Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ




Эссе (essay, англ. очерк, попытка, проба) представляет собой сжатое изложение какого-либо вопроса, отражающее индивидуальную позицию автора.

Выполнение данного вида работы требует от студентов умения анализировать материал, размышлять на заданные темы и в краткой форме излагать свои мысли. В эссе студенту необходимо изложить собственное отношение к рассматриваемой проблеме.

Цели эссе:

1. Развитие навыков самостоятельного мышления при анализе литературы.

2. Выработка навыков аргументирования.

3. Обучение краткости и последовательности изложения своих мыслей.

Критерии оценки эссе:

Ø соответствие содержания теме;

Ø обоснованность, чёткость, лаконичность;

Ø самостоятельность выполнения работы (наличие индивидуальной позиции автора);

Ø соответствие требованиям к оформлению.

Предлагаемый порядок работы:

1. Найти 3-5 источников по теме эссе (в библиотеках, Internet).

2. Прочитать и обобщить изученный материал.

3. Выбрать наиболее важные с вашей точки зрения моменты и составить набросок эссе (общие положения, цитаты, схемы и пр.).

4. Оценить, соответствует ли ваш предварительный вариант теме эссе.

5. Сформулировать те положения, которые отражают ваш индивидуальный подход (представить «изюминку» работы).

6. Проконсультироваться при необходимости с преподавателем.

7. Оформить работу и сдать ее.

Рекомендации по структуре эссе:

Любая письменная работа, в том числе эссе, содержит минимум три части:

Введение, в котором в зависимости от темы раскрывается актуальность работы или кратко перечисляются основные моменты, формулируется цель написания работы. Объем введения для эссе составляет 3-5 предложений.

Основная часть, в которой непосредственно раскрывается заданная тема. При написании текста эссе следует выражать свои мысли кратко, лаконично, логично. Одно предложение должно содержать не более одного нового блока информации. Желательно, чтобы в одном абзаце обсуждалась или рассматривалась одна тема. Следует избегать длинных предложений, неизвестных слов и понятий. Необходимо обращать внимание на соединительные слова, которые помогают облегчить понимание информации, придают вашей работе слитность и законченность (примерами таких слов могут служить: в дополнение, кроме того, также, помимо этого, более того, другими словами, примером этого, однако, напротив, тем не менее и др.).

Использование графического материала, табличных данных, диаграмм должно быть согласовано с преподавателем и отвечать теме эссе. За излишнее количество информации оценка может быть снижена.

Цитирование в эссе не запрещается. Объем цитаты не должен превышать двух предложений. ССЫЛКА НА ПЕРВОИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!

Заключение, в котором подводится итог проделанной работе. Объем заключения составляет 3-4 предложения и может содержать слова: в заключение, таким образом, следовательно, значит, по этой причине, в результате, как показано выше и др.

Хорошо написанные эссе должны читаться легко и свободно. Авторы выполненных по всем правилам письменных работ выражают свои мысли и знания четко и понятно, что позволяет преподавателю прочитывать их без затруднений. Избегайте вычурных, витиеватых выражений и предложений. Цель эссе – передать, как вы понимаете концепции предмета, а не показать преподавателю, как длинно вы можете писать или что вы умеете переписывать из первоисточника. Внимательно читайте тему эссе. Если сомневаетесь в ее понимании, спросите преподавателя, т.к. вы можете блестяще ответить на вопрос, который поставлен в задании, но оценка будет снижена за отклонение от темы. Ваши выводы должны быть объективны и аналитичны. Хорошая письменная работа представляет собой синтез теории, практики и здравого смысла. Она имеет продуманную, четкую структуру.

Прежде чем сдавать эссе на проверку, ответьте на следующие вопросы:

• соответствует ли моя работа теме (отвечает ли она на поставленный вопрос)?

• использованы ли мной концепции курса…?

• соответствует ли оформление моей работы предъявляемым требованиям?

ТЕМЫ ЭССЕ

Предлагаемые для самостоятельного углубленного изучения темы эссе сгруппированы в 3 блока: «Отношения между полами в культурно-историческом аспекте», «Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в психоанализе и аналитической психологии», «Феминистские концепции в психологии». К каждому тематическому блоку предлагается ориентировочный список литературы.

I. Отношения между полами в культурно-историческом аспекте

1. Единство мужского и женского в восточных традициях: Инь-Ян, Пракрити-Пуруша, Шива-Шакти.

2. Мужское и женское в западной дохристианской традиции. Древнегреческие мистерии.

3. Трансформация взглядов на материнство.

4. Возникновение и становление патриархатных отношений. Место женщины в системе патриархатных отношенией.

5. Матриархат. Изменение понятия матриархата в современной социальной антропологии.

6. Культ материнства. Образ Великой Богини-Матери.

7. Э. Фромм и его толкование мифа о царе Эдипе как отражения конфликта между патриархальным и матриархальным укладами.

8. «Стиль партнерства» и «стиль владычества» (Р. Айслер, Дж. Кемпбелл).

9. Исследования M. Мид по изучению социальных ролей в первобытных обществах. Современные научные взгляды на полоролевые отношения в первобытном обществе.

10. Античные философы о месте женщины в обществе.

11. Женщина в Средние века. Рыцарство и его отношение к женщине.

12. Женщина в культуре эпохи Возрождения и Реформации.

13. Протестантские концепции отношения к женщине. M. Лютер, Ж.Кальвин.

14. Философия французского Просвещения о равноправии женщин с мужчинами. Ф. Вольтер, Д. Дидро. Ж.-Ж. Руссо.

15. Образ женщины в работах российских философов 19-20 вв. (В. Соловьев, С. Булгаков, Н. Бердяев). Своеобразие подхода к дифференциации полов в российской философии.

16. Мужчина и женщина в эпоху капитализма (Западная Европа, США, Россия).

17. Изменение положения женщин в странах Западной Европы и США после Первой мировой войны.

18. Революция в России: вовлечение женщин в общественное производство.

19. Особенности гендерных отношений в современном российском обществе.

Список литературы к темам 1-19

1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека: Пособие. — М., 2001. — 80 с.

2. Айслер Р. Чаша и клинок. — М., 1993.

3. Грейвс Р. Белая Богиня. — СПб., 2000. — 382 с.

4. Кемпбелл Дж. Мифический образ. — М., 2002. — 683 с.

5. Кэбот Л. Сила Ведьм. — М., 1995. — 304 с.

6. Маккена Т. Пища богов. — М., 1995. — 379 с.

7. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988. — 429 с.

8. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — С. 68-86.

9. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М., 1998. — 464 с.

10. Репина Л.П. Гендер в истории: Проблематика и методология исследований // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — С. 262-271.

11. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о "политической экономии" пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 89-139.

12. Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. — 2002. — № 11. — С. 4-15.

13. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. — СПб., 1998. — 384 с.

14. Фромм Э. Забытый язык. — Ангарск, 1994. — 161 с.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447с.

II. Проблема пола и взаимоотношений мужчин и женщин в психоанализе и аналитической психологии

20. Сущность пола и биологический фундаментализм З. Фрейда.

21. Идеи традиционного фрейдизма: бисексуальности, эдипова комплекса и комплекса кастрации как основные этапы процесса половой идентификации.

22. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда.

23. Пассивность, мазохизм и нарциссизм как отличительные черты женской психологии в классическом психоанализе.

24. Анализ межполовых отношений в индивидуальной психологии А.Адлера.

25. Иерархия половых ролей и мужское доминирование в обществе.

26. «Мужской протест» женщин.

27. Особенности социализации мальчиков и девочек. Проблемы равенства в браке.

28. Концепция К. Хорни как новый психоаналитический взгляд на различия между мужчинами и женщинами в свете социокультурных влияний.

29. Э. Эриксон и его гипотеза о формировании идентичности в течение всей жизни под влиянием культурно-социальной среды.

30. М. Кляйн и психоанализ раннего развития ребенка.

31. Д. Винникотт и его концепция присутствия женского и мужского начала как в мужчинах, так и в женщинах.

32. Отношения между мужчинами и женщинами с точки зрения Э. Фромма.

33. Структурный психоанализ Ж. Лакана и его интерпретация сексуальности.

34. Проблема пола в аналитической психологии К.Г. Юнга.

Список литературы к темам 20-34

1. Адлер А. Наука жить. — Киев, 1997. — 288 с.

2. Булавина Т. Женщины-психологи о женской психологии // Гендерные исследования. — Харьков: ХЦГИ, 2000. — № 5. — С.225-240.

3. Винникотт Д. Игра и Реальность. — М., 2002. — 288 с.

4. Лакан Ж. Семинары. Кн. 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953-1954) / В ред. Ж.-А. Миллера. — М., 1998. — 432 с.

5. Лакан Ж. Семинары. Кн. 2. «Я» в теории Фрейда по технике психоанализа (1954-1955) / В ред. Ж.-А. Миллера. — М., 1999. — 520 с.

6. Лакан Ж. Функции и поле речи и языка в психоанализе. Доклад на Римском Конгрессе, читанный в Институте психологии Римского Университета 26 и 27 сентября 1953 года. — М., 1995. — 101 с.

7. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. — СПб., 1997. — 96 с.

8. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры в клиническом процессе. — М., 1998. — 480с.

9. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн. — М., 2001. — 512 с.

10. Робертсон Р. Введение в психологию Юнга. — Ростов-н/Д, 1999. —320 с.

11. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998. — 528 с.

12. Фрейд З. Три статьи по психологии сексуальности // Фрейд З. Основной инстинкт. — М., 1997. — С. 15-127.

13. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. — М., 1989. — 456 с.

14. Фромм Э. Мужчина и женщина. — М., 1998. — 512 с.

15. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1994. — 447 с.

16. Фромм Э. Забытый язык. — Ангарск, 1994. — 161 с.

17. Фромм Э. Искусство любви: исследование природы любви. — М.,1990. — 62 с.

18. Хорни К. Психология женщины // Хорни К. Наши внутренние конфликты. — М., 2000. — С. 256-555.

19. Человек и его символы / К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Дж.Л. Хендерсон и др. — М., 1997. — 368 с.

20. Эстесс К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. — К., 2000. — 496 с.

21. Юнг К.Г. Об архетипе и особенно о понятии Анима // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998. — С. 99-121.

22. Юнг К.Г. Психологический аспект фигуры Коры // Юнг К.Г. Бог и бессознательное. — М., 1998. — С. 200-226.

III. Феминистские концепции в психологии

35. Психоаналитическая ориентация в феминизме: парадигма уникальности женской психологии.

36. Критика психоанализа Фрейда феминистскими авторами (Симона де Бовуар, Дж. Митчелл, Д. Диннерстайн, Бетти Фридан, Кейт Миллет, Глория Стайнем).

37. Изучение Кэрол Гиллиган подхода к моральным и этическим проблемам у мужчин и женщин.

38. Дороти Диннерстайн о характере сепарационного конфликта у мужчин.

39. Семья в исследованиях Нэнси Ходоров.

40. Гейл Рубин и ее критика концепций Фрейда и Лакана (брак как обмен женщинами).

41. Постмодернистские тенденции в феминизме. Анализ Дж. Батлер концепций Фрейда, Лакана, Ривьер: маскарад гендерных идентификаций.

Список литературы к темам 35-41

1. Батлер Дж. Гендерное беспокойство //Антология гендерной теории. — Минск, 2000. — С. 280-296.

2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб., 2002. — 320 с.

3. Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин // Этическая мысль: Научн.-публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А.А.Гусейнова. — М., 1992. — С. 352-371.

4. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов: Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 166-186.

5. Де Бовуар С. Второй пол: Пер. с франц. — М., СПб., 1997. — Т. 1, 2.

6. Клецина И.С. Развитие гендерных исследований в психологии на Западе // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. — Минск, 2001 — № 3. — С. 18-21.

7. Крэйн У. Теории развития. Секреты формирования личности. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 512 с.

8. Лоббер Дж., Фаррелл С. Принципы гендерного конструирования // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 187-192.

9. Рубин Г. Обмен женщинами. Заметки о «политической экономии» пола // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е.Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 89-139.

10. Ходоров Н. Психодинамика семьи // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 140-165.

11. Уилбер К. Око Духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира. — М., 2002. — 476 с.

12. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. — СПб., 2000. — С. 193-219.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных