ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Домра: возвращение легенды
Сыграй мне, домра, свой мотив душевный, Который в сердце с детства мне проник, Люблю я слышать голос твой напевный, Он памяти моей – живой родник.
Ты, домра, скомороха друг-товарищ, Скитались мы вдвоем по деревням, Сгорала ты не раз в огне пожарищ, Но возрождалась к жизни тут и там…
И память о тебе убить пытались, Но, как добро главенствует над злом, Так звуки снова к жизни возвращались, Ведь музыку нельзя отдать на слом…
(В.Золотарев)
В давние, незапамятные времена появился этот струнный инструмент, пришедшийся по вкусу удалым потешникам-скоморохам и звучащий в их руках по всей России. На княжеских пирах и в царских палатах, в простой мужицкой избе, а тихим летним вечером и на деревенской завалинке, раздавался его серебристый голос. Долгие столетия скоморошьи забавы «сумлевали народ в вере Господней». Поэтому рядом церковных указов, начиная с 1470 года, скоморошество было объявлено «действом бесовским» подлежащим изгнанию. «Где появятся домры, сурны и гусли, то всех их велеть вымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь, а которые люди от того богомерзкого дела не отстанут - велеть бить батогами» - гласил царский указ 1648 года. Так, загнанная вместе с прочими «гудебными сосудами» в глушь сибирских лесов, пребывала домра в безвестности. Лишь спустя два века сотрудник В.В.Андреева случайно обнаружил в Глазовском уезде Вятской губернии чудом сохранившийся уникальный инструмент, купил за три рубля двадцать копеек и привез в Петербург. Инструмент попал в руки Василия Васильевича Андреева – дворянина, композитора и дирижера, блестящего скрипача и виртуоза-балалаечника, занимавшегося в ту пору поисками и восстановлением сохранившихся в народе образцов старинных русских инструментов. Сличив найденный инструмент с изображениями на старинных лубочных картинках и гравюрах, а также с различными описаниями, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Впоследствии было доказано, что так называемая «вятская домра» оказалась все-таки не домрой, а балалайкой с круглым корпусом. Но благодаря такой «ошибке» Андреев вплотную приступил к осуществлению своей давней мечты. По этому, вятскому образцу и была воссоздана полузабытая русская домра. Андреев и его последователи воскресили забытые народные музыкальные инструменты и вернули их народу в усовершенствованном виде. Этот процесс был нелегким и достаточно долгим. Сам Андреев говорил об этой работе следующее: «Пробурив просеку в первобытном лесу, вначале один, без всякой посторонней помощи и поддержки, расчищая дорогу от векового предрассудка, вынося тысячи насмешек, уколов самолюбию, а подчас и унижений, пожертвовав всеми материальными средствами, став бедным человеком, - я долголетним безвозмездным трудом (семь лет обучал игре на народных инструментах в войсках без всякого вознаграждения) расчистил широкую дорогу единственному самобытному русскому делу. Делу, для создания которого потребовалось принести в жертву все материальные и духовные силы и двадцать лет непрерывного труда и борьбы с предрассудком, оскорбляющим национальное чувство. Положа руку на сердце, могу с твердостью оказать, что в течение этих двадцати лет ни на минуту не остановился в своей работе на пути к совершенствованию и развитию этого дела, отрешась от своего «я» и служа делу идейно». Балалайка многими тогда воспринималась как синоним всего будто бы антимузыкального. Убедившись на практике, что балалайка способна к передаче многих музыкальных эффектов, Андреев задумал усовершенствовать этот заброшенный народный инструмент и поставить его в ряд с другими инструментами аналогичного типа (например, испанской гитарой, итальянской мандолиной) и доказать, что балалайка, хотя и имеет всего три струны, но нисколько не уступает по своим музыкальным качествам другим, ей подобным инструментам. Деятельность Андреева встретила поддержку и понимание со стороны деятелей русской культуры: П.И.Чайковского, В.В.Стасова, Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, А.К.Глазунова, А.Г.Рубинштейна и многих прочих композиторов и общественных деятелей. Глазунов, например, написал специально для Великорусского оркестра свою «Русскую фантазию», которая была с громадным успехом исполнена. 20 марта 1888 года в зале Кредитного собрания в Петербурге состоялся первый концерт кружка любителей балалайки. Летом 1896 года по расчетам трех вариантов усовершенствованной домры, разработанных Андреевым, мастер Семен Иванович Налимов изготовил первые опытные оркестровые разновидности домры: приму, альт и бас. Усовершенствованный инструмент имел больший диапазон, хроматический звукоряд, отличался значительно улучшенными акустическими качествами. К марту 1897 года игре на домре были обучены специально приглашенные музыканты, и домры были введены в основной балалаечный ансамбль. Так был создан первый Великорусский оркестр народных инструментов, в котором впервые зазвучала в полный голос возрожденная домра. Концертные поездки Великорусского оркестра по городам России, странам Западной Европы и Америки послужили средством пропаганды русских народных инструментов не только среди русского народа, но и народов других стран... После Великой Октябрьской Социалистической революции развитие русского народного творчества получило широкое развитие. Были созданы новые оркестры и ансамбли русских народных инструментов. Огромное значение в развитии исполнительства на народных инструментах сыграло открытие классов балалайки, баяна, аккордеона, гитары, домры в музыкальных учебных заведениях, а также проведение различных конкурсов исполнителей на народных инструментах. Постепенно народные инструменты стали приближаться по значимости к «академическим» роялю, скрипке, альту и виолончели. Домра, ранее используемая лишь в оркестрах и ансамблях русских народных инструментов, все чаще стала звучать как сольный инструмент. Появился целый ряд замечательных домристов - виртуозов. В настоящее время широко известны имена лучших исполнителей на домре, таких, как Владимир Яковлев, Рудольф Белов, Александр Цыганков, Вячеслав Круглов, Тамара Вольская, Владимир Никулин. Сто и пятнадцать лет (домра возрождена, напомню, в 1896 году) - это совсем немного. Русские народные инструменты слишком молоды, чтобы иметь свою классику, подобную произведениям из «золотого» академического репертуара, например, скрипки или фортепиано. Поэтому для полного раскрытия личности народника в училище и консерватории необходимо включать классическую музыку в программы. Только на классике формируется вкус, точная фразировка, логичные отклонения от темпа и так далее. Поэтому домристы играют Баха, Вивальди, Генделя. Кстати, Вивальди создал много произведений и для мандолины, что в определенном смысле объединяет классическое академическое наследие с исполнительством на домре. Немаловажно и то, что нередко концертирующие домристы выступают в глубинке, где нет фортепиано, и знакомство с классикой начинается через народные инструменты. В 1908 году по предложению дирижера Георгия Любимова мастером С.Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем и разработано семейство домр, от пикколо до контрабаса. Был даже образован Государственный квартет домристов. Владимир Никулин предложил кварто-секстовую строй домры. Впрочем, вновь предпримем небольшой экскурс в историю. С 1959 года Владимир Никулин работал завотделением народных инструментов и руководителем оркестра во Владимирском музыкальном училище, и – что в данном случае важно - солистом Владимирской филармонии. Амбициозный, талантливый выпускник Гнесинки, планируя свои многочисленные выступления, он постоянно сталкивался с ограниченностью репертуара. Дело в том, что тогда, в пятидесятые годы, домра только-только начинала звучать как сольный инструмент, и оригинальный репертуар был совсем невелик. Сначала Владимиру Никулину пришла идея использования балалаечного репертуара. Это повлекло за собой открытие новых приемов игры на домре - аккордовую технику (Концертные вариации В.Куликова, Вальс И.Штрауса). Далее, преподавание во владимирской детской музыкальной школе №1 имени С.И.Танеева класса гитары привело музыканта к мысли об использовании и некоторых гитарных приемов – пиццикато, тремоло тирандо, апояндо. Дальнейшее стремление к расширению репертуара закономерно привело Никулина к идее усовершенствования домры. Стремление к расширению репертуара и обогащению тембральной выразительности звучания инструмента натолкнуло Владимира Никулина на идею прикрепить к домре еще одну струну — басок. И, в I966 году, по проекту Никулина московским мастером Алексеем Владимировичем Ивличевым был изготовлен инструмент, который мог быть и трехструнной квартовой и четырехструнной квинтовой и даже кварто-секстовой домрой. Между прочим, такая домра в ансамбле может играть альтовую партию. Строй кварто-секстовой домры получился следующий: 1 струна - ре 2-ой октавы, 2 струны - ля 1-ой октавы, 3 струна - ми 1-ой октавы, 4 струна - соль малой октавы. Три струны настроены в кварту, четвертая - в сексту к струне ми, отсюда и название «кварто-секстовая». Уникальный строй дает возможность исполнять любые скрипичные сочинения, не прибегая к октавным перебросам мелодии и пассажей. Это значительно расширило репертуар домристов, так как привело к возможности исполнения на домре скрипичных произведений по оригинальным нотам. Как показала исполнительская практика собственно Владимира Никулина, выразительные возможности домры весьма широки и, в частности, домра способна с успехом заменять аккомпанирующий инструмент. Появляются все новые талантливые исполнители на домре. И мы понимаем, чтоистория этого прекрасного инструмента еще только начинается. В данном учебно-методическом пособии используется упражнение для скрипки Г.Шрадика. Если в училище и консерватории можно играть упражнение в оригинале, то для музыкальной школы, для маленьких рук ученика, исполнение упражнений в I позиции представляет трудности. Поэтому предлагается играть упражнения в IV позиции с открытой струной «ля». Суженные лады от 7 по 12 вполне доступны (интервал кварта) для маленьких рук. Самый трудный интервал – это большая секунда соль-ля на 10 и 12 ладу - исполняется 3 и 4 пальцами. Ладонь левой руки не прижимать к грифу. Во время игры стараться не поднимать высоко пальцы левой руки. Недопустимо, чтобы 4 палец поднимался вертикально вверх или убирать его с грифа, стараться, а также чтобы мизинец все время был над струной. Для совсем маленьких рук можно рекомендовать хроматическую последовательность от ми до соль (7 – 10 лад). По мере роста рук играть упражнения с нотой «соль-диез» вместо «соль», или «фа-бекар» вместо «фа-диез». Аппликатура при этом не меняется: 0 1 2 3 4. В правой руке целесообразно использовать различные исполнительские штрихи: переменный удар п, v; пунктирный ритм пv; дубль-штрих пv, пv; ломбардский ритм пv. В любом художественном произведении встречаются гаммаобразные пассажи. Недооценка этой стороны подготовительной работы ведет к неустойчивому ритму, нечеткой динамике, маловыразительной артикуляции. Работа над техникой должна быть ежедневной, систематической; даже непродолжительные, но осуществляемые ежедневно занятия со временем дадут серьезный положительный результат. Мнение о том, что технику можно развить без специальных упражнений, ограничиваясь работой над техническими трудностями того или иного произведения, не является правильным. Если ученик оснащен технически, то это упростит его работу над художественными произведениями. Большое внимание рекомендуется уделять звукоизвлечению, так как от этого зависит качество звука, динамика, нюансировка. Упражнения для правой руки также будут вспомогательным материалом. Показатель мастерства владения медиатором - широта диапазона динамики, различные акценты, piano subito, forte subito. Правая рука доминирует в процессе исполнения упражнений, этюдов, гамм, арпеджио, художественных произведений. Касаться струны можно нажимом, толчком, броском медиатора. Эти приемы дают различный результат начала звучания. Начинать надо с одинарных ударов, а затем в сочетании с тремоло. Подробно это изложено в «Школе для трехструнной домры» автора В.С. Чунина (2).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|