Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственная поддержка малого предпринимательства. В последнее время властные структуры уделяют большое внимание государственной поддержке субъектов малого предпринимательства




В последнее время властные структуры уделяют большое внимание государственной поддержке субъектов малого предпринимательства. Но, к сожалению, далеко не всегда намерения в данной сфере регулирования облекаются в форму соответствующих правовых норм.

По мнению главы Министерства экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, если удастся в полной мере осуществить предложенные министерством меры государственной поддержки этого сектора экономики, то к 2010 г. малый бизнес сможет удвоить объем выпускаемой им продукции, займет до 40 процентов в ВВП страны и половину в общем показателе занятости населения в экономике.

В настоящее время на малых предприятиях и индивидуально в России работают около 17 миллионов человек, что составляет более 22 процентов экономически активного населения. В Европе соответствующая цифра достигает 50-55 процентов, в Японии - 80 процентов. По словам министра Грефа, к 2010 г. должна удвоиться и доля малого бизнеса в общем числе субъектов экономической деятельности - с 44 процентов до 80 процентов (через 4 года). Налоговые поступления от малого бизнеса в 2005 г. стали вдвое выше по сравнению с предыдущим годом и составили 82 млрд руб. Такими темпами не развивается ни какая другая отрасль.

Главными мерами государственной поддержки малого бизнеса Минэкономразвития РФ счел обеспечение равного доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, облегчение их возможности участвовать в приватизации недвижимого имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержку экспорта и т.д.

Небходимость государственной поддержки малого предпринимательства обосновывается следующем. Во-первых, начинающему (стартующему) бизнесу при его относительно низкой жизнеспособности сразу добиться самодостаточности и саморегуляции довольно сложно, он нуждается в налоговой, имущественной, технической, кредитно-финансовой, инвестиционной, кадровой, инфраструктурной поддержке со стороны государства.

Во-вторых, в отличие от крупных компаний малым предприятиям трудно выдерживать конкуренцию, так как они менее устойчивы, обладают меньшим капиталом и нуждаются в постоянной финансовой поддержке извне.

В-третьих, государство оказывает поддержку малым и средним предприятиям и в странах в экономическом отношении более развитых, чем Россия.

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г.) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" имеет в основном декларативный характер и морально устарел. Значительная часть изменений, вносившихся в закон, сводилась к исключению из него соответствующих норм. В данный момент основное значение Закона о государственной поддержке малого предпринимательства состоит только в том, что он определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Но и здесь он вступает в противоречия, например, с нормами главы 26.2 Налогового кодекса РФ, касающимися упрощенной системы налогообложения, которая представляет собой специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, а также одну из основных экономических форм их государственной поддержки.

В законе о государственной поддержке малого предпринимательства под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели, которые также признаются и плательщиками единого налога по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.11, 346.12 Налогового кодекса РФ). Кроме того, под субъектами малого предпринимательства в упомянутом законе понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов; средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в оптовой торговле, в других сферах и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В части определения доли непосредственного участия других организаций (более 25 процентов), за пределами которой малые предприятия не вправе применять упрощенную систему налогообложения, пп. 14 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ совпадает с нормой Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, однако данный подпункт содержит дополнение, согласно которому ограничение по доле участия не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. По существу, это является формой государственной поддержки малых предприятий, подпадающих под названное исключение.

Закон о государственной поддержке малого предпринимательства не определяет предельную численность работников индивидуальных предпринимателей, тогда как ст. 346.12 Налогового кодекса РФ содержит положение, что организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В Налоговом кодексе РФ нет дифференциации предельного количества работников в зависимости от сфер деятельности субъектов малого предпринимательства. Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб. Такие критерии в Законе о государственной поддержке малого предпринимательства не содержатся. В данном случае, как и в ряде других, Налоговый кодекс РФ, так же, как и Бюджетный кодекс РФ, решает вопросы предпринимательского права, которые необходимо было бы решить в предпринимательском (хозяйственном) кодексе.

Спорным является вопрос о том, могут ли быть участниками малых предприятий предприятия с иностранными инвестициями. Уточнение критериев отнесения коммерческих организаций к субъектам малого предпринимательства было предусмотрено еще среди Комплекса мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1460.

Согласно рекомендациям Комиссии Европейского союза от 3 апреля 1996 г. в ЕС к малым и средним относятся предприятия, имеющие следующие параметры деятельности: число работников - до 250 человек; либо годовой оборот менее 40 млн ЭКЮ, либо сумма годового баланса менее 27 млн ЭКЮ, а также предприятия, удовлетворяющие критерию независимости. К малым предприятиям относятся организации при соблюдении ими следующих показателей: количество занятых - до 50 работников, либо годовой оборот менее 7 млн ЭКЮ, либо сумма годового баланса менее 5 млн ЭКЮ; а также организации, соответствующие критерию независимости. Под независимыми понимаются предприятия, в капитале которых доля одного или нескольких предприятий, не являющихся малыми или средними, не превышает 25 процентов.

В соответствии со ст. 346.11 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно ст. 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение 3 лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Последнее положение вряд ли оправданно. Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии со ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 этой статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим к своей предпринимательской деятельности наемных работников и осуществляющим такие виды деятельности, как пошив и ремонт одежды и других швейных изделий, изготовление и ремонт игрушек и сувениров, ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения такой системы налогообложения не препятствует индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную ст. 346.11-346.25 Налогового кодекса РФ.

Упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.

Другое дело - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, основными плательщиками которого также являются субъекты малого предпринимательства (гл. 26.3 Налогового кодекса РФ). Но в отличие от упрощенной системы налогообложения названная система налогообложения применяется не в добровольном, а в обязательном порядке в отношении таких видов деятельности, как оказание бытовых услуг, розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. метров, палатки, лотки и т.п. Вмененный доход - это потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке. Перечисленные выше, а также некоторые другие характеристики единого налога на временный доход (например, достаточно сложный расчет вмененного дохода), свидетельствуют о том, что можно лишь весьма условно назвать данную систему налогообложения формой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства.

В развитии малого предпринимательства может быть велика роль налога на прибыль организаций, поскольку в законодательстве многих стран предусматривается полное и частичное освобождение от уплаты именно этого налога в первые годы создания и функционирования малых предприятий. Из Налогового кодекса РФ положение о таком освобождении от уплаты налога на прибыль было исключено.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы поддержки малого предпринимательства; в федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 7 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства).

Размещение государственного заказа у субъектов малого предпринимательства представляет собой экономическую форму государственной поддержки малого предпринимательства. Согласно ст. 15 Закона о размещении заказов государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10 и не более 20 процентов от общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством РФ, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых такие субъекты являются участниками размещения заказа. Государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.

Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 3 млн руб., начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 2 млн руб.

При размещении заказа путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпринимательства, заявки на участие в конкурсе, в аукционе или котировочные заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

Среди нормативных правовых актов Правительства РФ, касающихся экономических форм государственной поддержки малого предпринимательства, следует выделить Правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. N 249 (в ред. от 23 февраля 2007 г.)

В соответствии с п. 2 Правил предоставления средств федерального бюджета средства федерального бюджета, предусмотренные на государственную поддержку малого предпринимательства, предоставляются Министерством экономического развития и торговли РФ на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Федерации Российской, в том числе на:

создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);

поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;

создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Некоторые положения Правил предоставления средств федерального бюджета недостаточно конкретизированы в плане практической их реализации [имеется в виду ответственность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации за нецелевое использование субсидий, а также меры, принимаемые в этом случае (в том числе при неиспользовании субсидий в установленные сроки) со стороны Минэкономразвития России].

Согласно п. 26 Правил предоставления средств федерального бюджета субсидии, предоставленные на реализацию мероприятий по развитию системы кредитования субъектов малого предпринимательства, направляются на:

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным не ранее 1 января 2005 г. на срок не более 3 лет в российских кредитных организациях потребительскими кооперативами, за исключением сельскохозяйственных потребительских кооперативов, с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности (необоснованно сужен круг адресатов государственной поддержки, к которым отнесены лишь субъекты малого предпринимательства - члены потребительских кооперативов);

субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности (так же, как и в предыдущем случае, суживается круг адресатов государственной поддержки).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных