![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современное состояние гендерной психологии в России и за рубежомЦель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления гендерной психологии в России и за рубежом. Ключевые понятия: исторические предпосылки, этапы развития, предмет, задачи, разделы, методология и методы гендерной психологии. Вопросы для обсуждения: 1. Этапы развития гендерной психологии за рубежом. 2. Этапы становления гендерной психологии в России. 3. Основные направления, предмет, задачи и разделы современной гендерной психологии. 4. Методологические основы и методы гендерной психологии. & Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 9-55. Список источников: 1. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. Глава 33. С. 444-466. 2. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — 408 с. 3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 2. Пол и гендер Цель занятия: проанализировать специфические особенности понятий пол и гендер, половой диморфизм, обсудить структуру пола, особенности гендерной демографии. Ключевые понятия: пол, биологический пол, половой диморфизм, психологический пол, пол и гендер, гендерная демография, пропорции полов в обществе. Вопросы для обсуждения: 1. Пол как системное качество человека. Биологический пол, его структура. 2. Половой диморфизм. 3. Гендерная демография. & Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 60 - 124. Список источников: 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии). 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с. 3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 3. Гендерная социализация Цель занятия: проанализировать понятие и сущность гендерной социализации и ее механизмов, обсудить роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей. Ключевые понятия: гендерная социализация, дифференциальное усиление, дифференциальное подражание, гендерные стереотипы, гендерные роли, стереотипные образы мужчин и женщин. Вопросы для обсуждения: 1. Гендерная социализация и ее механизмы: «дифференциальное усиление» и «дифференциальное подражание». 2. Роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей. 3. Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах. 4. Закономерности и механизмы изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов. & Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. Список источников: 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии). 2. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. 3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 4. Гендерная идентичность Цель занятия: проанализировать феномен гендерной идентичности, теории, описывающие источники ее возникновения, структуру и типы. Ключевые понятия: гендерные нормы, гендерная идентичность, теории половой идентификации (теория социального научения, теория половой типизации, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы, теория социальных ролей), структура гендерной идентичности, типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный, андрогинное воспитание. Вопросы для обсуждения: 1. Гендерная идентичность и ее составляющие. 2. Теории гендерной идентификации. 3. Типы гендерной идентичности (С.Бем, Дж.Спенс). 4. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений. & Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. Список источников: 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии). 2. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с. Тема 5. Гендерные различия Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные эмпирические факты относительно гендерных различий в когнитивной, аффективной, рефлексивной и коммуникативной сферах, их причины, социальную оценку и динамику. Ключевые понятия: гендерные различия, различия в когнитивной, аффективной, коммуникативной, рефлексивной сферах, феномен «избегания успеха», причины гендерных различий, их социальная оценка и динамика. Вопросы для обсуждения: 1. Гендерные различия в когнитивной сфере. 2. Гендерные различия в аффективной сфере. 3. Гендерные различия в потребностно-мотивационной сфере и рефлексивной сферах личности. 4. Гендерные различия в коммуникативной сфере. 5. Влияние гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможность их самореализации. & Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 127-238. Список источников: 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии). 2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с. 3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с. Тема 6. Гендерные отношения Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные закономерности и механизмы развития гендерных отношений. Ключевые понятия: отношения, гендерные отношения, гендерные группы, межгрупповое взаимодействие, межличностное взаимодействие, самоотношение. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие гендерных отношений 2. Гендерные отношения в системе «группа-общество». 3. Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия. 4. Гендерные отношения в системе межгличностного взаимодействия.
& Список литературы Базовый учебник: Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 276-333. Список источников: 1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии). 2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. 3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. 4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Презентация личного гендерного образа Цель: закрепление представлений о социально-психологическом содержании понятия «гендер». Формы работы: методы активного социально-психологического обучения: презентация, дискуссия, групповое обсуждение, ролевая игра. Результат: презентация личного гендерного образа. Список литературы: · Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001. · Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003. Занятие 2. Изучение механизмов гендерной социализации Цель: осознание особенностей гендерной социализации, роли семьи и СМИ в формировании и поддержании гендера. Формы работы: групповое обсуждение, анализ случаев из практики, анализ видеороликов. Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов. Список литературы: · Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. – Харьков, 1998. №1. · Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб., 1998. · Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. Занятие 3. Изучение гендерных установок Цель: знакомство со способами исследования гендерных установок в ситуациях, связанных с карьерным ростом сотрудников разного пола. Формы работы: опросная и проективная диагностика, деловые игры, анализ ситуаций, групповая дискуссия. Результат: составление письменного отчета по результатам диагностики. Список литературы:
· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. · Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М., 2001. С. 9-74. Занятие 4. Исследование гендерных стереотипов Цель: осознание источников и механизмов происхождения гендерных стереотипов и их влияния на поведение человека. Формы работы: диагностика, мозговой штурм, дискуссия, групповая рефлексия. Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов. Список литературы: · Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. С. 9-74. · Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. С. 119-131. · Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. Занятие 5. Гендерный подход в построении имиджа руководителя Цель: отработка навыков применения гендерной методологии в практической работе психолога. Формы работы: фокус-группа, дискуссия, анализ видеороликов, групповая рефлексия. Результат: письменный отчет по результатам проведенного анализа. Список литературы: · Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. – Оренбург, 2000. · Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спец.семинару. – М.: Прометей, 1996. · Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — С. 119-131. · Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003. Чирикова А. Женщина во главе фирмы. — М., 1998. — 357 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|