ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И определение. Систематизация видов
Проблема выявления сущности дизайна не может быть решена с достаточной полнотой при её анализе только в рамках самой дизайн- деятельности. Необходимо подходить к ней, рассматривая дизайн в системе родственных видов архитектонического творчества, исторически сформировавшихся и развивающихся в системе более высокого порядка, называемой предметным творчеством, которая пересекается с системой многообразного мира искусств. Термины «предметное творчество» и «предметное художественное творчество» уже упоминались во введении и разд.1. учебного пособия для обозначения сферы функционирования дизайна. В данном разделе, специально посвященном предметному творчеству, следует охарактеризовать сущность и дать точное определение понятий, обозначаемых этими терминами. Понятие «предметное творчество» тесно связано с понятием «культура». Культура как явление не природное, а общественное, человеческое представляет собой проекцию человеческой деятельности, инобытие человека. Способ существования человека – продуктивная деятельность. Культура создается и сохраняется в родовой памяти человека благодаря механизму «социального наследования», который формировался в течение многих сотен тысяч лет в процессе антропо-социокультурогенеза [10]. Накапливаемый человеческий опыт (различные знания, ценности, навыки, умения) опредмечиваются их творцами и носителями, а затем сохраняются в отчужденном от творцов и объективированном виде как предметное существование культуры. Оно многообразно реализуется в основных ее сферах – духовной, материальной, художественной и основных формах предметности: знаниях, ценностях, проектах; вещах, сооружениях, культивируемом теле человека, социальных организациях; воплощенных художественных образах. Все эти формы предметности культуры во всем разнообразии их конкретных проявлений, наложений, скрещений, будучи результатом опредмечивания деятельности одних людей, распредмечиваются другими людьми, развивая, обогащая, меняя и совершенствуя их. Таким образом, человек является не только творцом культуры, но и ее творением. Движение от человека к человеку в каждом цикле процесса развития культуры опосредовано созидаемой и осваиваемой предметностью в разных ее формах [10]. С позиций философии культуры предметное творчество может рассматриваться очень широко, если подразумевать под этим понятием весь мир предметного существования разных сфер и форм культуры вместе с процессами опредмечивания, распредмечивания и общения и с человеком, творящим культуру и преобразуемым ею. Но для цели данного раздела логично сузить и конкретизировать понятие предметного творчества, выделив из всего мира культуры его материальную сферу с такими формами ее предметности, как вещи и сооружения. А в сфере духовной предметности культуры выделить проекты и ценности. Исходя из приведенных выше положений, характеризующих сущность анализируемого понятия, можно сформулировать следующее его определение: Предметное творчество – это социально-культурно обусловленная и качественно многообразная продуктивная деятельность человека, ориентированная на создание вещей и сооружений разных видов, их комплексов и систем как разнообразных типов предметности сферы материальной культуры, являющихся средствами удовлетворения соответствующих материальных и/или духовных потребностей людей в их историческом развитии. Предметное творчество относится к преобразовательному виду человеческой деятельности, безусловно связанному в конкретной практике с познавательным, коммуникативным и ценностно-ориентационным её видами (в системе базисных видов человеческой деятельности [11]). Оно может осуществляться как в материальной, так и в идеальной формах (в виде концепции, идеи, замысла, проекта). В доиндустриальную эпоху предметное творчество осуществлялось главным образом в материальной форме преобразовательной деятельности ремесленно-канонического типа, поскольку проектирования как самостоятельного вида творческой активности человека долгое время не существовало. Только в период становления и развития индустриального производства, проектирование становится самостоятельным видом преобразовательной деятельности в его идеальной форме. Проектирование как творчество порывает с каноническим типом деятельности. Оно ориентировано на новаторство: на изобретение новых конструкций и форм, способов обработки материалов, создание самих материалов с необходимыми свойствами посредством новых технологий, позволяющих более эффективно, рационально решать поставленные задачи утилитарно-технически и эстетически значимого формообразования вещей и сооружений. Проектировщик и изготовитель в сфере индустриального производства – разные лица, нередко не знающие друг друга. Изготовителей, как и проектировщиков, может быть много – целые коллективы, включающие разных специалистов. Это обстоятельство потребовало выработки, формализации специального проектного языка. Им стала разработанная на основе начертательной геометрии чертежная проектная документация, получившая самое широкое распространение в машиностроении, приборостроении, судостроении, автомобиле- и авиастроении и во многих других отраслях инженерно-технического творчества. Затем она была освоена в архитектурно-строительном проектировании, а позднее и в сфере дизайна. Дизайн в отличие от прикладного искусства является именно проектным видом творчест ва (как инженерное и архитектурное проектирование). То обстоятельство, что продуктом дизайна могут являться не только двухмерные цветные демонстрационные изображения вещей (сооружений) и родственная инженерной чертежная документация, но и трехмерные объекты – макеты, авторские образцы – эталоны будущих промышленных изделий – не меняет сути дела: все это разные виды проектных материалов. Инженерно-техническое творчество (как уже упоминалось в подразд. 1.2. и 1.5. учебного пособия) не ставит задач достижения эстетического совершенства проектируемых объектов. Эти задачи решают дизайнеры и архитекторы, сотрудничающие с инженерами или самостоятельно решающие весь комплекс задач (как технических, так и художественных). Поэтому творчество инженеров является сугубо утилитарно значимым. При постановке художественных задач (помимо утилитарно-технических) в предметном творчестве конкретных объектов происходит интеграция преобразования, познания, общения и ценностной ориентации в целях художественного осмысления утилитарно-технической и социально-культурной сторон сущности разрабатываемого объекта, воплощаемых средствами и приемами композиции в его художественном образе. В этом случае предметное творчество приобретает характер предметного художественного творчества. Все вещи и сооружения – объекты предметного творчества можно разделить на две основные крупные группы, исходя из принципа систематизации этих объектов по признакам ориентации на удовлетворение какой-либо одной из трех базисных социально-культурных потребностей людей – утилитарной, или знаково-коммуникативной или эстетической, либо одновременно двух или трех в их гармоничном сочетании. Первая группа объединяет подгруппы вещей и сооружений, характеризующихся монофункциональностью социально-культурной сущности. К первой подгруппе относятся вещи и сооружения сугубо утилитарного назначения, ко второй – символического (информационно-знакового), к третьей – декоративного. Объекты последней подгруппы предназначены исключительно для украшения и любования ими. Вторая группа объектов предметного творчества включает подгруппы вещей и сооружений, бифункциональных или полифункциональных по своей культурной сущности. Первую подгруппу этой группы представляют объекты, органично сочетающие в своей сущности утилитарные и эстетические ценности, вторую – символические и эстетические ценности, третью – утилитарные, символические и эстетические. Степень значимости, весомости каждого из этих начал в сущности вещей (утилитарной и эстетически значимой или эстетически и символически значимой) зависит от объекта предметного творчества, его культурного смысла, среды и ситуации использования и восприятия, места и роли в жизнедеятельности людей в системе материально-художественной культуры. Рассмотренная систематизация отображена в табл. 3.
Т а б л и ц а 3. Систематизация объектов предметного творчества Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|