Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Твёрдотопливная ракета морского базирования РСМ-52




(«Тайфун»)

В 1974 г. под руководством Генерального конструктора академика АН СССР В.П. Макеева были начаты работы по созданию крупногабаритной МБР РСМ-52 стратегического назначения на твёрдом топливе для оснащения атомных подводных ракетоносцев («Тайфун») [10].

Достаточно высокий уровень достигнутых на первых твёрдотопливных ракетах характеристик топлив и РДТТ в целом, первый опыт их эксплуатации и высокая надёжность показали возможность применения твёрдотопливных ракет для вооружения подводных лодок. Это предопределило, наряду с развитием ракетных комплексов с ЖРД, разработку твёрдотопливного комплекса РСМ-52 [14].

Твёрдотопливная ракета БРПЛ РСМ-52 занимает особое место в отечественных разработках, так как по своим техническим решениям и характеристикам она существенно превзошла предшествующие ракеты. Её создание послужило толчком к расширению производственных и экспериментальных баз для отработки РДТТ, разработке новых высокоэнергетических топлив и эффективных композиционных материалов, завершению формирования современного научного и методического подхода к проектированию РДТТ.

Применение РДТТ в условиях БРПЛ требует более высокого энергетического потенциала маршевых двигателей по сравнению с двигателями ракет наземного базирования для выполнения одной и той же боевой задачи по дальности стрельбы и массе полезной нагрузки [31]. Это связано с ограничениями по габаритам ракеты, с повышенными требованиями к безопасности и надёжности, особенно в начальное время работы маршевого двигателя первой ступени, условиями старта ракеты из подводного положения.

К началу крупномасштабных по разработке топлив и зарядов для маршевых РДТТ БРПЛ комплекса «Тайфун»:

- имелся опыт создания топлив и зарядов к первым баллистическим ракетам на твёрдом топливе;

- существовала экспериментальная база для отработки и серийного производства РДТТ.

Из-за повышенных требований по надёжности первой ступени (запуск РДТТ вблизи носителя) было признано целесообразным использовать для заряда первой ступени топливо на основе БК, имевшего очень высокие механические характеристики. А на вторую ступень предусматривалось топливо с более высокими энергетическими характеристиками.

Научным руководителем работ по отработке зарядов по этой ракете был Н.А. Макаровец (в настоящее время Генеральный конструктор одного из ведущих оборонных предприятий России - ГНПП «Сплав», разрабатывающего современные системы залпового огня, которые являются вторым брэндом нашей страны в области вооружений после автомата Калашникова, Герой России).

На этом комплексе в ФНПЦ «АЛТАЙ» были отработаны маршевые заряды к первой и второй ступеням в корпусах типа «кокона» с
K v = 0,92 и 0,94 соответственно. Конструкции зарядов – моноблоки с каналом типа «многолучевая звезда». Конструкции таких зарядов просты, технологичны, не требуют больших трудозатрат на фазах «концевых» операций и обеспечивают приемлемые параметры эффективности двигателей.

Для существенного повышения энергетических характеристик маршевых РДТТ необходимы принципиально новые энергоёмкие компоненты. В ходе создания ракеты РСМ-52 проводилась параллельная отработка заряда второй ступени на топливе с гидридом алюминия, производственные мощности которого были созданы в г. Исфаре (Таджикистан) и г. Навои (Узбекистан) при активном участии ФНПЦ «АЛТАЙ». Научное руководство разработкой топлив с гидридом алюминия непосредственно осуществлял академик РАН, профессор
Г.В. Сакович [21].

В 1982 г. был завершён основной объём работ по отработке заряда к двигателю второй ступени на топливе с гидридом алюминия, выдано заключение о его допуске к этапу летных испытаний, но внедрение этого двигателя не состоялось, поскольку лётные испытания ракеты РСМ-52 к тому времени уже закончились.

В настоящее время топлива с гидридом алюминия обладают наиболее высокими энергетическими показателями из числа всех разработанных СРТТ в нашей стране и за рубежом [13].

Для ракетной системы старта были разработаны вкладные заряды. В этом комплексе также разработаны заряд торцевого горения, скреплённый с корпусом, к двигателю крена второй ступени и ряд зарядов к специальным ПАД и газогенераторам.

Завершение работ по БРПЛ РСМ-52 одновременно означало формирование современного научно-методического и технологического фундамента для создания и производства высокоэффективных зарядов РДТТ в СССР.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных