кредита дается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, вступающей в силу также с 1 января 2008 г. Бюджетный кредит определяется как денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

Таким образом, налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей в данной норме уже не рассматриваются как формы бюджетного кредита, но о предоставлении бюджетных кредитов индивидуальным предпринимателям по-прежнему речь не идет.

Предоставление денежных средств может осуществляться также в форме бюджетных ассигнований в виде субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, а также в виде бюджетных инвестиций юридическим лицам. Это установлено ст. 69 Бюджетного кодекса РФ (в ред., вступающей в силу с 1 января 2008 г.).

Однако такие бюджетные ассигнования не имеют отношения к бюджетному кредиту, поскольку, например, согласно ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Статья 6 Бюджетного кодекса РФ содержит норму о возвратной и возмездной основах бюджетного кредита.

Вместе с тем ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности бюджетного кредита. Таким образом, в отношении возвратности бюджетного кредита вопрос решен безусловно, тогда как условие возмездности несколько смягчено.

В соответствии со ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

Помимо названных выше способов обеспечения обязательств юридического лица по возврату бюджетного кредита, ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ называет еще государственные и муниципальные гарантии.

Кроме проведения предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, новая редакция Бюджетного кодекса РФ предусматривает такую проверку и в отношении гаранта или поручителя.

Возможна реструктуризация обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту, под которой понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

Согласно ст. 93.5 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам могут предоставляться бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований). Предоставление названных бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, его сумма, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.

Согласно нормам Бюджетного кодекса РФ в качестве косвенной экономической формы государственной поддержки предпринимательской деятельности может рассматриваться государственная гарантия; под ней в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понимается вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация или субъект Российской Федерации (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Согласно ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ, предоставление государственных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также договора о предоставлении государственной гарантии.

Приведенные нормы Бюджетного кодекса РФ, касающиеся бюджетных кредитов, бюджетных ассигнований, государственных гарантий, свидетельствуют о повышении роли норм бюджетного законодательства в регулировании вертикальных хозяйственных отношений в условиях отсутствия системообразующего нормативного правового акта в данной сфере регулирования - предпринимательского (хозяйственного) кодекса.

В соответствии с положениями актов налогового законодательства налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов представляют собой формы изменения срока уплаты налогов и сборов. Такое изменение срока уплаты налогов и сборов не может рассматриваться в качестве бюджетного кредита, поскольку здесь не имеется в виду реальное предоставление денежных средств из бюджета.

Согласно ст. 65 Налогового кодекса РФ налоговый кредит представлял собой изменение срока уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии оснований, указанных в ст. 64 Налогового кодекса РФ. Договор о налоговом кредите должен был предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлялся налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Налоговый кредит предоставлялся по одному или нескольким налогам. К сожалению, с 1 января 2007 г. законодатель исключил нормы о налоговом кредите из Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 66 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 Налогового кодекса РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока (от 1 года до 5 лет) и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (налогу на прибыль организаций или по региональным и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. О предоставлении инвестиционного налогового кредита индивидуальному предпринимателю речь не идет. Таким образом, в данном случае имеет место нарушение принципа равенства хозяйствующих субъектов.

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; в данном случае инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;

осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; здесь инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, определяемую по соглашению заинтересованной организации с уполномоченным органом;

выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению; предоставление кредита осуществляется аналогично предыдущему основанию.

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом (в качестве такового согласно ст. 63 Налогового кодекса РФ, как правило, выступает налоговый орган) по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение 1 месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Банка России.

Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его сторона нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 1 месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите, исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на период от заключения до расторжения указанного договора.

Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит в связи с выполнением ею особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставлением особо важных услуг населению, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее 3 месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных