ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конструктивные схемы корпусов РДТТ
Особенностью конструкций РДТТ, существенно отличающих их от жидкостных ракетных двигателей, является тот факт, что камера двигателя одновременно выполняет функцию хранения заряда твёрдого топлива и функцию объёма, в котором происходит горение топлива и из которого истекают продукты горения. В связи с этим велико влияние корпуса РДТТ на внешнебаллистические характеристики ракеты. Например, в межконтинентальной баллистической ракете МХ (США) лишь 2,5 м длины из 18 м приходится на головную часть. Остальное пространство занято тремя РДТТ, длина которых в основном определяется длиной корпусов [2]. В зависимости от назначения двигателя корпус имеет крепёжные стыки со смежными двигателями или отсеками либо узлы крепления к ракете. К корпусу крепят сопла, крышки для размещения воспламенителей, пиротехнических средств, датчиков и другой аппаратуры. На корпусе можно размещать средства аварийного выключения двигателя, кабели систем управления и телеметрии, бобышки для их крепления, узлы отделения ступеней ракеты, крепежные элементы рулевых приводов, двигатели управления, узлы отсечки тяги и др. Основные требования к конструкции корпусов [1]: - минимальная масса при заданном внутреннем свободном объёме для размещения зарядов и достаточная прочность при всех видах нагружений (изготовление заряда, хранение, эксплуатация); - надёжная тепловая защита от продуктов сгорания заряда; - герметичность корпуса (при хранении и работе двигателя); - обеспечение требуемой по условию прочности заряда деформативности корпуса (ограничение перемещений при действии давления). Элементы конструкции корпуса приведены на рисунке 2.1 [1]. Способ крепления двигателя в ракете определяет конструкцию узлов стыка. На корпусе могут быть размещены два стыка, расположенные в передней и задней частях корпуса (рисунок 2.2) (элементы теплозащиты, герметизации на рисунке не показаны, узлы корпуса показаны схематично). К передним узлам крепятся верхняя ступень, ракетный отсек или обтекатель ракеты, к заднему - нижняя ступень ракеты либо её отсек (межступенчатый либо хвостовой) [1]. При выполнении только двигательных функций двигатель можно крепить к ракете одним узлом стыка (рисунок 2.3).
1 - передний фланец (верхний); 2 - наружный герметизирующий слой верхнего (переднего) днища; 3 - бортовая кабельная сеть; 4 - верхний шпангоут (передний); 5 - второй кокон, 6 - слой для защиты от влаги токопроводящий слой; 8 - нижний шпангоут (задний); 9 - детонирующий удлиненный заряд (ДУЗ); 10 - наружный герметизирующий слой нижнего (заднего) днища; 11 - наружное теплозащитное покрытие, 12 - разъём бортовой кабельной сети; 13 - силовая оболочка (первый кокон); 14 - задний (сопловой) фланец (нижний); 15 - клин, 16 - антиадгезионная плёнка; 17 - внутреннее теплозащитное покрытие; 18 - манжеты; 19 - защитно-крепящий
Рисунок 2.1 - Элементы конструкции корпуса двигателя 1 - верхняя ступень ракеты; 2 - передний шпангоут корпуса;
Рисунок. 2.2 - Схема стыков несущей конструкции корпуса
1 - верхняя ступень ракеты; 2 - передний шпангоут корпуса;
Рисунок 2.3 - Схема консольного стыковочного узла
Узлы стыка на двигателях с корпусами типа кокона можно размещать либо на втором коконе, намотанном поверх силовой оболочки, либо на обечайках, примотанных к силовой оболочке консольно (рисунок 2.4). Кроме того, один (рисунок 2.5) или несколько периферийных узлов крепления могут быть расположены на боковой поверхности корпуса [1].
1 - примотанная к силовой оболочке консольная обечайка корпуса;
Рисунок 2.4 - Способы выполнения узлов стыка на силовой оболочке
1 - корпус двигателя; 2 - ракетный отсек; 3 - периферийный
Рисунок 2.5 - Периферийный узел стыка корпуса
На рисунке 2.6 приведена схема крепления специального двигателя внутри ракетного отсека (например, двигателя управления по каналу крена). Длина узлов стыка определяется конструкцией ракеты. Корпус может стыковаться с ракетным отсеком (рисунок 2.7) и иметь короткий узел стыка либо выполнять его функции, если отсека нет. В этом случае смежные двигатели стыкуются непосредственно между собой (рисунок 2.8), а на корпусе выполняется удлиненный узел стыка (УУС) [1].
1 - нижний удлинённый узел стыка корпуса; 2 - узлы крепления
Рисунок 2.6 - Схема крепления специального двигателя
1 - укороченные узлы стыков корпусов двигателей верхней и нижней ступеней ракет; 2 - ракетный отсек Рисунок 2.7 - Схема стыковки двигателей через ракетный отсек
Рисунок 2.8 - Схема стыковки двигателей
Силовая оболочка корпуса может быть выполнена в виде кокона с центральным или периферийными отверстиями (рисунок 2.9) либо в виде цилиндрической или конической оболочки, имеющей разъёмное соединение с днищем (одним или двумя). При этом силовая оболочка корпуса может иметь несколько разъёмов на цилиндрической или конической части (рисунок 2.10). Днища корпуса могут быть неразъёмно соединены с концевыми частями такой оболочки. Необходимость разъёмов на оболочке определяют исходя из габаритных, массовых ограничений, возможностей транспортного, перегрузочного и формующего заряд оборудования (например, корпус РДТТ ТКК «Спейс Шаттл»).
1 - периферийное отверстие на корпусе с крышкой; 2 – верхнее
Рисунок 2.9 - Схема силовой оболочки корпуса
1 - верхнее днище корпуса; 2 - разъёмы на цилиндрической Рисунок 2.10 - Схема секционного корпуса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|