Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современное состояние гендерной психологии в России и за рубежом




Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления гендерной психологии в России и за рубежом.

Ключевые понятия: исторические предпосылки, этапы развития, предмет, задачи, разделы, методология и методы гендерной психологии.

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы развития гендерной психологии за рубежом.

2. Этапы становления гендерной психологии в России.

3. Основные направления, предмет, задачи и разделы современной гендерной психологии.

4. Методологические основы и методы гендерной психологии.

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 9-55.

Список источников:

1. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. Глава 33. С. 444-466.

2. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — 408 с.

3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

 

Тема 2. Пол и гендер

Цель занятия: проанализировать специфические особенности понятий пол и гендер, половой диморфизм, обсудить структуру пола, особенности гендерной демографии.

Ключевые понятия: пол, биологический пол, половой диморфизм, психологический пол, пол и гендер, гендерная демография, пропорции полов в обществе.

Вопросы для обсуждения:

1. Пол как системное качество человека. Биологический пол, его структура.

2. Половой диморфизм.

3. Гендерная демография.

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 60 - 124.

Список источников:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.

3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

 

Тема 3. Гендерная социализация

Цель занятия: проанализировать понятие и сущность гендерной социализации и ее механизмов, обсудить роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей.

Ключевые понятия: гендерная социализация, дифференциальное усиление, дифференциальное подражание, гендерные стереотипы, гендерные роли, стереотипные образы мужчин и женщин.

Вопросы для обсуждения:

1. Гендерная социализация и ее механизмы: «дифференциальное усиление» и «дифференциальное подражание».

2. Роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей.

3. Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах.

4. Закономерности и механизмы изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009.

Список источников:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).

2. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.

3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

 

Тема 4. Гендерная идентичность

Цель занятия: проанализировать феномен гендерной идентичности, теории, описывающие источники ее возникновения, структуру и типы.

Ключевые понятия: гендерные нормы, гендерная идентичность, теории половой идентификации (теория социального научения, теория половой типизации, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы, теория социальных ролей), структура гендерной идентичности, типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный, андрогинное воспитание.

Вопросы для обсуждения:

1. Гендерная идентичность и ее составляющие.

2. Теории гендерной идентификации.

3. Типы гендерной идентичности (С.Бем, Дж.Спенс).

4. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений.

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009.

Список источников:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).

2. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

Тема 5. Гендерные различия

Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные эмпирические факты относительно гендерных различий в когнитивной, аффективной, рефлексивной и коммуникативной сферах, их причины, социальную оценку и динамику.

Ключевые понятия: гендерные различия, различия в когнитивной, аффективной, коммуникативной, рефлексивной сферах, феномен «избегания успеха», причины гендерных различий, их социальная оценка и динамика.

Вопросы для обсуждения:

1. Гендерные различия в когнитивной сфере.

2. Гендерные различия в аффективной сфере.

3. Гендерные различия в потребностно-мотивационной сфере и рефлексивной сферах личности.

4. Гендерные различия в коммуникативной сфере.

5. Влияние гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможность их самореализации.

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 127-238.

Список источников:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.

3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

Тема 6. Гендерные отношения

Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные закономерности и механизмы развития гендерных отношений.

Ключевые понятия: отношения, гендерные отношения, гендерные группы, межгрупповое взаимодействие, межличностное взаимодействие, самоотношение.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие гендерных отношений

2. Гендерные отношения в системе «группа-общество».

3. Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия.

4. Гендерные отношения в системе межгличностного взаимодействия.

 

& Список литературы

Базовый учебник:

Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 276-333.

Список источников:

1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).

2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004.

3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.

4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Презентация личного гендерного образа

Цель: закрепление представлений о социально-психологическом содержании понятия «гендер».

Формы работы: методы активного социально-психологического обучения: презентация, дискуссия, групповое обсуждение, ролевая игра.

Результат: презентация личного гендерного образа.

Список литературы:

· Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.

· Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003.

Занятие 2. Изучение механизмов гендерной социализации

Цель: осознание особенностей гендерной социализации, роли семьи и СМИ в формировании и поддержании гендера.

Формы работы: групповое обсуждение, анализ случаев из практики, анализ видеороликов.

Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов.

Список литературы:

· Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. – Харьков, 1998. №1.

· Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб., 1998.

· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.

Занятие 3. Изучение гендерных установок

Цель: знакомство со способами исследования гендерных установок в ситуациях, связанных с карьерным ростом сотрудников разного пола.

Формы работы: опросная и проективная диагностика, деловые игры, анализ ситуаций, групповая дискуссия.

Результат: составление письменного отчета по результатам диагностики.

Список литературы:

  • Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.

· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.

· Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М., 2001. С. 9-74.

Занятие 4. Исследование гендерных стереотипов

Цель: осознание источников и механизмов происхождения гендерных стереотипов и их влияния на поведение человека.

Формы работы: диагностика, мозговой штурм, дискуссия, групповая рефлексия.

Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов.

Список литературы:

· Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. С. 9-74.

· Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. С. 119-131.

· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.

Занятие 5. Гендерный подход в построении имиджа руководителя

Цель: отработка навыков применения гендерной методологии в практической работе психолога.

Формы работы: фокус-группа, дискуссия, анализ видеороликов, групповая рефлексия.

Результат: письменный отчет по результатам проведенного анализа.

Список литературы:

· Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. – Оренбург, 2000.

· Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спец.семинару. – М.: Прометей, 1996.

· Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — С. 119-131.

· Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.

Чирикова А. Женщина во главе фирмы. — М., 1998. — 357 с.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных