Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы диагностики развития личности




 

В психодиагностической терминологии под личностными тестами принято понимать методики для измерения таких особенностей, как эмоциональная регуляция, мотивационные и ценностные свойства, интересы, установки, направленность, самоотношение и представление о себе. Наиболее распространенными личностными тестами являются опросники и проективные тесты. Однако применение любых из имеющихся типов личностных тестов связано с серьезными трудностями, как практическими, так и теоретическими, прежде всего с тем, что диагностика личности и те методические средства, которые при этом используются, определяются многообразием и неоднозначностью концепций и теорий психологии личности.

В данном параграфе описаны методики, направленные на исследование разных сторон развития личности.

 

Измерение уровня самоактуализации личности (модификация Л. Я. Гозмана и М. В. Кроза [Болотова, Макарова, 2001])

 

Успех человека в деятельности и во взаимоотношениях с людьми зависит от множества причин, которые можно свести к одной: социальной зрелости личности. В зарубежной психологии социальную зрелость личности обозначают категорией «самоактуализация», понимая под ней стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самоактуализирующаяся личность характеризуется прежде всего самостоятельностью, творческим характером отношений, постоянным развитием, реализацией своих сущностных сил, самосозиданием и самоутверждением, стремлением к справедливости, красоте и истине. Как правило, высоким уровнем самоактуализации обладают личности, полноценно, активно и продуктивно реализующие свой творческий потенциал.

Возможность одномерного описания степени самоактуализации, сведения ее к одному показателю вызывает серьезные сомнения, связанные прежде всего с неоднозначностью и противоречивостью этого конструкта. Исходя из этого, предлагаемый самоактуализационный тест (CAT) измеряет ее как многомерную величину, регистрируя разные ее параметры. CAT разработан отечественными психологами Л. Я. Гозманом и М. В. Крозом на основе получившего широкую известность за рубежом опросника личностных ориентации (POI), созданного в 1963 г. Э. Шострем.

POI создавался на основе теории самоактуализации А. Маслоу, идей Ф. Перлза и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Конкретные вопросы РОI отобраны из большого набора критических поведенческих индикаторов, отличающих, по мнению опрошенных Э. Шострем практикующих психологов, здорового самоактуализирующегося человека от невро тика. POI состоит из 150 вопросов, построенных по принципу вынужденного выбора, и позволяет зарегистрировать два базовых и десять дополнительных параметров самоактуализации. Сами шкалы, или, иначе говоря, составляющие самоактуализации, так же, как и вопросы, были подобраны на основе опроса практикующих психологов.

 

Описание теста

 

Самоактуализационный тест состоит из 126 пунктов, каждый из которых включает два суждения ценностного или поведенческого характера. Суждения не обязательно являются строго полярными. Тем не менее испытуемому предлагается выбрать то из них, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному способу поведения.

CAT, так же как и POI, измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Базовыми являются шкала компетентности во времени и шкала поддержки. Двенадцать дополнительных шкал разбиты на шесть блоков, по две в каждом. Каждый пункт входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую. Опишем содержание этих шкал.

 

Базовые шкалы

 

Шкала компетентности во времени включает 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности субъекта, во-первых, жить «настоящим», т. е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное последствие прошлого или подготовку будущей «настоящей жизни», во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т. е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее), дискретное восприятие своего жизненного пути. Основание для включения этой шкалы в тест в качестве базовой содержится, в частности, в работах Ф. Перлза. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.

Шкала поддержки включает 91 пункт и измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, внешнем локусе контроля. Содержание этой шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения этой шкалы в синдром самоактуализации как базовой.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных