Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РДТТ межконтинентальных баллистических ракет




Конструктивно-компоновочные схемы твёрдотопливной ракеты и маршевых РДТТ взаимно увязаны, так как РДТТ составляют важнейший элемент всей ракеты и определяют её облик.

Конструкции типичных маршевых РДТТ первых отечественных баллистических ракет стратегического назначения представлены на рисунках 1.1, 1.2 [1]. В дальнейшем при применении маршевых РДТТ в баллистических ракетах стратегического назначения морского базирования (на подводных лодках) на конструктивно-компоновочные схемы двигателей были выставлены габаритно-массовые ограничения и это повлияло на их устройство.

Конструкция маршевого РДТТ первой ступени баллистических ракет РТ-2, РТ-2П приведена на рисунке 1.1 [1]. Двигатель - моноблочный четырёхсопловой, с зарядом, прочно скреплённым с корпусом, разработки и отработки ФНПЦ «АЛТАЙ» [13]; состоит из переднего днища 4 с воспламенительным устройством (ВУ), корпуса 5 с зарядом 6 и заднего днища 7 с четырьмя сопловыми блоками 9. Сборку днищ с корпусом осуществляли с помощью клиновых соединений.

Ракета РТ-2П (модернизация первой отечественной твёрдотопливной межконтинентальной баллистической ракеты РТ-2 в 1968 г.; первая ступень модернизации не подвергалась [28]) имела стартовую массу 51,0 т, максимальную дальность 9800 км, длину 21,32 м, массу головной части 470 кг. Круговое вероятное отклонение головной части ракеты РТ-2П от цели было менее 1500 м.

Всего за период испытательных и учебно-боевых пусков ракеты по 1994 год включительно запущено на промежуточные и максимальные дальности около 100 ракет. Пуски неизменно подтверждали высокую надёжность ракеты РТ-2П, заряды всех трёх маршевых ступеней которой были разработаны и отработаны ФНПЦ «АЛТАЙ» [28].


 

 
 

 

 


В собранном виде двигатель герметичен. Корпус 5 и днища 4, 7 сварные, выполнены из высокопрочной легированной стали.

Переднее днище 4 имеет центральную горловину с крышкой 2 для крепления ВУ и узла аварийного выключения двигателя (АВД), а заднее днище 7 - четыре патрубка для крепления сопловых блоков 9. Корпус и днища с внутренней стороны защищены от воздействия продуктов сгорания топливом и теплозащитным покрытием.

Органами управления являются четыре разрезных сопла 9 с разъёмом в сверхзвуковой части. Зазор между качающейся и неподвижной частями сопла герметизируется эластичной резинотканевой манжетой. Качание каждого сопла осуществляется в одной плоскости автономными электрогидравлическими рулевыми машинами 8. Управление полетом ракеты по углам тангажа, рыскания и крена обеспечивается отклонением сопел (попарно) в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Силовая часть конструкции сопла выполнена из титановых сплавов. В сопловом тракте применены детали, изготовленные из эрозионно-стойких пластмасс, высокоплотного графита и вольфрамового сплава.

Заряд 6 прочно скреплен с корпусом 5 двигателя с помощью клеевого состава, нанесенного на асболавсановый защитно-крепящий слой корпуса. Он выполнен в виде моноблока с центральным круглым каналом, четырьмя длинными и четырьмя короткими щелями, равномерно расположенными по окружности со стороны заднего днища, и кольцевой проточкой на переднем торце заряда. Для снятия температурных напряжений при эксплуатации РДТТ заряд по переднему торцу раскреплен с корпусом при помощи специальной манжеты [1].

Двигатель запускается путём подачи электрического импульса на пиропатрон 1 предохранительного типа, от которого срабатывает пиротехнический воспламенитель 3 и своими продуктами сгорания воспламеняет твёрдотопливный заряд 6. Двигатель работает до полного выгорания топлива. В его конструкции предусмотрено устройство для аварийного выключения, состоящее из детонирующего удлиненного заряда (ДУЗ) и электродетонатора предохранительного типа, устанавливаемое на крышке 2 переднего днища РДТТ. При нерасчётном отклонении ракеты от траектории по команде от системы управления срабатывает электродетонатор, который инициирует ДУЗ, установленный на наружной поверхности крышки 2. Кумулятивная струя ДУЗа срезает крышку, и заряд перестает гореть из-за резкого сброса давления [1].

На рисунке 1.2 приведена конструкция РДТТ третьей ступени баллистической ракеты РТ-2П. Двигатель - моноблочный четырёхсопловой с зарядом из СРТТ, прочно скреплённым с корпусом [1]. Корпус 4 сварной конструкции изготовлен из высокопрочной легированной стали и состоит из переднего днища и обечайки. Переднее днище представляет собой сварную конструкцию, в которую входят штампованное днище эллиптической формы, передний шпангоут, центральная горловина и патрубки узлов отсечки тяги. Цилиндрическая часть корпуса - комбинированная, состоящая из стальной обечайки с задним шпангоутом, которая упрочнена намоткой однонаправленного стеклопластика 5. К корпусу 4 двигателя при помощи клинового соединения пристыковывается заднее днище 6. Заднее днище 6 сварной конструкции выполнено из штампованной заготовки, шпангоута и четырёх сферических патрубков. В собранном состоянии двигатель герметичен [1].

С внутренней стороны корпус и заднее днище защищены от воздействия продуктов сгорания топливом и теплозащитными покрытиями. Наружные поверхности корпуса, заднего днища и сопловых патрубков для защиты от аэродинамического нагрева и теплового воздействия газовых струй имеют сублимирующее покрытие.

Узлы отсечки тяги выполнены из титанового сплава, раструбы отсечек - из стеклопластика [1].

Органами управления тягой двигателя по направлению служат разрезные управляющие сопла (РУС) 8 с разъёмом в сверхзвуковой части. Качание каждого сопла осуществляется в одной плоскости, и при взаимно перпендикулярном расположении осей качания обеспечивается управление в полёте ступенью ракеты по углам тангажа, рыскания и крена. В качестве приводов органов управления используют автономные электрогидравлические рулевые машины 7. Разъём между подвижной и неподвижной частями сопла герметизируют с помощью резино-тканевой манжеты. Силовая часть конструкции сопла выполнена из титанового сплава. В газовом тракте сопла применены эрозионностойкие пластмассы, высокопрочный графит и пировольфрам [1].

Заряд 3 разработки ФНПЦ «АЛТАЙ» [13] представляет собой моноблок с передним и задним расположением щелевых компенсаторов. Горение заряда происходит по поверхностям центрального круглого канала, заднего торца заряда, задних и передних щелей. Четыре передние щели заряда расположены в плоскостях стабилизации и обеспечивают возможность включения узлов отсечки тяги через 15 с после начала работы РДТТ. Восемь задних щелей заряда расположены относительно друг друга под углом 45°. Заряд изготавливали литьём под небольшим давлением непосредственно в камеру сгорания двигателя. Заряд 3 прочно скреплен с корпусом 4 через клеящий подслой и защитно-крепящий слой [1].

Для снижения уровня напряжений, возникающих при эксплуатации двигателя, заряд со стороны переднего торца раскреплен при помощи резиновой манжеты на тканевой основе.

Запуск двигателя осуществляется подачей электрического им-пульса на пиропатрон предохранительного типа, установленный на переднюю крышку 1 двигателя. От пиропатрона срабатывает пиротехнический воспламенитель, а затем воспламеняется твёрдотопливный заряд.

Двигатель выключается в две ступени посредством последовательного срабатывания двух пар отсечек тяги 2 после подачи предварительной и главной команд на электродетонаторы, которые инициируют детонирующие заряды, обеспечивающие отрыв крышек отсечек. При истечении газов через сопла отсечек создается необходимая противотяга. Узлы отсечек тяги 2 можно использовать и для аварийного выключения двигателя [1].

Типичная конструкция РДТТ первой баллистической ракеты морского базирования приведена ниже на рисунке 1.3 [1]. Моноблочный двигатель [1] односопловой конструкции второй ступени морской баллистической ракеты РСМ-45 состоит из корпуса 2 с твёрдотопливным зарядом 4, крышки 1 со средствами запуска и органов управления.

Корпус 2 представляет собой тонкостенную оболочку из органопластика с закладными элементами (фланцами) 6, 10 и стыковочным шпангоутом 3, получаемую методом непрерывной намотки ленты из стеклонити. Оптимальная форма днищ оболочки имеет вид поверхности вращения, на которой нити в ленте при намотке располагаются по геодезическим линиям. Цилиндрическая часть корпуса формируется сочетанием спиральных и тангенциальных слоев лент из органонитей. Центральный фланец 10, заматываемый в переднее днище органопластиковой оболочки, предназначен для крепления крышки 1 с воспламенителем 9. Центральный фланец 6, заматываемый в заднее днище органопластиковой оболочки, предназначен для установки разрезного управляющего сопла 5 на карданном подвесе. Внутренняя поверхность корпуса двигателя защищена от воздействия продуктов сгорания топливом и теплозащитными покрытиями на основе резин [1].

Крышка 1 цельнометаллической конструкции необходима для крепления воспламенителя 9 пиротехнического типа и пиропатрона предохранительного типа. Крепление крышки 1 к корпусу 2 шпоночное.

 

 

 

Органы управления двигателя состоят из разрезного сопла 5, утопленного в камеру сгорания, и двух двигателей крена 7. Герметизация соединения неподвижной и подвижной частей сопла обеспечивается гибкой уплотнительной диафрагмой. Отклонение раструба сопла осуществляется рулевыми машинами 8, установленными во взаимно перпендикулярных плоскостях по две в каждом канале управления (тангажа и рыскания). Две рулевые машины отклоняют раструб сопла относительно карданового кольца, а две другие - кардановое кольцо относительно корпуса неподвижной части сопла.

Силовая часть конструкции сопла выполнена из титанового сплава. В газовом тракте сопла применены эрозионностойкие материалы: углепластики, графиты и т. п. На неподвижном корпусе сопла с помощью кронштейнов установлены автономные твёрдотопливные двигатели 7 для управления по каналу крена [1]. Твёрдотопливный заряд торцевого горения для этих двигателей крена разработан ФНПЦ «АЛТАЙ».

Заряд 4 моноблок разработки ФНПЦ «АЛТАЙ» изготавливается методом литья под давлением непосредственно в корпус двигателя; при этом обеспечивается прочное скрепление со стенкой камеры сгорания. Внутренний канал заряда круглой формы, а в зоне утопленной части сопла - конический с щелевыми компенсаторами.

Двигатель запускается с помощью пиропатрона предохранительного типа и пиротехнического воспламенителя 9; работает до полного выгорания топлива [1].

На рисунке 1.4 изображена конструкция маршевого РДТТ первой ступени баллистической ракеты «Минитмен-III» (США) [1]. Это ракетный двигатель с четырьмя управляющими соплами, металлическим корпусом и зарядом из СРТТ.

Корпус 1 двигателя изготовлен из высокопрочной стали. Обечайка 2 корпуса сварена из шести кольцевых секций. К обечайке приварено переднее днище с фланцем для крепления воспламенителя. Сопловое днище 3 соединено с обечайкой корпуса при помощи конусного резьбового соединения. К сопловому днищу приварены четыре фланца для крепления сопел.

Заряд 4 твёрдого топлива состоит из двух частей. Основная часть заряда изготовлена методом свободного литья в корпус и прочно скреплена с ним. Заряд имеет центральный канал с шестью профилированными щелями. Дополнительный заряд расположен на сопловом днище. Сопла 5 двигателя в камеру сгорания не утоплены.

 

 
 

 

 


Двигатель второйступени баллистической ракеты «Трайдент-1» (рисунок 1.5) представляет собой моноблок с центральным поворотным управляющим соплом [1]. Корпус 2 двигателя прочно скреплен с зарядом 3 из СРТТ. Сопло 4 утоплено в камеру сгорания. Корпус 2 изготавливался методом спиральной намотки из органопластика
«Кевлар-49». Закладные элементы (фланцы) из высокопрочного алюминиевого сплава присоединяют к корпусу в процессе его изготовления. На переднем фланце закреплен воспламенитель 1. Управление вектором тяги по углам тангажа и рыскания осуществляется отклонением сопла 4, установленного на гибкой опоре, при помощи автономных турбогидравлических систем.

 

 

 
 

 


Рисунок 1.5 - Конструктивная схема маршевого РДТТ второй ступени баллистической ракеты «Трайдент-1» (США)

 

 

Гибкая опора 5 состоит из двух внешних обойм из алюминиевого и титанового сплавов, между которыми находится упругий элемент, представляющий собой набор чередующихся кольцевых пластин сферического профиля, соединенных привулканизированными к ним прокладками из натурального каучука [1].

Заряд 3 РДТТ - моноблок с центральным цилиндрическим каналом переменного сечения, имеющий 11 профилированных щелей у соплового днища. Двигатель работает до полного выгорания топлива.

Схема маршевого РДТТ третьей ступени межконтинентальной баллистической ракеты МХ (США) приведена на рисунке 1.6 [1].

 

 
 

 

 


Рисунок 1.6 - Конструктивная схема маршевого РДТТ третьей ступени межконтинентальной баллистической ракеты МХ (США)

 

Двигатель представляет собой моноблок с центральным поворотным управляющим соплом. На фланце переднего полюсного отверстия корпуса 2 двигателя закреплен воспламенитель 1. К фланцу заднего полюсного отверстия корпуса крепится сопловой блок 4.

Корпус 2 с внутренним теплозащитным и наружным защитным покрытием спроектирован по схеме «кокон» и имеет малое (около 0,7) отношение длины к диаметру. Заряд 3 из СРТТ, прочно скреплённый с корпусом, изготовляют методом свободного литья топливной массы в корпус. Заряд имеет центральный цилиндрический канал переменного сечения. В центральной части заряда выполнена кольцевая проточка, а в передней части заряда - семь профилированных щелей [1]. Органом управления служит сопло 4 с гибкими опорами в области его критического сечения. Гибкие опоры представляют собой две внешние стальные обоймы, между которыми находится упругий элемент, состоящий из чередующихся слоев кольцевых пластин сферического профиля, соединенных привулканизованными к ним эластичными прокладками. Входная часть сопла и вкладыш его критического сечения спроектированы как одно целое; их изготовляют из монолитных заготовок материала углерод-углерод с трёхмерной ориентацией армирующих волокон. Впервые в практике американского твёрдотопливного двигателестроения в конструкции сопла применены выдвигающиеся насадки 5, 6 раструба сопла телескопического типа с двумя подвижными секциями. В рабочее положение подвижные секции раструба сопла выдвигаются с помощью специальных газогенераторных устройств после отделения РДТТ предыдущей ступени: поток газов от газо­генератора через распределительное устройство направляется непосредственно в четыре телескопических двухступенчатых пневмоцилиндра, с помощью которых перемещаются подвижные секции. Эти же пневмоцилиндры придают дополнительную жёсткость выходному раструбу сопла. Сопло отклоняется с помощью автономных турбогидравлических систем. Во время работы РДТТ третьейступени ракеты МХ управление по крену осуществляется двигательной установкой ступени разведения ракеты [1].

В таблицах 1.1, 1.2 [1] приведены характеристики описанных выше маршевых РДТТ отечественных и зарубежных (США) баллистических ракет.

Таблица 1.1 - Характеристики маршевых РДТТ отечественных

баллистических ракет

Параметры РДТТ     Баллистическая ракета
РТ-2 (СССР) РТ-2П (СССР) РСМ-45 (СССР)
       
Маршевая ступень Первая Третья Вторая
Длина двигателя, мм      
Диаметр двигателя, мм      
Масса заряда, кг      
Степень расширения сопла 2,7 4,8 4,5
Время работы, с 75,4 49,0 74,0
Давление в двигателе, МПа 4,7 3,9 3,0

Продолжение таблицы 1.1

       
Тяга, кН 1046,0 204,6 228,0
Удельный импульс тяги, Н×с/кг      
Относительная длина цилиндрической части корпуса двигателя 3,90 2,60 0,53
Коэффициент объёмного заполнения камеры сгорания 0,914 0,890 0,910
Коэффициент массового совершенства 0,105 0,110 0,094
Органы управления Четыре РУС на цапфенном подвесе Четыре РУС на цапфенном подвесе Одно РУС на карданном подвесе
Материал корпуса Сталь Сталь + стеклоплас-тик Стеклоплас-тик

 

Таблица 1.2 - Характеристики маршевых РДТТ зарубежных (США) баллистических ракет

Параметры РДТТ     Баллистическая ракета
«Минитмен-III» (США) «Трайдент-1» (США) МХ (США)
       
Маршевая ступень Первая Вторая Третья
Длина двигателя, мм      
Диаметр двигателя, мм      
Масса заряда, кг      
Степень расширения сопла 3,16 4,5 8,2
Время работы, с 61,6 60,0 58,0
Давление в двигателе, МПа 5,0 7,8 5,9

Продолжение таблицы 1.2

       
Тяга, кН      
Удельный импульс тяги, Н×с/кг      
Относительная длина цилиндрической части корпуса двигателя 3,36 0,79  
Коэффициент объёмного заполнения камеры сгорания 0,88 0,92 0,86
Коэффициент массового совершенства 0,100 0,078 0,088
Органы управления Четыре КУС Одно ПУС на гибкой опоре Одно ПУС на гибкой опоре
Материал корпуса Сталь Органоплас-тик Органоплас-тик
Примечание - РУС, КУС и ПУС соответственно разрезное, качающееся и поворотное управляющие сопла  

 

Параметры РДТТ США, как отмечено в работе [1], заимствованы из зарубежных источников, а некоторые определены расчётным путём.

Коэффициент массового совершенства – отношение массы конструкции ракетного двигателя без топлива к массе твёрдого топлива.

Из анализа приведённых выше схем ракетных двигателей (см. рисунки 1.1–1.6) и их характеристик, приведённых в таблицах 1.1 и 1.2 [1], можно сделать вывод, что маршевые двигатели на смесевом твёрдом топливе межконтинентальных баллистических ракет как разработки СССР, так и США существенно отличаются друг от друга многообразием схемных и конструктивных решений, габаритными размерами и значениями основных параметров. Корпуса этих двигателей выполнены с большим диапазоном относительных длин (от 0 до 4,0), диаметром от 1,0 до 2,4 м из высоколегированных сталей, высокопрочных титановых сплавов, стекло- и органопластиков, комбинированных материалов (сталь+стеклопластик), с узлами отсечки тяги и без них, с отъёмными днищами или безразъёмной (по диаметру РДТТ) конструкции [1].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных