ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы управления производственными конфлюТомас и Килменн выделили основные стили поведения в фликте, позволяющие осуществлять диагностику поведения дей в ситуации конфликта [цит. по: 8, с. 526—527; 14, с. 380—383 конфронтация (соревнование) — стремление добиться удовле ворения своих интересов в ущерб интересам другой стороны (| основе собственной активности и индивидуальных действий); приспособление — принесение в жертву собственных интерес ради интересов другой стороны (на основе собственной пасс* ности и низкой меры удовлетворения своих интересов); уклонение (избегание) — отсутствие как стремления к корг рации, так и тенденции к достижению собственных целей; конкуренция — соревновательное взаимодействие, не ориеь рованное на обязательный ущерб для другой стороны; компромисс — метод взаимных уступок; сотрудничество — принятие решений, полностью удовлет ряющих интересам обеих сторон. Для лучшего понимания организации конструктивного вза модействия в конфликте необходимо знать основные закономерн сти как противоборства, так и сотрудничества, чтобы не одно с другим [15, с. 152—172]. Прежде всего рассмотрим основны ведения противоборст Закономерности противоборства: закон диалектического противоречия — развитие осуществляв ся в форме возникновения, развертывания и разрешения прс воречия; закон динамического равновесия — вследствие противоречия ус навливается оптимальное функционирование социальных систем закон соразмеренности — каждый вступающий в процесс тивоборства должен соразмерять свои силы и возможности. Принципы противоборства: принцип свободы действий — свободная сфера действий у < ной из сторон дает ей больший шанс на успех; принцип ограничения свободы действий — активность по с! жению возможностей свободы действия для другой стороны; принцип использования ресурсов противника в своих ДО (пример: подъем японской экономики «на спинах» своих быв! противников — американцев; другой пример — развал Россий| же собственными силами); принцип осведомленности о противнике в противоборст ним (способы — шпионаж, разведка и т.д.); принцип предвосхищения действий противника (на осН| осведомленности); принцип решающего момента — выигрывает тот, кто свои действия в нужный момент; принцип дезорганизации действий противника — один из основных принципов; принцип замещения — возможность замены руководителя в критический момент (предполагается подготовка такой «замены»); __ принцип потенциализации — заранее продуманная система демонстрации возможных действий, которые, однако, предусмотрено не осуществлять (т. е. «запугивание» противника). Теперь назовем методы и условия ведения противоборства: Общие методы противоборства: метод преднамеренных потерь (пожертвовать небольшим для достижения главной цели); метод неожиданного действия; метод введения в заблуждение; метод информационного упреждения (иногда для победы выгодно, чтобы противник знал о ваших намерениях, например, из моральных соображений: «честную» борьбу вести приятнее); метод заманивания в ловушку; метод камуфляжа (например, многие негодяи «прикидываются» благородными); метод слабого звена (стремление найти «ахиллесову пяту» у противника); метод расчленения («разделяй и властвуй»); метод угроз; метод «стрелки весов» (известный пример: высказывание вице-президента США Гарри Трумэна: «Мы будем помогать Германии, если побеждает СССР, но если "стрелка часов" качнется в пользу Германии — помогать СССР», и, таким образом, «пусть убивают друг друга как можно больше». Кстати, Г.Трумэн стал после Ф. Рузвельта 33-м президентом США, это именно он отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, в 1949 г. создал НАТО, очень не любил компартию и преследовал ее в США.). Методы наступления: метод концентрации сил (на главных направлениях); метод «ахиллесовой пяты» (бить по самым слабым местам противника); метод свершившегося факта (главное — опережение, например, опередить соперника на рынке); метод опережающего удара; метод внезапного удара (в самый неподходящий момент для "Ротивника); метод «проволочек», уклонения от решающий действий; ИзбМет°Д провокаций (цель — спровоцировать противника на не-На ежные «ответные» ходы и, таким образом, взять инициативу и ать контролировать ситуацию). •; Методы обороны: метод «отсеков» (разбивать свои ресурсы на части аналоге «отсекам» корабля на случай аварии); метод «бумеранга» (обратить удары противника против не самого). К методам перехода к сотрудничеству относятся: Социально-психологические правила ослабления или прекращен противоборства: правило активного отношения (активность проявляет та стор на, от которой реально зависит прекращение противоборства);* правило исключения «ложных образов» противоборства (р рушение «образа врага»); правило ассимиляции отрицательных эмоций (снятие напр женности в переговорах — очень тонкое дело); правило смыслового ограничения (не переходить на личн| ста); правило исключения альтернативы «победитель —побежде! ный» (никто не хочет быть побежденным. Пример: Россия — р| ально побежденная страна, но все делают вид, что «стало лучше»). Методы ослабления и прекращения противоборства: метод альтернативного разделения («перемещение» представ телей противоборствующих сторон по своему усмотрению, разЦ шается образование новых групп, союзов и т. п.); метод соучастия (через диалог); метод сближения (меньше говорить о том, что разъединяе больше — о том, что сближает); метод символических жестов; метод «ассимиляции» (взаимопроникновение друг в друга);| метод обращения к прошлому опыту (ко времени, когда «В было хорошо» в отношениях); метод провоцирования на добро (когда «приятно делать до? друг другу»); метод общего врага (объединяет бывших соперников); метод бойкота (инициатором вступает третья сторона, за* тересованная в прекращении противоборства; найти такую с| рону); метод «уравновешивания» (установить равновесие сил); метод отвлечения (переключение на другие объекты, котор| не вызывали споров); метод психологической паузы; метод взаимовыгодных вариантов; метод «фрагментации» (проблема расчленяется на состав щие, каждая из которых решается по очереди); метод посредничества (с помощью авторитетного для ос сторон «третейского судьи»); метод остракизма (изгоняются все, кто мешает сотрудничеству); метод исключаемой демонстрации (стремление к объективной оценке одних и тех же действий и поступков);' метод исключения «потери лица» (никто не должен чувствовать себя проигравшим). Теперь рассмотрим варианты управления конфликтом. Основные структурные методы разрешения конфликта [8, с. 524— 526]: . разъяснение требований к работе (каждому конкретному сотруднику); . координационные и интеграционные механизмы (например «цепь команд»; смысл — установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие работников); . общеорганизационные комплексные цели, требующие объединения усилий нескольких работников (цель — направить усилия персонала на достижение общей цели и, таким образом, повысить степень сплоченности); . структура системных вознаграждений — через влияние на поведение людей с целью предотвращения дисфункциональных последствий (например, если вознаграждать соответствующие отделы организации только за увеличение количества продукции, то это вступает в противоречие с ролью других отделов, отвечающих за качество, и общая прибыль фирмы уменьшается; таким образом, важны комплексный подход, ориентация на общий результат и вознаграждение в зависимости от вклада каждого подразделения). Основные стратегии управления конфликтом [90, с. 54—57]. Стратегия предотвращения конфликтов. В соответствии с ней необходимо: устранить реальный предмет конфликта; привлечь в качестве арбитра независимое незаинтересованное лицо и с готовностью подчиниться его решению; сделать так, чтобы одна из конфликтующих сторон отказалась от предмета конфликта в пользу Другой. Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам, находящимся в необратимо деструктивной фор-Ме, и к беспредметным конфликтам. В соответствии с ней следует: Целенаправленно и последовательно сократить количество конф-•"иктующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения потенциально конфликтных друг Другу людей; создавать и непрерывно поддерживать условия, °торые затрудняют или препятствуют возникновению конфлик-ых взаимоотношений (например, развести конфликтующих по зньщ участкам работы или по разным сменам). Коъл?Ратегии отсР°чки (временные меры, помогающие ослабить Ни?Ликт Д° момента, когда созреют условия для его разреше- >• Главное в данной стратегии — изменить отношение одного
из конфликтующих к другому (по принципу «Раз силы стали н^ равными, то конфликтовать бесполезно...»). В соответствии с: стратегией часто бывает необходимо изменить силу одного обоих конфликтующих в воображении противоположной ны; уменьшить или увеличить роль и место одного из конфли* ющих в воображении другого; изменить представление конфлр тующего о самой конфликтной ситуации (об условиях конфлвд! та, взаимоотношениях людей и т.п.); изменить значимость рактер, форму) объекта конфликта в воображении конфликт щих и тем самым сделать его менее опасным (снизить или повь сить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его ее ветственно ненужным или недостижимым). Основные принципы разрешения конфликта: принцип понимания — осознание реальной проблемы, соотн| шения сил в конфликте, предмета конфликта, знание потещ ально конфликтных личностей, хорошая ориентация в потещ. альных условиях возникновения конфликтов и фазах развит конфликта; принцип предвидения — прогнозирование потенциальных кого] ликтов между сотрудниками, группировками и своевременн подготовка к ним. Опишем основные тактики разрешения конфликта. Общие рекомендации — при возникновении напряжения мея партнерами следует проявлять: внимание к собеседнику; добр желательность, дружелюбие, расположенность, уважительное ношение; естественность; терпимость к его слабостям; сочувс к нему, участие; выдержку, самоконтроль; спокойный тон; лак ничность, немногословность (строить фразы так, чтобы они зывали нейтральную или позитивную реакцию собеседника); стоянно поддерживать обратную связь с собеседником (с по* щью вербальных и невербальных средств); чуть затягивать темп беседы, если собеседник излишне взволнован и слишк! быстро говорит; следить за собеседником внимательно, при пи вой возможности установить с ним контакт и стремиться не рять его; стараться смотреть собеседнику в глаза (но не фикс» вать взгляд более 10 секунд), следить за изменениями его ли! рук, позы; пытаться мысленно встать на место партнера и нять, какие события привели его в это состояние; попытат почувствовать: «А каково было бы мне в этом состоянии?». На первой фазе беседы надо доброжелательно поприветст вать собеседника, дать ему выговориться и слушать молча. Не г таться перекричать, перебивать собеседника, а внимательно с шать. Можно показать мимически, двигательными средствами (1 слов), что вы заметили его состояние; уменьшить социальную^ станцию с собеседником (улыбнуться, резко приблизиться, заться лицом к лицу, коснуться, наклониться). На второй фазе беседы нужно доброжелательно поприветствовать собеседника (если беседа проходит без первой фазы); отвлечь ди переключить внимание собеседника с конфликтной темы (на-прИмер, предложить закурить, высказать комплимент, спросить о чем-либо); предложить сесть (причем садиться по возможности под острым углом к собеседнику на расстоянии не более 0,5 метра); сказать о своем самочувствии, состоянии, которые вызвали у вас слова собеседника, если его статус выше и позиция сильнее, чем у вас; спросить о состоянии, самочувствии собеседника, если его статус ниже и позиция слабее, чем у вас; обратиться к фактам; признать свою вину, если она есть; признать правоту собеседника в тех пунктах, где он несомненно прав; дать понять собеседнику, что вы понимаете, насколько важен вопрос, о котором он говорит; показать собеседнику свою заинтересованность в решении его проблемы; подчеркнуть общность интересов, целей, задач с собеседником; разделить с ним ответственность за решение проблемы; подчеркнуть свое доверие к собеседнику; подчеркнуть лучшие качества партнера, которые помогут ему самому справиться со своим состоянием; подчеркнуть значимость партнера, его место, роль в группе, его сильные стороны, хорошее отношение к нему со стороны значимых людей; попросить у собеседника совет, как вам поступить, чтобы помочь решить его проблему; спросить у собеседника, как он сам собирается решать свою проблему; обещать поддержку, если это не противоречит вашим принципам и интересам общего дела; если есть возможность, решать вопрос сразу или пообещать это сделать в кратчайший срок. Существует и специальные оперативные приемы разрешения конфликта. Для этого важно знать об «уязвимых местах» собеседника и всегда давать ему возможность сохранить «свое лицо»: можно повторить самые неразумные слова собеседника «как бы с недоумением» (типа того, что он, наверное, «просто ошибся» или вы сами его «не поняли»); тактично показать, что собеседник излишне резок (через сухое, холодное, формальное обращение, увеличение психологической дистанции, через подчеркнутую «вежливость»); сделать комплимент агрессору (по принципу «доброта с красотой вместе спасут мир»); свести проблему к юмористической или даже гротескно-сатирической стороне (и по возможности вместе посмеяться над «недоразумением»); проявить по отношению к партнеру более сильную агрессию, чем продемонстрировал он вам (естественно, если у вас есть для этого «таланты»); Казать собеседнику о негативных сторонах и последствиях конф-ктной ситуации лично для него (как бы «отрезвить» его); покати Ь' ЧТ° Удовлетв°Рение ег° требований может привести к нега-(ИВНЫМ последствиям для людей, мнением которых он дорожит и которых опасается), и эти люди могут порвать с ним отно-
В ходе урегулирования конфликта возможен вариант провед ния беседы в режиме спора и дискуссии, поэтому полезно зобраться, в чем их специфика и в чем их возможности и огра* чения в плане разрешения конфликта. Дискуссия — обсужден какого-либо вопроса на собрании, в печати. Спор — состязание! котором каждая сторона отстаивает свое мнение о предмете спов [см. 15, с. 173]. Традиционно выделяются следующие основные виды спора [т же, с. 175]: одна из сторон обладает действительно правильным знание Разрешение спора сводится к доказательству своей правоты; тот, кто обладает правильной информацией, т. е. заранее зна что победит, все-таки вступает в спор...О таком споре в наро| говорят: «Спорят двое, один из них подлый, другой — глупый^ обе стороны имеют достоверные, идентичные знания и мог это доказать. Спор часто возникает из-за взаимного непонии ния, т. е. спорят об одном и том же. Парадоксально, но это самв сложные и длительные споры; ни одна из сторон не обладает достоверной информацией. Спо| также бывают длительными и бурными. Часто обе стороны быв ют недовольны, так как выясняется их некомпетентность в суждаемой проблеме. Классификация споров по целям [там же, с. 176—177]: аподиктический спор — нахождение правильного ответа, в зультате получается новое знание (пример: спор А. Эйнштейна Н. Бором по проблемам развития физики, в немалой степени об гативший науку); эвристический спор — каждая сторона достигает своих целе| не обманывая другую сторону. Основные методы: рассуждения доказательства; софистический спор — достичь своих личных целей, не счита с целями другой стороны. Часто используются различные «уловк и некорректные способы (о них уже говорилось выше). Для организации конструктивного обсуждения [7, с. 9—12] це сообразно воспользоваться следующими рекомендациями. Т| конструктивному обсуждению способствуют: предварительная работа над проблемой (подготовка к спб или дискуссии); анализ интересов сторон; выделение взаимоприемлемых критериев оценки эффектив сти обсуждаемых вопросов; выработка совместной концепции подхода к обсуждаемой ] блеме; если возможно, составление каждой из сторон текстов с зисным изложением своих позиций; анализ вопросов, по которым наметились разногласия; заблаговременное определение позиций для возможных уступок в споре; организация самой процедуры обсуждения, исключающей «уловки» и некорректные способы ведения переговоров. /Три выдвижении аргументов нужно помнить следующие правила логики: формулировки должны быть четкими, определенными и понятными; обсуждаемые положения не должны подменяться по ходу обсуждения другими положениями (по принципу «Сначала — за здравие, потом — за упокой»); опровержение должно осуществляться независимо от аргументов, так как неправильность аргументов еще не свидетельствует о ложности тезиса; опровержение через доказательство несостоятельности главной идеи — это опровержение тезиса; опровержение через показ несостоятельности доводов — это опровержение аргументов; опровержение через показ неправильности связи аргументов и тезиса — опровержение демонстрации; аргументы должны быть достоверными и достаточными для доказательства своей позиции. Обсуждение станет более активным, если: ярче продемонстрировать актуальность проблем для всех участников; сделать приоритетными убедительные аргументы; использовать метод «условного принятия довода оппонента («Допустим, что вы правы...»); использовать прием «гипотетического обсуждения» («предположим, что ваша точка зрения правильная»); оттягивать возражения (это помогает лучше узнать позицию и Доводы оппонента); поощрять активность оппонента с помощью уточняющих вопросов («а как бы вы это сделали?»). Для того чтобы нейтрализовать «уловки» и ошибки в аргументации, целесообразно: открыто обсудить с оппонентом некорректные приемы веде-ния переговоров; стремиться раскрыть суть уловок (а для этого их надо знать); тактично объяснить характер ошибочных умозаключений (если ти ошибки носят непреднамеренный характер); если оппонент «злостно» использует свои уловки, то нейтра- зовать их с помощью своих уловок (по принципу «на любую лу всегда найдется еще большая сила», правда, если она дей- 1 Стельно найдется); Ме^сп°льзовать прием «возвратного удара» (использование аргу- т°в оппонента против него самого); разоблачать уловки (лучше с помощью яркого примера, по» зывающего нежелательные последствия этой уловки для того, ее использовал); использовать «метод обличения» (открыто заявить о намере ном характере уловки оппонента); логическими методами принудить оппонента признать свою ] правоту (это как бы основной метод); если уловки связаны с искажением смысла, то попросить понента «уточнить свои высказывания»; если используются уловки, направленные на дискредитаг вашей личности, то следует перевести обсуждение на проблел не поддаваться на провокации (например, не стремиться «опр дываться»); не стремиться высказывать сразу все имеющиеся аргумент не стремиться к тому, чтобы непременно «загнать оппоне? угол»; предусмотреть несколько этапов обсуждения данной пробле^ (если проблема действительно сложная), поскольку некотор мысли и идеи еще должны созреть. Возможные исходы спора [15, с. 183—184]: 1) спор ни к чему не привел; 2) сопротивление сторон в конце спора уменьшилось (пс 3) один из спорящих согласился с мнением оппонента; 4) обе стороны выиграли от спора, прояснили некоторые ев 5) проблема спора не решена, но обе стороны оказалис| В целом выделяются следующие основные подходы по осущес лению вмешательств в конфликтные ситуации [6, с. 183]: экспертный метод, направленный на решение конкретной 1 блемы уже сформировавшейся организации; процедурный метод, где консультант вместе с самим клиег управляет процессом изменений в организации посредством зания достижимых процедур и их конкретного места; консультационный подход — это, прежде всего, обучение ента (заказчика). Этот подход развивает интуицию клиента, способность понимать и решать свои проблемы. При реализаа консультационного подхода психологу особенно важно пр< монстрировать свою независимость и беспристрастность. В. работы с противоборствующими сторонами важно структур* вать их взаимоотношения, а также обеспечить равное вл*"* сторон на процесс разрешения конфликта. Важную роль рассмотрение так называемых «безысходных ситуаций», ходе их детализации и анализа вырабатываются конкретные К0мендации по преодолению конфликта в целом [там же, с. 178— 214]. Реально консультационный подход включает в себя элементы самых разнообразных консультационных, процедурных, эксперт-ных и даже психотерапевтических технологий. Это лишний раз свидетельствует о том, что в современной психологии действуют интегративные тенденции — происходит взаимообогащение разных подходов и направлений. Происходит даже переориентация с технологии (психотехнологии) на саму цель (задачу, смысл) психологической помощи, в том числе и в тех случаях, когда дело касается урегулирования конфликтов и решения проблем в условиях производства. Вопросы для самопроверки 1. В чем главная сложность исследования функциональных состояний работника? 2. Каким образом связана проблема стресса (дистресса) с про 3. Что общего в понимании и в механизмах профессионального 4. Каковы основные правила остановки «болтливого собесед 5. Чем характеризуется «конфликтная личность бесконфликт 6. Что значит «управлять конфликтом»? 7. Назовите основные неконструктивные способы («уловки») 8. Обозначьте основные условия перехода от конфликта к со Рекомендуемая литература Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. — Новосибирск, ,• •^ Дольник В. Р. Непослушное дитя природы: Беседы о человеке в компании псиц и зверей. — М., 1994. 3- Кабаченко Т. С. Психология управления: В 2 ч. — М., 1997. ЛвоноваА.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная : СовРеменное состояние и перспективы: Хрестоматия. — М.,
О. Я., Щуркова Н. Е. Конфликтологический этюд для учи-; оогя 1у1астенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие нмнизации. — М., 1996.
7. Мельник И. Уловки споров. — М., 1991. 8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента. — 9. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / П<|
10. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявц 11. РолзД. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995. 12. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной де 13. Селье Г. Стресс без дистресса. — Рига, 1992. 14. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Ба 15. Фролов С. Ф. Социология: сотрудничество и конфликты: Учеб. ш| 16. Хрестоматия по инженерной психологии/ Под ред. Б.А.Душкова.- М., 1991. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|