Современное состояние гендерной психологии в России и за рубежом
Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления гендерной психологии в России и за рубежом.
Ключевые понятия: исторические предпосылки, этапы развития, предмет, задачи, разделы, методология и методы гендерной психологии.
Вопросы для обсуждения:
1. Этапы развития гендерной психологии за рубежом.
2. Этапы становления гендерной психологии в России.
3. Основные направления, предмет, задачи и разделы современной гендерной психологии.
4. Методологические основы и методы гендерной психологии.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 9-55.
Список источников:
1. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. Глава 33. С. 444-466.
2. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. — 408 с.
3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 2. Пол и гендер
Цель занятия: проанализировать специфические особенности понятий пол и гендер, половой диморфизм, обсудить структуру пола, особенности гендерной демографии.
Ключевые понятия: пол, биологический пол, половой диморфизм, психологический пол, пол и гендер, гендерная демография, пропорции полов в обществе.
Вопросы для обсуждения:
1. Пол как системное качество человека. Биологический пол, его структура.
2. Половой диморфизм.
3. Гендерная демография.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 60 - 124.
Список источников:
1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 3. Гендерная социализация
Цель занятия: проанализировать понятие и сущность гендерной социализации и ее механизмов, обсудить роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей.
Ключевые понятия: гендерная социализация, дифференциальное усиление, дифференциальное подражание, гендерные стереотипы, гендерные роли, стереотипные образы мужчин и женщин.
Вопросы для обсуждения:
1. Гендерная социализация и ее механизмы: «дифференциальное усиление» и «дифференциальное подражание».
2. Роль средств массовой информации в формировании гендерных ролей.
3. Стереотипные образы мужчин и женщин в популярной прессе, телевизионных и рекламных программах.
4. Закономерности и механизмы изменения существующих и развития новых гендерных стереотипов.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009.
Список источников:
1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).
2. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.
3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 4. Гендерная идентичность
Цель занятия: проанализировать феномен гендерной идентичности, теории, описывающие источники ее возникновения, структуру и типы.
Ключевые понятия: гендерные нормы, гендерная идентичность, теории половой идентификации (теория социального научения, теория половой типизации, теория когнитивного развития, теория гендерной схемы, теория социальных ролей), структура гендерной идентичности, типы гендерной идентичности: маскулинный, фемининный, андрогинный, недифференцированный, андрогинное воспитание.
Вопросы для обсуждения:
1. Гендерная идентичность и ее составляющие.
2. Теории гендерной идентификации.
3. Типы гендерной идентичности (С.Бем, Дж.Спенс).
4. Влияние гендерной идентичности на характер межличностных отношений.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009.
Список источников:
1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).
2. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
3. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 5. Гендерные различия
Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные эмпирические факты относительно гендерных различий в когнитивной, аффективной, рефлексивной и коммуникативной сферах, их причины, социальную оценку и динамику.
Ключевые понятия: гендерные различия, различия в когнитивной, аффективной, коммуникативной, рефлексивной сферах, феномен «избегания успеха», причины гендерных различий, их социальная оценка и динамика.
Вопросы для обсуждения:
1. Гендерные различия в когнитивной сфере.
2. Гендерные различия в аффективной сфере.
3. Гендерные различия в потребностно-мотивационной сфере и рефлексивной сферах личности.
4. Гендерные различия в коммуникативной сфере.
5. Влияние гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможность их самореализации.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 127-238.
Список источников:
1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб., 2002. — 544 с.
3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
Тема 6. Гендерные отношения
Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные закономерности и механизмы развития гендерных отношений.
Ключевые понятия: отношения, гендерные отношения, гендерные группы, межгрупповое взаимодействие, межличностное взаимодействие, самоотношение.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие гендерных отношений
2. Гендерные отношения в системе «группа-общество».
3. Гендерные отношения в системе межгруппового взаимодействия.
4. Гендерные отношения в системе межгличностного взаимодействия.
& Список литературы
Базовый учебник:
Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2009. С. 276-333.
Список источников:
1. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн; пер. с англ. Рысева С. [и др.]. - 2-е междунар. изд. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; ОЛМА-Пресс, 2001. - 320 с.: ил. - (Секреты психологии).
2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004.
3. Практикум по гендерной психологии [Текст]: учеб. пособие для преп. и студентов вузов / ред. Клецина И. К. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с.
4. Чекалина А. А. Гендерная психология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Чекалина Ангелина Анатольевна. - М.: Ось-89, 2009. - 240 с.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Презентация личного гендерного образа
Цель: закрепление представлений о социально-психологическом содержании понятия «гендер».
Формы работы: методы активного социально-психологического обучения: презентация, дискуссия, групповое обсуждение, ролевая игра.
Результат: презентация личного гендерного образа.
Список литературы:
· Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.
· Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клёциной. – СПб., 2003.
Занятие 2. Изучение механизмов гендерной социализации
Цель: осознание особенностей гендерной социализации, роли семьи и СМИ в формировании и поддержании гендера.
Формы работы: групповое обсуждение, анализ случаев из практики, анализ видеороликов.
Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов.
Список литературы:
· Альчук А. Метаморфозы образа женщины в русской рекламе // Гендерные исследования. – Харьков, 1998. №1.
· Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб., 1998.
· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
Занятие 3. Изучение гендерных установок
Цель: знакомство со способами исследования гендерных установок в ситуациях, связанных с карьерным ростом сотрудников разного пола.
Формы работы: опросная и проективная диагностика, деловые игры, анализ ситуаций, групповая дискуссия.
Результат: составление письменного отчета по результатам диагностики.
Список литературы:
- Берн Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001.
· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
· Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. – М., 2001. С. 9-74.
Занятие 4. Исследование гендерных стереотипов
Цель: осознание источников и механизмов происхождения гендерных стереотипов и их влияния на поведение человека.
Формы работы: диагностика, мозговой штурм, дискуссия, групповая рефлексия.
Результат: письменный анализ обсуждаемых материалов.
Список литературы:
· Воронина О.А. Теоретико-методологические основы гендерных исследований // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. — М., 2001. С. 9-74.
· Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. С. 119-131.
· Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
Занятие 5. Гендерный подход в построении имиджа руководителя
Цель: отработка навыков применения гендерной методологии в практической работе психолога.
Формы работы: фокус-группа, дискуссия, анализ видеороликов, групповая рефлексия.
Результат: письменный отчет по результатам проведенного анализа.
Список литературы:
· Бендас Т.В. Гендерная психология лидерства. – Оренбург, 2000.
· Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: Учебное пособие к спец.семинару. – М.: Прометей, 1996.
· Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999. — С. 119-131.
· Практикум по гендерной психологии /под ред. И.С. Клециной. – СПб., 2003.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. — М., 1998. — 357 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|