Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Китайский ренессанс 7-9 веков н.э.




7-9 века н.э. – это великая эпоха в истории Китая. Китай в это время был сильнейшей средневековой державой мира, столица Чань-ань с населением в 1 миллион человек была крупнейшим восточноазиатским торговым и культурным центром.

Это было время расцвета всех направлений древнекитайской культуры. Высокого уровня достигли философия, художественная литература, поэзия, искусство, публицистика, театральное искусство, музыка. Этот период получил название «китайского ренессанса».

Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятельность. Чиновники одновременно были поэтами, художниками, теоретиками искусства и замечательными каллиграфами.

Созерцательный, поэтический подход к миру, заложенный в учениях Лаоцзы, проявился во всех областях художественной жизни древнего Китая.

 

Литература

· Ли Бо (701-762) – поэт, жил в горах с даосистскими отшельниками, писал стихи о природе, стремлении к радости жизни.

 

Плывут облака отдыхать после знойного дня,

Стремительных птиц улетела последняя стая,

Гляжу я на горы и горы глядят на меня,

И долго глядим мы друг другу не надоедая.

 

· Ван Вей (699 -759) – чиновник высокого ранга, мастер словесного пейзажа.

 

Пруд дворцовый Тайи синей плещет волной. Днями спадает зной.

Близкой осени жду. До рассвета играл ряской ветер ночной,

Сплошь в жемчужной росе лотосы на пруду.

 

Не много мне нужно: один понимающий друг для умной беседы,

Да один пейзаж по соседству, что бы только им любоваться.

 

Смотрю, как луна восходит вдали над горами, сиянье струя,

И впервые в кромешном мраке самого себя различаю…

 

Деревья и травы мне шепчут о чём-то своём –

И лепет неясный пробуждает в глубинах сердца

Потайные, заветные думы.

 

· В 15 веке была написана самая замечательная книга средневекового даосизма – «О поступках и возмездии». Ею, так или иначе, пользовались служители и других культов. Основная мысль её заключается в идее, что как за всё хорошие, так и за всё дурное человек получит награду или наказание от духов Земли и Неба. Большой грех укорачивает жизнь человека на 12 лет, писалось в этой книге, а маленький поступок – на 100 дней.

Живопись.

Китайская живопись – это истинное воплощение даосистского мировоззрения, где Дао есть закон, определяющий развитие всего живого и неживого, и есть отражение величественных явлений природы. Китайскую живопись отличает лёгкость, прозрачность; обилие лимонных, изумрудных, сиреневых оттенков. В раннем Средневековье в Китае сложились основные формы и жанры традиционной китайской живописи ГОХУА, которая выполнялась на шёлке или бумажных свитках тушью или акварельными красками. Своеобразие картинам этого жанра придают текстовые пояснения к ним. Эти пояснения кратки и выразительны, в основном, это высказывания древнекитайских мудрецов. Рисунок на шёлке и сопровождающий его каллиграфический текст очень связаны между собой по смыслу, и воспринимались зрителями как единое целое.

Пример: на картине изображены две орхидеи в стакане, обращённые друг к другу, рядом надпись: «тая улыбку, друг против друга, ведут беседу от сердца к сердцу» и картина называется «Диалог».

При дворе китайских императоров в это время была открыта Академия живописи. Среди мастеров, работающих в Академии, были представители и императорской фамилии, и высшие чиновники. Кисти, тушь, тушечница и бумага считались в Средневековом Китае «четырьмя драгоценностями», их должен был иметь любой образованный человек. Лучшие сорта бумаги изготовлялись из побегов молодого бамбука, а материалом для кисти служил мех белки или барсука.

 

В древнекитайской живописи ГОХУА было три жанра:

· Женьу «Люди» - где изображались портреты, сцены дворцового быта, женщины с полнокровной красотой.

· Шань-шуй «Горы-Воды» - этот жанр живописи был призван отображать единство главных сил Вселенной. Горы считались воплощением светлого мужского начала - ЯНЬ, а вода воплощение тёмного женского начала – ИНЬ. Древнекитайская философия гласит: «Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщину земли; не поднявшись на высокую гору – не узнаешь высоты неба». Для этого жанра живописи характерна широкая панорама, которая изображается с высоты птичьего полёта, некая созерцательная отстранённость. На фоне величественных гор фигурки людей маленькие, как демонстрация некого преклонения перед красотой Вселенной.

 

 

· Хуа-няо «Цветы-Птицы» - этот уникальный жанр зародился в 9 веке; в этом жанре заложена и эстетика, и символика. Духовное значение жанра выражается в словах: «великое отображается в малом», что означает значимость каждого явления природы: один цветок, одна ветка, одна птица включают в себя всю Вселенную. Различные сорта цветов и различные виды птиц символизировали для китайцев богатство, благородство, уединение, праздность и т.д.

Например:

Пион – богатство, знатность.

Бамбук – мудрость, стойкость.

Сосна – долголетие.

Персик – бессмертие.

Дикая слива – крепкая дружба, чистота.

 

Чтобы овладеть этими жанрами, китайским художникам нужно было не только изучить живописную манеру предшественников-классиков, но и научиться видеть в природе уникальное, загадочное и удивительное.

Эти стили отличает жизнеутверждающий взгляд на мир, ощущение эстетической неисчерпаемости любого явления природы и бытия. Эта живопись обладает философским содержанием.

В древне-китайском трактате о живописи под названием «Слово о живописи из сада с горчичное зерно» дано философское обоснование такого подхода: «Единое – мир реализуется через единственное - дерево, цветок, травинку. Через причудливые переплетения прожилок листа просвечивается контур мироздания. Цветы живые, они могут подчиняться и входить в гармонию с человеком. Человек есть слуга природы, он должен отойти от цветка, и не мешать цветку проявлять себя».

К любимым цветам относились как к любимым женщинам. Китайские императоры Танской эпохи (7-10 века) в весеннюю пору приглашали в свой сад музыкантов, чтобы они своей музыкой услаждали слух цветов. Древние поэты вели беседы с цветами, доверяя им свои тайные мысли.

Живопись в Китае развивала не только эстетические вкусы, но и всегда содержала в себе задачу нравственного совершенствования личности. Китайцы считали, что картина подобна её автору: кисть бывает высокая и низкая, как и мораль человека.

 

Фарфор.

Огромную роль в искусстве средневекового Китая играли ремёсла, связанные с живописью. В 7-8 веках широкое распространение получили изделия из фарфора. Фарфор как материал был открыт в 620 году. Фарфоровые изделия появились в Китае благодаря богатым залежам фарфорового камня (полевой шпат и кварц) и местной белой глины. Центром изготовления китайского фарфора стал город Динчжоу, расположенный на берегу озера Поянху, где добывалась белая глина.

 

Каждый фарфоровый предмет представлял собой самостоятельное произведение искусства. За пределами Китая долгое время не знали технологию изготовления фарфоровых изделий. Это было секретом и гордостью Китайской империи. Разглашение секрета изготовления фарфора было запрещено под страхом смертной казни.

Технология была же следующая: замешанную фарфоровую массу прежде, чем использовать, хранили более 10 лет. Затем эту «выдержанную» массу отбивали для повышения пластичности. Обжигали фарфоровые изделия в специальных горшках-капсулах, печь для обжига замуровывалась, и готовые изделия вынимали только на 4 сутки.

С языка фарси фарфор переводится как «императорский», поэтому с самого появления посуду из него могли позволить себе исключительно правители.

Расцвет китайского фарфора пришёлся на 15-16 века, когда мастерство его изготовления достигло своего наивысшего совершенства. Китайский фарфор отличается звонкостью, необыкновенной белизной и тонкостью. Знаменитые поэты посвящали фарфору свои стихи.

Европейцы о фарфоре узнали благодаря посредничеству купцов. Но больше их поразило не качество изделий, а технологии изготовления чашек. Они были уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из 2-ух половинок: внешней и внутренней, при этом верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а внешняя половинка была ажурной и оставалась белой. Когда в такую чашку наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки. Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета с проступающими на стенках узорами. По мере того, как сосуды наполнялись, на стенках проявлялись узоры, в основном на морскую тематику: волны, водоросли, рыбки.

Поэтика камня.

Поэтика камня, как направление в искусстве, возникло из

· даосистской традиции уподоблять себя простоте обычного камня, и из

· конфуцианской традиции доводить себя до изысканности яшмы и нефрита.

Эстетическая значимость камня нашла отражение в создании «садов камней» при монастырях.

 

ВЫВОД: Эстетическое сознание и художественное освоение природы составляют одну из важнейших граней всего китайского искусства. Художественное искусство Китая пронизано философскими идеями, мудрыми поучениями, воспеванием красоты и гармонии природы. Осмысление человеческого бытия происходит через осознание гармонического единства человека и природы.

 

В 1215 году Китай подвергся монгольскому завоеванию. Чингиз-Хан захватил столицу Китая Пекин и разорил страну.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных