Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческое развитие представлений о предмете психологии человека




Развитие психологии в границах философии и естество­знания. Становление психологии как самостоятельной науки. Психология человека в начале XX века.

Различие в подходах к объяснению психики человека выявились на самых начальных этапах истории науки и культуры. Такое различие хорошо прослеживается на при­мере сравнения взглядов древнегреческих мыслителей Демокрита и Платона.

По Демокриту, первооснову мира составляют атомы. В результате процессов соединения атомов возникает все многообразие мироздания, включая человека. Душа живот­ных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит их атомов, отличающихся сво­ей формой и чрезвычайной подвижностью. Эти атомы круг­лые, гладкие и родственны атомам огня. Они проникают в тело при вдыхании. Когда душевных атомов становится слишком мало, наступает смерть. В голове человека нака­пливаются наиболее подвижные атомы, которые своим дви­жением определяют течение познавательных процессов —


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



ощущения, восприятия, мышления. В области сердца со­средотачиваются менее подвижные атомы круглой формы, связанные с эмоциональными и аффективными состояния­ми. Атомы, скапливающиеся в области печени, определя­ют влечения, стремления, потребности. В организации по­ведения велика роль подражания и привычки. Подражая пауку, человек научился ткацкому ремеслу, а подражая пти­цам — языку и пению. Образование речи связано также с подражанием звукам, издаваемым животными.

В отличие от Демокрита, мир, все сущее, по Платону, состоит из трех сторон: бытия, чувственного мира и не­бытия. Бытие — это мир идей, небытие — материальный мир, состоящий из четырех стихий — воды, земли, возду­ха и огня. Мир чувственных вещей является результатом проникновения бытия в небытие. Поэтому конкретные вещи есть искаженное подобие идей, их тени. Все види­мое изменчиво и скоротечно, а идеи вечны и неизменны. Высшей идеей является идея блага. Идея блага составля­ет мировую душу, которая вместе с душой зла дает начало всему. Душа человека существует до его рождения и по­сле его смерти. Она может переселяться в другое тело. Вы­деляется высший и низший уровень души. Высшая душа является основой мудрости и управляет низшей душой и телом. У человека высшая душа обитает в головном моз­ге. Низшая душа подразделяется на низшую благородную и низшую вожделенную, которые соответственно локали­зуются в сердце и печени. Благородная душа включает область аффективных состояний и стремлений, связана с волей, мужеством, храбростью и т. п. Вожделеющая душа включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различаются между собой по преобладанию у них той или иной души. Таким же образом различаются целые наро­ды, в частности преобладание разумной души отводится грекам, благородной — народам севера, а вожделеющей — египтянам и восточным народам.

Каждый человек стремится к счастью, которое заклю­чается в обладании благом и добродетелью. Познание блага


28 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознания

торов формирования психологических особенностей лю­дей, то есть их склонностей, привычек, схож с характером формирования поведения людей в трактовке Демокрита.

Следовательно, уже в первых попытках научного объяснения специфики психики человека образуются раз­личные подходы к определению ее предназначения и ее детерминантов. Для более обоснованного вывода о при­чинах существования и природе таких различий целе­сообразно рассмотреть аналогичные примеры, относящи­еся к заключительному, в какой-то мере итоговому пери­оду развития психологии в границах философии и естествознания. Например, сравнить позиции по этому вопросу философов Д. Юма и Г. В. Ф. Гегеля, естест­веннонаучные подходы к психологической проблемати­ке Ч. Дарвина и Г. Гельмгольца.

Юм не считал возможным доказательство какой-либо духовной или материальной субстанции. Им признается, что «уму никогда не дано реально ничего, кроме его вос­приятий, или впечатлений и идей, и что внешние объек­ты становятся известны нам только с помощью вызывае­мых ими восприятий... Собственно говоря, мы и не предпо­лагаем, что внешние объекты специфически отличаются от восприятий, а только приписываем им иные отноше­ния и связи и иную длительность»22. То есть в такой ин­терпретации все существующее, представляемое и воспри­нимаемое становятся рядоположными, а наличие причин­но-следственных отношений между ними становится лишь умозаключением, умственным конструктом, в осно­ве которого лежит образовавшаяся привычка. Дословно, по Юму, получается, что «простое восприятие двух объек­тов или актов, как бы они ни были связаны друг с другом, никогда не может дать нам идеи силы или связи между ними; что эта идея происходит от повторения их соедине­ния; что это повторение не открывает нам и не произво­дит ничего в объектах, но только влияет при помощи по-

22 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 216-217.


12. Историческое развитие представлений о психологии...



рождаемого им привычного перехода на ум; что этот при­вычный переход, следовательно, то же самое, что сила и необходимость...»23, «что все рассуждения из опыта осно­ваны на предположении, что в природе будет неизменно сохраняться один и тот же порядок»24. Эти положения пол­ностью касаются содержания собственно человеческого сознания, свободного к впечатлениям (ощущениям) и идеям, составляющим мышление, когда человек — это «связка или пучок... различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящих­ся в постоянном течении, в постоянном движении»25. А связь между восприятиями или между идеями сводится к привычной ассоциации между ними, и следовательно, «ру­ководителем в жизни является не разум, а привычка»26.

В самом общем виде систему Гегеля можно изложить следующим образом. Начало мироздания образуется сово­купностью абстрактных логических истин, «абсолютной идеей». «Абсолютная идея» внутренне противоречива, что стимулирует ее развитие в форме «отчуждения» своего бытия в виде материи, природы, наполняя конкретным со­держанием исходные абстрактные категории мышления. Таким образом устанавливаются субъектно-объектные от­ношения, позволяющие «абсолютной идее» познать себя. На этом этапе «абсолютная идея», покидая природу, воз­вращается к самой себе в качестве «абсолютного духа», в котором через познание людьми законов развития, чело­веческой истории осуществляет самопознание. Дословно по Гегелю: «Понятие, в котором дух при своем возвраще­нии в себя постиг себя и которое и есть он сам, это оформ­ление его, это его бытие, затем опять отделяется от него, и дух снова делает его своим предметом и обращает на него свою деятельность, и эта направленность его мысли на

23 Мир философии. В 2-х ч. Ч. 1,1991. - С. 335.

24 Там же. - С. 338.

25 Там же. - С. 377.

26 Там же. - С. 339.


30 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознания

понятие сообщает последнему форму и определение мыс­ли. Таким образом, эта деятельность формирует дальше то, что уже было сформировано раньше, сообщает ему больше определений, делает его определеннее внутри себя, развитее и глубже... Это движение есть... ряд процессов, которые мы должны представлять себе не как прямую линию..., а как возвращающийся в себя круг...»27. Соответ­ственно, «абсолютная идея» — это единство практической и теоретической идеи. Процесс познания представляет со­бой «восстановление вышеуказанного единства, которое как таковое и в своей непосредственности есть ближай­шим образом идея жизни»28. Человек есть сам по себе су­щество природное, зависимое, но посредством самоосоз­нания своего предназначения, в познании истины он об­ретает свободу. Таким образом, то, что выделяет человека из природного окружения, его самостоятельность «состо­ит вообще в том, чтобы знать себя как то, что всецело оп­ределяется абсолютной идеей...»29. В связи с этим, наибо­лее адекватной формой психологической науки Гегелем определяется «философская психология, постигающая субъективней дух (индивидуальное сознание) «как осу­ществление идеи»30.

Законы эволюции Дарвина в определенном смысле противостоят представлениям Гегеля об изначальном предназначении сущего. Естественный отбор в условиях борьбы живого за существование на основе филогенетичес­кой изменчивости и наследственности приобретенных из­менений составили новое понимание целесообразности-приспособляемости организмов в природе. Дарвин специ­ально исследовал проблему места человека в мире и показал, что «человек обязан своим существованием длин­ному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо

27 Мир философии. В 2-х ч. Ч. I. - М„ 1991. - С. 527.

28 Там же.-С. 451.

29 Мирфилософии. В 2-х ч. Ч. 2. - М, 1991. - С. 195.

30 Ярошевский М. Г. История психологии. - М, 1976. — С. 188.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии..._______________ 31_

из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно та­ким, каким он есть»31. Он обосновал общность происхож­дения выразительных движений, сопровождающих чув­ство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Среда оказывается силой, способной изменять, направлять и организовывать жизнедеятельность. Психика начинает выступать как необходимая сторона жизнедеятельности, обеспечивающая приспособление человека к внешним ус­ловиям среды посредством его адаптации, обучения и т. п. Подчеркивая общность психических функций человека и животных, Дарвин отрицал принципиальное своеобразие психики человека. По его мнению, «как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное»32. Такая рядо-положность вместе с отрицанием какой-либо заданное™ существования делает позицию Дарвина методологически родственной позиции Юма.

В отличие от них, один из самых известных физиоло­гов середины XIX века Г. Гельмгольц кардинально разли­чал природу физического и психического, считая, что ощущения есть врожденные качества различных рецеп­торов. Так можно объяснить ситуацию, когда одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается неадекватным для данного органа чувств раздражителем, например элект­рическим или механическим). В соответствии с теорией знаков Гельмгольца, ощущение «есть только знаки внеш­них объектов, но не воспроизведение с той или другой сте­пенью сходства»33. Такие психические явления, как иллю­зии, константность восприятия, которые нельзя вывести только из свойств внешних объектов, Гельмгольц объяс-

31 Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 1987. — С. 359.

32 Цит. по Ждан А. Н. История психологии. — М., 1990. — С. 174.

33 Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998. — С. 315.


32 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознания

нял с позиций теории бессознательных умозаключений. Согласно этой теории, каждый перцептивный образ в той или иной мере зависит не только от действующего в дан­ный момент стимула, но и от субъективного опыта вос­принимающего. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом является бессознательным и напоми­нает процесс умозаключения, когда впечатление (меньшая посылка) сопоставляется с прошлым опытом (большая по­сылка), а затем делается вывод о действующем стимуле. Тогда получается, что в проблеме психического на первый план выдвигается проблема бессознательного как психи­ческой реальности, его соотношения с осознаваемыми элементами в процессе познания. Можно также провести аналогию между бессознательным умозаключением и припоминанием как главной составляющей процесса по­знания по Платону.

В целом, приведенные данные дают основания для вывода об общей однонаправленности взглядов Плато­на, Гиппократа, Гегеля, Гельмгольца, с одной стороны, и Демокрита, Феофраста, Юма, Дарвина — с другой. Пер­вое направление основную задачу психологического изу­чения человека связывает с необходимостью определения закономерностей обеспечения адекватного познания им действительности, включая осознания собственного предназначения, собственных психических свойств. У другого направления изучение психики человека фоку­сируется на характеристике его активности, определяю­щей его взаимодействие со средой, приспособление к ней, обучение этому приспособлению. Многовековой неосла­бевающий интерес к этим проблемам, в конечном счете, привел к отделению психологии от философии и есте­ствознания в отдельную науку. Исторически этот момент связывают с развертыванием систематических экспери­ментальных исследований в первых психологических ла­бораториях. Такой лабораторией принято считать лабора­торию В. Вундта, открытую в 1879 году. Также к первым психологическим лабораториям можно отнести лаборато-


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



рию Ф. Гальтона, организованную на выставке здраво­охранения в 1884 году.

Именно с именем Вундта связывают выделение пси­хологии в качестве отдельной научной отрасли. Понятно, что необходимым условием этого является обретение пси­хологией собственного предмета. По Вундту, задачи пси­хологии, как и всех других наук, состоят в том, чтобы а) пу­тем анализа выделить исходные элементы изучаемого яв­ления; б) установить характер связи между ними; в) найти законы этой связи.

Соответственно, психология должна заниматься изу­чением непосредственного психического опыта, который «состоит из двух факторов, объективного содержания опыта и испытывающего субъекта... Элементы объектив­ного содержания опыта мы называем элементами ощуще­ния... Субъективные элементы мы называем элементами чувства или простыми чувствами. Примером таковых могут служить: чувство, сопровождающее какое-нибудь ощущение звука, вкуса, света, обоняния, тепла, холода, боли, или чувства, испытываемые нами при виде предме­тов, которые нам нравятся или не нравятся, чувства при внимании, в момент волевого акта и т. д.»34.

Позиция Вундта наиболее рельефно проявляется на примере его интерпретации особенностей протекания чувств, которые оказываются более «психологичными», чем ощущения, характеристики которых в большей мере определяются вызвавшими их объектами — стимулами. При этом следует учесть, что чувствам отводится роль объ­единяющего начала психической жизни. Принимается, что каждое чувство имеет три измерения: удовольствие — неудовольствие, напряжение — разрешение, возбужде­ние — успокоение. Динамика, течение чувств подчиняет­ся своим определенным внутренним закономерностям. Пример удобно представить графически (рис. 1), где ось

34 Вундт В. Психология душевных волнений. // Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 4S.

Зак. № 666


 

34 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

Удовольствие


Разрешение

абсцисс отражает временные интервалы, а ось ординат — интенсивность чувства.

Рис. 1. Символическое изображение течения чувства (по Вундту)

На рисунке наглядно показано, как неудовольствие с необходимостью сменяется в результате его устранения удовольствием, неудовольствие порождает определенную активность для своего устранения, которая проявляется в росте возбуждения в результате возникшего напряже­ния, успокоение и разрешение устраняют вызванную ак­тивность. Таким образом проявляются специфические психологические закономерности, вне зависимости от ха­рактера «внешних» воздействий. Кроме представленной, Вундтом был рассмотрен и ряд других закономерностей собственно психической природы.

В результате Вундт показал возможности установле­ния закономерностей взаимосвязи между элементами со­знания, различающихся между собой, прежде всего, по своей форме. То есть он указал область человеческого су­ществования, не изучавшуюся другими науками, что от­крывало для психологии перспективу самостоятельного развития. Дополнительно следует обратить внимание на то, что Вундт выделил в специфический для психологии метод исследования — интроспекцию, и это также обосно­вывает возможность ее самостоятельного существования. Кроме того, важно заметить, что объективные явления — поведение, деятельность — Вундт исключал из предмет­ной области психологии. «Человек сам — не как он появ-


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



ляется извне, но как он дан непосредственно себе само­му»35 является собственно проблемой психологии.

Но в исследованиях Гальтона именно определение способностей человека действовать, проявлять свои воз­можности имело основополагающее значение. Наряду с измерением остроты ощущения и времени реакции он стал известен своими измерениями способностей к образова­нию ассоциаций. Так, в одном из экспериментов Гальтон определил, что 75 слов, которых он раньше не знал, выз­вали 505 ассоциированных идей за 560 секунд. Причем из этих 505 идей 29 появились в четырех испытаниях, 36 — в трех, 57 — в двух, и только 107 ассоциаций появились лишь однажды. Был сделан вывод об определяющем вли­янии привычек, личного опыта на преобладание появле­ния повторных ассоциаций. «Мои ассоциированные идеи в большинстве случаев возникли из моего собственного безраздельного опыта, и список их неизбежно в большей мере отличался бы от такового другого лица, если бы оно повторило мои опыты. Из этого ясно видно... сколь невоз­можно вообще для двух взрослых людей сблизить свои умы до полного согласия»36 — утверждал Гатьтон.

Изучая индивидуальные особенности знаменитых со­временных ему ученых, Га/тьтон особенно интересовачся следующими качествами:

1) энергией физической и умственной;

2) здоровьем;

3) настойчивостью;

4) практической деловитостью;

5) хорошей памятью;

6) независимостью характера;

7) «механическими способностями».

Нетрудно заметить в приведенном перечне приоритет­ное значение качеств, характеризующих активное, дей­ственное начало человека. По Гальтону, «каждая жизнь и

35 Цит. по Ждан А. Н. История психологии. - М, 1990. — С. 183.

36 Цит. по Катаев И. И. Фрэнсис Гальтон. - Л., 1972. - С. 73.


36 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

единична по своему существу, но изменчива, всегда ме­няясь, и проявляется во взаимодействиях...»37.

В начале XX века выделение активного начала легло в основу зарождения отдельного, получившего широкое раз­витие направления в психологии — бихевиоризма. Осно­воположником бихевиоризма принято считать Дж. Уотсо-на, с точки зрения которого предметом психологии чело­века является поведение — все проявляющиеся в течении жизни человека поступки и действия, наблюдаемые и фиксируемые точно так же, как объекты изучения есте­ственных наук. То есть, по мнению Уотсона, отказ от «со­стояний сознания как самостоятельного объекта исследо­вания уничтожает барьер между психологией и другими науками. Данные психологии становятся функциональ­ными коррелятами структуры и сами сводятся к объясне­нию в физико-химических терминах».38 Таким образом получается, что «бихевиорист заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказатель­ства существования потока сознания,... он считает доказа­тельным только наличие постоянно расширяющегося по­тока поведения»39. В этом случае также не проводится принципиальной границы между человеком и животными, результаты изучения поведения которых переносятся на объяснение закономерностей человеческой психологии.

Наблюдения за поведением могут быть представлены в форме стимулов и реакций, навыков и привычек, в своей совокупности обеспечивающих приспособление человека к окружающей действительности. Выделяются наслед­ственные реакции и приобретенные (обусловленные) ре­акции, образующиеся на основе первых. По Уотсону, бихе­виорист «не находит больше данных, которые подтверж-

37 Цит. по Капаев И. И. Фрэнсис Гальтон. - Л., 1972. - С. 51.

38 Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста. // Хресто­
матия по истории психологии. — М., 1980, — С. 34.

39 Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. —
М, 1980. - С. 39.


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



дали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных спо­собностей (музыкальных, художественных и т. д.). Он счи­тает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы для всех детей, и при условии овладения внешней и внут­ренней средой возможно направить формирование любо­го ребенка по строго определенному пути»40. Считается, что «ребенок 2-3 лет уже располагает тысячами реакций, вос­питанных окружающей его средой. Объяснение возника­ющих при этом сложных реакций бихевиоризм находит в механизме условных рефлексов»41. Важнейшим условием образования связи является одновременность в действии безусловного и условного стимула, устанавливающаяся случайно в ходе слепых проб и ошибок. Уотсон описал про­цесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Показа,!, как случай­ные, часто ошибочные действия постепенно сменяются удачными. При этом процесс обучения может замедляться (такой участок кривой научения называется «плато»), а за­тем снова ускоряться. Но всегда в основе обучения пред­полагается образование условной связи, ассоциации.

Одним из направлений психологии, противостоящим ассоционизму, стала гештальтпсихология. Теоретической предпосылкой гештальтпсихологии является положение о приоритете отношений действительности, при которых, по определению М. Вертгеймера, то, что «происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде от­дельных кусков, связываемых потом вместе, а напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определя­ется внутренним структурным законом всего этого цатого»42.

40 Уотсон Дж. Бихевиоризм // Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. - С. 37.

11 Там же. - С. 42.

42 Вертгеймер И. О гештальттеории. // Хрестоматия по истории психо­логии. - М., 1980. - С. 86.


38 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

Проявление такой целостности психических явлений мож­но показать экспериментально. Так, например, при предъяв­лении точек и линий, изображенных в разделах А и Б ри­сунка 2, испытуемые обычно объединяют их в группы, со­стоящие из двух точек или двух линий (три пары точек, три пары линий), то есть, воспринимаются не отдельные точки или линии, а некие целостные объекты.

АА



Б


В


W

г


д


Рис. 2. Иллюстративный материал для демонстрации законов гештальтпсихологии

В гештальтпсихологии такая целостность восприятия считается первичной. Так проявляется ее основополагаю­щий закон выделения фигуры из фона, согласно которому поле восприятия обязательно разделяется на фигуру и фон. Фигура и фон образуют единую структуру, когда фигура не может существовать без фона, но и чистый фон «экви­валентен вообще отсутствию сознания»43. В соответствии с принципом изоморфизма, гештальтпсихология объясня­ет такую форму организации психики как проявления ана­логичных принципов организации всего физического мира, и, в частности, организации нейрофизиологических про­цессов.

Фон всегда менее «оформлен», чем фигура. Хорошо оформленная фигура всегда «закрытая» фигура, фигура с замкнутым контуром. Психическая организация челове­ка определяет его стремление к восприятию «хорошей» фигуры, к упрощению восприятия. Так реализуется закон

43 Коффка К. Восприятие: введение в гешталъттеорию // Хрестома­тия по ощущению и восприятию. — М, 1975. — С. 107.

 


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



прегнантности, по которому организация перцептивного поля имеет «тенденцию быть настолько простой и ясной, насколько позволяют данные условия»44. Например, ис­пытуемые обычно воспринимают конфигурацию В на рисунке 2 как одну фигуру, разделенную линией, а кон­фигурацию Г — как две независимые фигуры, соединен­ные боковыми сторонами. Так как стремление к «хоро­шей» фигуре обусловлено упрощением воспринимаемой ситуации, то ее выявление осуществляется в форме вне­запного усмотрения (инсайта) среди представленных в данном поле элементов. В стремлении к устранению не­завершенности ситуации проявляется и закон дополне­ния до целого («амплификации»), когда, например, точ­ки в части Д на рисунке 2 часто воспринимаются как тре­угольник. Рассмотренные психологические законы переносятся на все поведение человека через восприятие им наличной ситуации, которая представляет собой «крат­ковременную структуру и состояния личности, и психо­логического окружения (среды)»15. Неудовлетворенность потребностей человека инициирует состояние напряжения, а поведенческие акты осуществляют его разрядку. В резуль­тате как бы осуществляется «передача» внутренней энер­гии вовне. Тогда напряжения между элементами воспри­нимаемой субъектом исходной ситуации (поля) не исче­зают, а «взаимно уравновешивают друг друга»46.

Разрядка напряжения как механизм целенаправленной активности используется для объяснения психических осо­бенностей человека используется и в динамической пси­хологии, основателем которой был 3. Фрейд. Согласно Фрейду, «психический аппарат» предназначен для реали­зации внутренних влечений, потребностей. В качестве ос-

44 Вертгеймер М. Продуктивное мышление. — М., 1987. — С. 275.

43 Левин К. Топология и теория поля. //Хрестоматия по истории пси­хологии. - М, 1980. - С. 122.

46 Кааер В. Некоторые задач! i гештальтпсихологии. //Хрестоматия по

истории психологии. — М., 1980. — С. НО.


40 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

новополагающих были выделены два вида влечений: сек­суальное и влечение к смерти. Фрейд выделяет в психике человека три образования: Оно, Я, Сверх-Я. Потребности, их энергия сосредоточены в бессознательном Оно. Я свя­зано с сознанием и предназначено выполнять функции по­средника между миром и Оно, чтобы сделать Оно прием­лемым для мира и посредством своих действий привести мир в соответствие с желаниями Оно. Сверх-Я, или иде­альное Я, являясь сосредоточением запретов, норм, правил, осуществляет в качестве совести моральную цензуру. Фрейд следующим образом описывает динамику психичес­кой жизни человека: «Внутреннее восприятие дает ощуще­ние процессов, происходящих... в глубочайших слоях ду­шевного аппарата. Они мало известны, и лучшим их образ­цом может служить ряд удовольствие-неудовольствие. Они первичнее, элементарнее, чем ощущения, возникающие из­вне, и могут появляться в состояниях смутного сознания»... Ощущения, сопровождающиеся чувством удовольствия, не содержат в себе ничего побуждающего к действию, наобо­рот, ощущения неудовольствия обладают этим свойством в высокой степени. Они побуждают к изменению, к совер­шенствованию движения, и поэтому мы рассматриваем неудовольствие как повышение энергии, а удовольствие — как понижение ее»47.

Подсознательные влечения человека, не имеющие воз­можности в полной мере самореализоваться из-за огра­ничений Сверх-Я, открываются на уровне Я в форме сво­их замещений — сублимаций, которые не могут в полной мере удовлетворить потребности, снять исходное напря­жение. Такое состояние неудовлетворенности может при­нять болезненные, даже патологические формы. Основ­ной проблемой психологии в этом случае становится уст­ранение таких состояний, что предлагается осуществлять посредством достижения осознания человеком их причин.

11 Фрейд 3. Я и Оно. //Хрестоматия по истории психологии. — М., 1980. -С. 191.

ЛИР


1.2. Историческое развитие представлений о психологии...



лежащих в области взаимодействий различных структур психики. Если «расчленение душевного существа на Оно, Я и Сверх-Я можно рассматривать как прогресс нашего знания, то оно должно также... оказаться средством к бо­лее глубокому пониманию и лучшему описанию динами­ческих отношений в душевной жизни»48. В целом, такой подход к решению проблемы сознательного-бессозна­тельного получил наименование психоанализа.

Итак, в начале XX века психология поднялась на сле­дующую ступень своего развития, знаменательную появ­лением самостоятельных научных направлений со своей развитой самостоятельной методологией. И если предмет­ную область у бихевиоризма составили различные фор­мы человеческой активности, взаимодействия с окружа­ющей средой, то у гештальтпсихологии и психоанализа в центре внимания оказались проблемы психических меха­низмов адекватного познания действительности, осозна­ния ее свойств и закономерностей. Причем важно заме­тить, что такая неоднозначность методологических под­ходов к проблеме человека является прерогативой не только психологии, а отражает положение дел, сложив­шееся в человекознании на протяжении всей ее многове­ковой истории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных