Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления психологии человека как науки




Эволюция бихевиоризма и психоанализа в зарубежной психологии. Основные научные направления отечествен­ной психологии человека. Основные формы объяснения психических механизмов целенаправленной активности человека.

Появившиеся и оформившиеся в начале XX века геш-тальтпсихология и особенно бихевиоризм и психоанализ получили в дальнейшем широкое распространение, уже тем самым доказывая свою научную обоснованность и практическую целесообразность. Так, последовательно развивая основные положения бихевиоризма, Э. Толмен на основе многочисленных экспериментальных исследо­ваний прохождения крысами лабиринтов представил про­цесс обучения более целенаправленным. В частности было показано, что в случае, если голодной крысе представля­лось два пути для достижения цели (получение пищи), то она выбирала более короткий путь. В целом при повтор­ных экспериментах по прохождению лабиринта животные имели тенденцию делать все меньше и меньше ошибок (ими являются заходы в тупик) и тратить все меньше и меньше времени на прохождение до тех пор, пока, нако­нец, они совсем переставали заходить в тупики и пробе-


13. Основные направления психологии человека как науки_____ 43

гали весь путь за несколько секунд. Поэтому главным свойством поведения животного было определено его им­манентное стремление к совершенствованию, в чем про­является феномен обучаемости. Понятно, что говорить о совершенствовании можно только в контексте достиже­ния определенной цели. Для Толмена как бихевиориста цель остается «переменной, определенной чисто объектив­но — через пробы, ошибки и обучаемость, получающуюся в результате...»49. При достижении цели происходит уст­ранение чувства голода. Такая «непосредственно следу­ющая редукция потребности или, пользуясь другим тер­мином, такое «положительное подкрепление» имеет тен­денцию к упрочению связей, которые непосредственно ему предшествовали»50. Следовательно, первоначально у крысы устанавливаются связи с конечными условиями про­цесса прохождения лабиринта, его «выходными» характе­ристиками. Вероятно, затем это поле стимулов может рас­ширяться. Но до этого момента таков набор связей должен присутствовать у крысы в какой-то особой неактуализи­рованной форме. Такая структура получила наименова­ние «когнитивной карты». Когнитивные карты «появля­ются в организме как замещение или суррогаты актуаль­ного поведения»51. Тогда научение состоит не в образовании частных молекулярных связей типа «стимул - реакция», а в образовании более целостных, молярных установок. По­нятно, что в соответствии с установками бихевиоризма эти выводы переносятся на поведение человека, в «тот огром­ный лабиринт, который есть наш человеческий мир»52.

В отличие от Толмена, другой необихевиорист Б. Скин-нер, сосредоточил свое внимание главным образом на акту­альных, двигательных аспектах поведения. В своих экспе-

4S Толмен Э. Поведение как молярный феномен. /Хрестоматия по те­ории психологии. М., 1980. — С. 58.

50 Там же.-С. 66.

51 Там же. -С. 62.

52 Там же. -С. 82.


44 Часть 1, Психология человека — часть научного человекознания

риментах он использовал специальную установку, назван­ную «ящиком Скиннера» и представляющую собой клет­ку, в которой имеется манипулятор — устройство, нажа­тие на которое приводит к появлению подкрепления. При таких условиях новая реакция (нажатие на рычаг) обра­зуется случайно, в ходе хаотических движений животно­го. Эта модель поведения переносится на весь процесс приспособления, который строится на основе активных проб — воздействий организма на окружающий мир, неко­торые из которых случайно могут приводить к полезному результату, что обусловливает их закрепление. Такие реак­ции, не вызывающиеся стимулами, а «испускающиеся» организмом, Скиннер назвал оперантными, полагая, что именно эти реакции преобладают в активном адаптивном поведении. Исходя из этого, он разработал свою теорию научения (программированного обучения), основанную на немедленном подкреплении каждого правильного ша­га на пути достижения учебных целей.

Примат активного начала в психологии человека ха­рактерен также для гуманистической психологии. Пред­метом исследования гуманистической психологии явля­ется личность во всей своей неповторимости, реализующая свой потенциал, развивающаяся, раскрывающая свои твор­ческие возможности. Так, предложенная К. Роджерсом личностно-ориентированная психотерапия нацелена на создание условий для духовного роста человека, ускорен­ного преодоления им неблагоприятных состояний посред­ством свободного выражения своих чувств, сопереживания чувствам других. А. Маслоу выделил пять уровней детер­минант поведения человека — его потребностей:

1) физиологические потребности;

2) потребности в безопасности;

3) потребность в любви и признании;

4) потребность в уважении и самоуважении;

5) потребность в самоактуализации.

Потребности первых двух уровней реализуются в фор­ме инстинктов, над которыми, как и у Дж. Уотсона, над-


1.3. Основные направления психологии человека как науки____ 45

страиваются прижизненно сформировавшиеся стремле­ния. Только после того как удовлетворены потребности более низкого уровня, человек способен и стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. То есть происходит своеобразная экспансия человека в ок­ружающую среду.

Положения, выдвинутые Толменом, получили свое развитие в когнитивной психологии, которая рассматри­вает человека как систему, занятую активным поиском сведений и переработкой информации. Решающая роль в определении поведения человека отводится знаниям, их приобретению, сохранению и использованию. В когнитив­ной психологии человеческое познание рассматривается по аналогии с операциями ЭВМ, как последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы взаимодей­ствия со средой в процессе познания. По словам одного из самых известных представителей когнитивной психо­логии Г. Саймона, человек «в качестве поведенческой си­стемы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося поведения отражает в основном сложность окружающей среды»53. Приобретение вербаль­ных навыков в ходе взаимодействия со средой обеспечи­вает не только механизм познания, но и образует систему личностных смыслов, систему ценностей, регулирующих поведение. Дж. Келли была предложена методика выяв­ления таких личностных конструктов, разработанная как в русле как когнитивной, так и гуманистической психо­логии (Приложение 1).

Что касается психоаналитического направления, то уместно рассмотреть вклад в его развитие со стороны наи­более известных последователей 3. Фрейда, к которым в первую очередь можно отнести А. Адлера и К. Юнга. В част­ности, А. Адлер стал трактовать изначальное влечение че­ловека как представителя вида в форме чувства общности,

Цит. по Величковскнй Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1995. - С. 61.


46 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

которое проявляется в его стремлении «объединяться в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид»54. Основны­ми формами человеческой общности определяются про­фессиональная деятельность, социальные контакты с дру­гими людьми в любви и браке. Трудности в социальной адаптации порождают у человека чувство неполноценно­сти, которое определяет цель жизни, устанавливающую в свою очередь индивидуальную личностную структуру, по­лучившую наименование «стиля жизни». Основы стиля жизни формируются уже к 4-5 годам. Главное содержание индивидуального стиля жизни составляет чувство превос­ходства, способствующее преодолению трудностей социаль­ной адаптации, когда человек стремится найти жизненную силу, в которой он превосходит других. Особо интенсив­ное чувство неполноценности образует комплекс неполно­ценности, компенсация которого сопровождается появле­нием комплекса превосходства. Комплекс неполноценно­сти чаще возникает у лиц с физическими недостатками, а также в результате неправильного воспитания у избалован­ных и отвергаемых детей. Многообразие социальных взаи­модействий человека предопределяет уникальность целей и стилей жизни. Поэтому психология, по Адлеру, является индивидуальной и основная ее задача заключается в пси­хологическом обеспечении полноценной социальной адап­тации человека, его воспитания.

В отличие от Адлера, Юнг в своей аналитической психо­логии уделял основное внимание бессознательной состав­ляющей психики, полагая, что само «сознание, скорее всего, продукт бессознательного»55. Им было отмечено некоторое общее содержание в фантазиях многих психических боль­ных, интерпретируемое как аналогичное содержанию ми­фов, легенд, фольклора разных народов. На основании этого в сфере бессознательного, наряду с индивидуальным бес-


 

54 Адлер А. Наука жить. - Киев, 1997. - С. 46.

55 Юнг К. Аналитическая психология. — М, 1994. — С. 16.


13. Основные направления психологии человека как науки



сознательным, было выделено ядро — коллективное бессоз­нательное, проявляющееся «в форме образов, которые мо­гут быть понятны только в сравнении с их историческими параллелями... Содержания коллективного бессознатель­ного не контролируются волей и ведут себя так, словно ни­когда в нас и не существовали — их можно обнаружить у окружающих, но только не в самом себе»56. Такие образы, названные архетипами, составляют тот «низлежащий уро­вень, который одинаков у всех»57, то есть все люди исходно имеют одинаковый набор архетипов, выступающих основ­ными регуляторами их поведения.

Центральным архетипом выступает самость — архетип порядка, организации личности, связности сознательного и бессознательного. Среди других архетипов особо важная роль отводится архетипам анима и анимус, воплощающим женское начало в мужском бессознательном и мужское на­чало в женском бессознательном. Так как архетипы высту­пают главными регуляторами психики, поведения челове­ка, основная задача психологии определяется в содействии становления самости человека. Возможные затруднения в этом предложено выявлять прежде всего с помощью ана­лиза сновидений. А в связи с тем, что аналитик обладает схожими архетипами с любым другим человеком, то это по­зволяет ему вступать с другими в партнерские отношения, обеспечивающие успешность психотерапевтических воз­действий. Кроме того, аналитик становится наиболее эффек­тивным прогнозистом тех или иных явлений обществен­ной жизни, всего хода общественного развития, так как «коллективная психология действует согласно законам, весьма отличающимся от таковых в нашем собственном со­знании. Архетипы — мощные решающие силы, они свиде­тельствуют о реальных событиях, а не о нашем индивиду­альном разуме и практическом интеллекте»58.

56 Юнг К. Аналитическая психология. — М., 1994. — С. 38.

57 Там же. - С. 35.

58 Там же. - С. 117.


4 8 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознетия

Если обратиться к отечественной психологии, то в ка­честве примера развития научного направления, ставяще­го во главу рассмотрения активность чатовека, его взаимо­действие со средой, можно привести разработки В. А. Ядо-ва и А. Н. Леонтьева Согласно концепции Ядова, поведение человека объясняется, «исходя из его предрасположенно­сти, или диспозиции, к восприятию и оценке некоторой ситуации, готовности действовать в ней определенным образом. При этом диспозиции рассматриваются как ре­зультат предшествующего опыта»59. Диспозиции форми­руются «на стыке» между потребностями и условиями деятельности, обеспечивающими их удовлетворение. По­требности структурируются «по уровням присвоения индивидом социальных форм деятельности в их истори­чески сложившихся иерархических компонентах или по­следовательно расширяющихся сферах активности...»60. Источником активности личности является «потребность в достижении двух противоположных целей: слияние с социумом и выделение своего «Я» в качестве автономной единицы. В результате «столкновения» потребностей с условиями деятельности, также образующими иерархи­ческую структуру по параметру продолжительности, об­разуется диспозиционная иерархическая структура, вклю­чающая следующие уровни:

1) низший — установки удовлетворения потребностей
физического существования в простейших условиях;

2) социальные фиксированные установки — аттитьюды;

3) общая (доминирующая) направленность интересов в
определенной сфере социальной активности;

4) высший — образует систему ценностных ориентации
на цели жизнедеятельности и средства их достижения.


г


 


59 Саморегуляция и прогнозирование социального поведения лично­
сти. -Л., 1979. - С. 11.

60 Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения.
// Методологические проблемы социальной психологии. — М.,
1975.-С. 21.


13. Основные направления психологии человека как науки



Высший уровень играет решающую роль в саморегу­ляции поведения, а «низшие» уровни диспозиционной иерархии перестраиваются так, чтобы обеспечить реали­зацию поведения, регулируемого адекватным ситуации более высоким диспозиционным уровнем...»61. Но такая связь не является слишком жесткой и допускает относи­тельную автономность разных уровней.

По Леонтьеву, деятельность «выступает как процесс, в котором порождается психическое отражение мира в голове человека, то есть происходит переход отражаемо­го в психическое отражение, а с другой стороны, как про­цесс, который сам в свою очередь управляет психическим отражением»62. Субъективный образ внешнего мира «есть продукт деятельности субъекта в этом мире»63. Механизм поведения человека объясняется следующим образом: «Дело в том, что ни степень близости к биологическим по­требностям, ни степень побудительности и аффектогенно-сти тех или иных мотивов еще не определяют иерархичес­ких отношений между ними. Эти отношения определяют­ся складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредованиями и поэтому являются релятивными»64.

Деятельность, в ее психологическом понимании, это чувственная практическая деятельность, в которой чело­век вступает в практический контакт с предметами окру­жающего мира, испытывает их сопротивление и воздей­ствует на них, подчиняясь их объективным свойствам. По Леонтьеву, деятельность есть единица бытия человека. Основной, конституирующей характеристикой деятельно­сти является ее предметность. Предметность — это объек-

61 Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения.
// Методологические проблемы социальной психологии. — М,
1975. - С. 31.

62 Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности. // Основы теории
речевой деятельности. — М, 1974. — С. 5.

63 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975. — С. 65.

64 Там же. - С. 203.


50 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознания

тивная обусловленность психики. Отражение органами чувств объектов внешнего мира предполагает активное воздействие на них со стороны субъекта. Предмет — это главное, что отличает одну деятельность от другой, что по­буждает деятельность, то есть является ее мотивом. Ос­новными составляющими каждой деятельности считают­ся осуществляющие ее действия. Действием называется процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут — продукт, который дол­жен быть получен, то есть процесс, подчиненный созна­тельной цели. Трудовая деятельность существует в тру­довых действиях; учебная деятельность — в учебных дей­ствиях; игровая деятельность — в игровых и т. д. Если деятельность подчиняется мотиву, то действие — цели, которая может не совпадать с мотивом. Так, для удовлет­ворения пищевой потребности человек может выполнять действия, которые непосредственно на овладение пищей не направлены, например изготовлять орудия лова, рабо­тать ради получения материального вознаграждения с целью приобретения продуктов и т. п. Кроме того, в струк­туре деятельности принято выделять операции, под кото­рыми понимаются способы осуществления действий. Если цель действия остается неизменной, а условия его выполнения изменяются, то меняется и операционный состав действия. Подобно тому как понятие мотива соот­носится с понятием деятельности, а понятие цели — с по­нятием действия, понятие операции соотносится с поня­тием условий.

Отношение мотива деятельности к непосредственной цели действия осознается человеком в виде личностного смысла. Таким образом, отношения между мотивом и це­лью, между различными мотивами, система личностных смыслов формируют сознание человека, формируют лич­ность. В этом проявляется смыслообразующая функция мотива. Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, следовательно, развитие дей­ствий человека. Действия, все более обогащаясь, как бы


1.3. Основные направления психологии человека как науки____________ 51_

перерастают круг деятельностей, которые они реализуют, вступая в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов — новых видов деятельности.

Установление предметной составляющей деятельности в качестве ее ведущей характеристики предопределяет вы­деление внешней, чувственно-практической деятельности как образующей основы дли деятельности внутренней, включающей собственно психические действия и опера­ции. Это осуществляется посредством интериоризации, в результате которой внешние по своей форме процессы, дей­ствия, с внешними же вещественными предметами преоб­разуются в процессы психические, специфически при этом трансформируясь, обобщаясь, вербализуясь, сокращаясь, что способствует их возможностям в преодолении ограни­чений внешней деятельности. Но в целом внешняя и внут­ренняя деятельность сохраняют одинаковое строение.

В центре внимания психологии человека у Леонтьева становится личность «как психологическое новообразо­вание, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельно­сти»65. Выделяются три основных параметра личности: широта, объем связей человека с миром, степень иерархи-зированности этих связей и их общая структура. Широта, богатство связей отличает человека, жизнь которого охва­тывает обширный круг разнообразных деятельностей, их смыслообразующих мотивов. Тогда и иерархия, соподчи-ненность связей проявляется как иерархия деятельностей, их мотивов, степень которой может быть очень разной, не­зависимо от того, узко или широко основание личности, образуемое ее связями с окружением. Исходя из понима­ния того, что линия жизни у человека не может оставать­ся единственной, общая структура связей личности опре­деляется соотношением главных мотивационных линий

85 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — С. 172.


52 Часть 1. Психология человека — часть научного человекознания

деятельностей человека, образующих как бы общий «пси­хологический профиль» личности.

Если в теории деятельности Леонтьева подчеркивает­ся прижизненный характер формирования иерархии по­ведения, то концепция динамической функциональной структуры личности, предложенная К. К. Платоновым, устанавливает гетерогенность и изначальную иерархию составляющих психики человека. Эти составляющие включают:

1. Проявление способностей.

2. Общие черты характера.

3. Подструктуру направленности.

4. Подструктуру опыта (профпригодность, музыкаль­
ная, художественная и др. культура человека).

5. Подструктуру индивидуальных особенностей психи­
ческих процессов.

6. Биологически обусловленную подструктуру (темпе­
рамент, патологические изменения).

Каждая составляющая имеет одинаковый для всех людей набор характеристик, выделенных в результате структурного анализа примерно 1500 понятий, относя­щихся к психологии человека. Основным критерием вы­деления подструктур явилась их «объективно существу-

ющая иерархическая зависимость», при которой свой­ства личности 3-й подструктуры каузально зависят от свойств 4-й подструктуры, а те — от свойств 5-й, а все они вместе — от 6-й подструктуры. Такая иерархия определена преимущественно генетически. Любое свойство личности, «входящее в любую из четырех подструктур личности, мо­жет и должно рассматриваться как элементарная способ­ность или как элемент структуры сложных способностей к определенной деятельности»67. Характер определяется как часть структуры личности, в которую входят только черты личности, достаточно выраженные и достаточно

66 Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М, 1986. — С. 135.

67 Там же. - С. 155.


1.3. Основные направления психологии человека как науки



связанные друг с другом как целое, чтобы постоянно про­являться в различных видах деятельности. Таким обра­зом, способности и характер образуют структуры более высокого уровня. С помощью экспертов можно оценить выраженность выделенных свойств для конкретного лица по 5-балльной шкале (Приложение 2).

Общий для всех людей набор содержательных психи­ческих характеристик присутствует и в теории развития индивидуальности Б. Г. Ананьева, согласно которой пси­хика человека включает структуры человека как «инди­вида, личности и субъекта деятельности»68. Индивидные свойства человека состоят из возрастно-половых и инди­видуально-типических первичных свойств. Возрастные свойства последовательно развертываются в процессе ста­новления, роста индивида, а половые существуют в фор­ме полового деморфизма, интенсивность которого изме­няется с возрастом. Индивидуально-типические свойства образуют конституциональные особенности (телосложе­ние и биохимическая индивидуальность), нейродинами-ческие свойства мозга, особенности функциональной гео­метрии больших полушарий (симметрии-асимметрии функционирования парных рецепторов и эффекторов). Первичность индивидных свойств заключается в том, что они существуют на всех уровнях, включая клеточный и молекулярный (за исключением некоторых нейродинами-ческих и билатеральных свойств). Взаимодействие пер­вичных индивидных свойств определяет динамику пси­хофизиологических функций (сенсорных, мнемических. вербально-логических и т. д.) и структуру органических потребностей. Эти производные от первичных свойства названы вторичными. Собственно психическая интегра­ция индивидных свойств представляется в темпераменте и задатках. Основной формой развития индивидных свойств является онтогенез, осуществляющийся по опре-

68 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. - С. 209.


54 Часть 1. Психология человека —часть научного человекознания

деленной филогенетической, видовой программе, но по­стоянно модифицирующийся под влиянием социальных факторов. Поэтому, «по мере развертывания самих онто­генетических стадий усиливается фактор индивидуальной изменчивости, что связано с активным воздействием со­циальных свойств личности на структурно-динамические особенности индивида, являющиеся их генетическими ис­точниками»69.

Исходным моментом свойств личности является ее ста­тус в обществе (экономическое, политическое, правовое, идеологическое и т.д. положения в обществе), а также ста­тус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе статуса и в постоянной взаи­мосвязи с ним строятся системы общественных функций-ролей, а также целей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации образуют первичные лич­ностные свойства, определяющие вторичные свойства — особенности мотивации поведения и структуру обществен­ного поведения. Интегративным эффектом взаимодей­ствия первичных и вторичных личностных свойств, резуль­татом этого взаимодействия становится характер человека и его склонности. Основной формой развития личностных свойств человека является его жизненный путь в обществе, его социальная биография, в которой «выделяются момен­ты старта и финиша основной деятельности в обществе, этапы творческой эволюции личности, периоды подъема и упадка, главнейшие события личной жизни и деятельно­сти, тесно переплетенные с важнейшими событиями эпо­хи и общественного развития страны»70. Следует дополни­тельно указать также на ключевое значение в определении личностных свойств, характера, склонностей человека из­менения его семейного положения, его статуса в системе своего ближайшего окружения.

69 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М,
1977.-С. 210.

70 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001. — С. 71.


1.3. Основные направления психологии человека как науки



Человек как субъект деятельности преимущественно рассматривается как субъект труда, познания и общения. Структура человека как субъекта деятельности «образует­ся из определенных свойств индивида и личности, соответ­ствующих предмету и средствам деятельности»71. Исход­ными характеристиками человека как субъекта являются сознание (как отражение объективной действительности) и деятельность (как преобразование действительности). Человек «как субъект практической деятельности харак­теризуется не только его собственными свойствами, но и теми техническими средствами труда, которые выступа­ют своего рода усилителями, ускорителями и преобразо­вателями его функций. Как субъект теоретической дея­тельности в такой же мере характеризуется знаниями и умениями, связанными с оперированием специфически­ми знаковыми системами»72. Учитывая, что творчество принято рассматривать «не только как высшую, наиболее активную и продуктивную форму деятельности челове­ка, преобразующей действительности, но и как сложную конвергенцию основных ее видов — труда, познания и общения»73, оно определяется в качестве высшей интег­рации субъектных свойств, а наиболее обобщенными эф­фектами (а вместе с тем потенциалами) — способности и талант. Основной формой развития субъектных свойств является история производственной деятельности чело­века в обществе.

Человек как индивидуальность понимается Ананьевым как «единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функциониру­ют природные свойства человека как индивида»74. Начало индивидуальности определяет индивид с его комплексом


71 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001. — С. 72.

72 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.,

1977. -С. 210.

М, 2001. - С. 75.

73 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.

74 Там же.-С. 280.


56 Часть 1. Психология человека — часть тучного человекознания

природных свойств. В частности, изначально в струк­туру психических процессов восприятия включены мо-тивационные образования. Мотивация «является фак­тором индивидуального развития в четырех направлениях: органическом, гностическом, этическом и эстетическом. Органическое направление связано с обслуживанием основ­ных безусловных рефлексов на сохранение постоянства ве­щества и внутренней среды, оборонительно-защитных, раз­множения и родительских функций, рефлексов на экологи­ческие стимулы и т.д. Благодаря историческому развитию познания (в единстве его чувственной и логической сторон) потребность в знании и методах, с помощью которых оно об­разуется, является одной из основных духовных потребно­стей индивида: эта гностическая мотивация влияет на раз­личные уровни жизни человека и его перцептивные свой­ства... Этическая мотивация выражает потребность человека в людях и социальных связях... Эстетическая мотивация, ве­роятно, строится на основе взаимодействия гностических и этических мотивов и представляет собой наиболее сложный вид восприятия как наслаждения эстетическими свойства­ми объективной действительности»75.

Сравнивая и обобщая изложенные трактовки психо­логии человека как отрасли научного знания, целесооб­разно обратиться к существующим объяснениям механиз­мов активной направленности субъекта на объект-цель, или, по другой терминологии, механизмов целенаправлен­ной, сознательной активности человека, то есть того спе­цифического, что отличает человека от всего другого. По определению А. Н. Леонтьева, эта направленность опре­деляется в данных одних теорий как «необходимость раз­рядки напряжения и потребностью в конструктивной ак­тивности, ведущей к развитию новых целей и ценностей — в других»76. Сравнительной анализ подходов удобно про-

75 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.................. М, 1977. —

С. 194-195.

76 Леонтьев А. Н. Предисловие. //Экспериментальная психология. /
Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже, Вып. 5. - М., 1976. - С. 7.


1.3. Основные направления психологии человека как науки____ 57

вести на основе сопоставления их обобщенных характе­ристик (табл. 1).

Таблица 1

Характерные особенности различных подходов к объяснению целенаправленной активности человека

 

  Подходы
С~равнива€мын признак Разрядки напряжения Конструктивной акптностн
; 2  
Цель Разрядка напряженности неудовлетворенных изна- Априори не определена, формируется как ре­зультат жизненного пути,
активности чально существующих по-  
  требностей реализация личностного
    потенциала
    Изначально существует
    только расширяющаяся
Строение Состоит из нескольких активность, на начальных
психологиче- структурных блоков, свойств стадиях развития в виде
ского меха- личности, исполняющих врожденных реакций. Впо-
низма обеспе- различные функции: энерге- следствии возникают дина-
чения актив- тические, управления, опе- мические функциональные
ности рационные и т. д. системы на основе формиро-
    вания условных связей,
    привычек
  Во взаимодействии различных Активность направляется
  структур приоритетную на- внешней средой, а субъ-
  правляющую и энергетическую ект реализует преимуще-
  функции реализуют внутренние ственно энергетическую
  потребности. Предполагается, функцию. Формирование
  что дня удовлетворения какой- новых форм поведения
Динамика то актуальной потребности происходит относительно
функциони- всегда существует несколько независимо от предшест-
рования пси- возможностей. Новые формы вующих образований.
хологического активности образуются как Взаимодействие со средой
механизма закрепление наилучших спосо- в каждый момент времени
  бов удовлегворения базовых происходит по всем воз-
  потребностей. Целенаправлен- можным направлениям
  ность поведения достигается (симультанно), ограничи-
  актуализацией одновременно ваясь только энергетиче-
  только одной потребности скими возможностями
  (сукцесснвно) субъекта

В итоге можно сделать некоторые выводы. Так, при подходе, объясняющем целенаправленную активность разрядкой напряжения изначально существующего, оди­накового для всех людей набора первичных потребностей,


5 8 Часть 1. Психология человекачасть научного человекознания

или предрасположенностей, объявляется примат всеобще­го, одинакового (номотетическая парадигма научного по­знания). При другом подходе оказывается, что разнообра­зие факторов среды, направляющих развитие отдельного человека, формирует его неповторимый индивидуальный облик как совокупность привычных для него форм взаи­модействия со средой (идеографическая парадигма).

Рассмотренные положения различных теорий дают ос­нования отнести к подходу разрядки напряжения психоана­литические концепции, концепции гештальтпсихологии, а к подходу конструктивной активности — концепции бихе­виоризма. Представляется, что теоретические положения Б. Г. Ананьева и К. К. Платонова имеют больше общего с первым подходом, чем со вторым, а взгляды А. Н. Леон­тьева и В. А. Ядова — наоборот.

Если обратиться к другим отечественным авторитетам, то первичность изначальных потребностей как основных де­терминант поведения человека подчеркивается Б. Ф. Ломо­вым: «Конечно, в основе всего многообразия человеческих потребностей лежат так называемые материальные пот­ребности (в пище, одежде, жилище и т.д.). На этой основе в процессе исторического развития общества развивают­ся—в широком смысле слова — потребности духовные»77. В. К. Валюнас считает: «Тот факт, что у человека содер­жание мотивации начинает определяться не биологичес­кой природой, а общественными условиями, развиваясь под влиянием организованного воспитания, не должен за­тенять другого фундаментального факта — того, что в пси­хике это содержание изначально укладывается в формы, сложившиеся до антропогенеза»78. С другой стороны, в то же время В. Г. Асеев пишет: «Высшие потребности и со­ответствующие функциональные возможности возникли

77 Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений. //
Психологический журнал. — 1981, № 1. — С. 12.

78 Валюнас В. К. Психологические механизмы биологической моти­
вации. - М, 1986. - С. 199.


1.3. Основные направления психологии человека как науки____________ 59

не как простое средство более совершенного удовлетво­рения тех же биологических потребностей, скорее наобо­рот, новые функциональные возможности обусловили постепенное становление как новых потребностей высше­го порядка, так и новых, в человеческом их качестве, био­логических потребностей»79. Похожее мнение у П. В, Си­монова: «Настаивая на самостоятельном происхождении социальных и идеальных (духовных) потребностей, мы, естественно не можем принять тезис об их вторичности по отношению к потребностями материальным...»80. Примеры подобных противопоставлений могут быть продолжены.

Поэтому, можно заключить, что сам факт длительно­го существования обоих подходов к пониманию главных особенностей психики человека показывает, что, во-пер­вых, они, каждый в отдельности, являются адекватными для объяснения многих психических явлений, а во-вто­рых, они не способны по отдельности в полной мере охва­тить всю проблематику психологии человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных