ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 2. Общая и дифференциальная психология человекаладающих свойствами, вызывающими данные ощущения»7. Предметность восприятия проявляется в присущем ему свойстве выделения в сенсорном поле какого-либо предмета, разделения поля восприятия на фигуру и фон. Предмет воспринимается как расположенное на переднем плане замкнутое и ограниченное целое, фон же — как неограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Иллюстрацией такого феномена являются двойственные изображения, одна часть которых воспринимается фигурой, а другая — в качестве фона, и когда затруднительно одновременно воспринимать их как две фигуры (рис. 5).
а) б) Рис. 5. Изображения, демонстрирующие эффект выделения фигуры из фона Константность восприятия заключается в сохранении относительно постоянного восприятия формы, размеров, цвета, некоторых других свойств предметов при изменении условий их восприятия (расстояния, освещения и т. п.). Другими словами, несмотря на изменение характеристик непосредственного раздражения, его образ в определенном диапазоне сохраняется константным. Целостность 7 Немов Р. С. Психология. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1994. - С. 155. 2.1. Познавательные психические процессы восприятия заключается в доминирований целостной структуры образа над восприятием его отдельных элементов. Так, один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному, например элементы фигуры б на рис. 5. В другом случае доминирование целостной структуры образа над его элементами выражается в сохранении его качественной специфики при замене отдельных элементов образа при сохранении соотношений между ними, что хорошо иллюстрируется узнаванием мелодии в случае, когда при ее проигрывании все звуки изменяются по высоте и тембру. И наконец, преобладание целого над частями проявляется также в сохранении общей структуры образа при выпадении ее частей. Что касается обобщенности восприятия, то оно определяется тем, что отображаемый единичный предмет, выступая во всей своей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя целого класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Тогда воспринимаемый предмет обозначается словом —- понятием, и в нем ищутся и видятся признаки, характерные для данного понятия. Зависимость восприятия (перцепции) от содержания психической жизни человека, его личностных особенностей называется апперцепцией. Это явление обосновывается экспериментальным подтверждением существования индивидуальных различий в восприятии одних и тех же явлений разными людьми. По типам восприятия среди людей были выделены: аналитичные и синтетичные; объективисты и субъективисты; концептуальные и перцептивные; объективисты и субъективисты; уверенные и осторожные; дезинтегрированные и интегрированные; формо- ориентированные и цвето- ориентированные; гап-тические и визуальные.8 Аналитичные (детализирующие) люди проявляют тенденцию воспринимать скорее отдельные части явлений, Либин А. В. Дифференциальная психология. — М, 1999. — С. 90. 68____ Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека испытывая трудности в вычленении целостной структуры, и ориентируются на различия, а синтетичные (интегрирующие) воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. У объективистов устойчивое, узко направленное и точное восприятие, а у субъективистов более широкое поле восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей восприятие. Перцептивные (пассивные) используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула, а концептуальные (активные), выполняя опознание, работают рационально, формируют гипотезы о верном решении при выполнении классификаций. Уверенные одним обобщением информируют о том, что воспринимают, включая несуществующие детали, а осторожные (оценивающие) дают подробные отчеты, включая мельчайшие детали. У лиц с дезинтегрированным (5-типом) восприятия оно нестабильно, незакономерно, не связано прямо с воспринимаемой реальностью, а у лиц с интегрированным восприятием (/-типом) оно систематично, логично и реалистично. Люди с формо- ориентированным восприятием при опознании ориентируются на признаки формы, а люди с цвето- ориентированным восприятием — на цветовые признаки. Обладатели гаптического восприятия предпочитают осязататьно-кинестетический канал информации, а обладатели визуального — зрительный. Отмечается, что одним и тем же людям «свойственно проявление синтетичности, субъективизма, активности и уверенности»9. Различие в аналитической и синтетической формах восприятия объясняется разным соотношением последовательных и параллельных компонентов опознания стимулов, определяющих ее сукцессивный (последовательный) или симультанный (одновременный) механизм реализации. Тогда сукцессивное опознание обеспечивает реализацию восприятия как суммы ощущений, как последовательное опробование отдельных при- Либин А. В. Дифференциальная психология. — М., 1999. — С. 89. 2.1. Познавательные психические процессы знаков воспринимаемого объекта. При симультанном опознании реализуется многоканальное параллельное восприятие, не требующее внешних движений и обеспечивающее в каждый момент сличение всего объекта только по одному эталонному признаку, воспроизводимому в памяти.10 Памятью называется запоминание, сохранение и воспроизведение в форме представлений человеком своего опыта. Соответственно, представления — это вторичные образы, отображающие объекты и явления, в данный момент не воздействующие на органы чувств, но воздействовавшие на них ранее. Запоминание — это процесс закрепления образов, впечатлений, понятий. Сохранение — процесс памяти, направленный на удержание воспринятого материала. Воспроизведение — актуализация представлений без опоры на вторичное восприятие объектов, воспроизведение в условиях повторного восприятия объектов называется узнаванием, а воспроизведение образов прошлого, локализованных во времени и пространстве, — воспоминанием. Уровень воспроизведения материала ограничивается уровнем его выпадения из памяти, то есть забыванием. По форме представлений память подразделяют на двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную, которая, в свою очередь, дифференцируется по модальности образов на зрительную, слуховую, обонятельную и т. д. По времени сохранения материала принято отдельно рассматривать кратковременную память, которая характеризуется объемом материала (5-9 единиц информации), воспроизводимого не более чем через несколько секунд после его однократного предъявления, и неограниченную по времени долговременную память, а кроме того, занимающую промежуточное положение оперативную намять, обеспечивающую выполнение каких-то конкретных задач. Также выделяется непроизвольная память, Зийченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М, 2000. 70____ Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека когда запоминание и воспроизведение материала осуществляется автоматически, и произвольная память, когда это происходит в результате целенаправленных усилий. Имеются многочисленные данные о преобладании у людей тех или иных видов памяти. Так, одни люди лучше запоминают образный материал, а другие — словесную, вербальную информацию. Даже выделяется особая категория людей, у которых образная память достигает уровня наглядной памяти, получившей наименование эйдетической.11 Существенные различия между людьми проявляются в их преимущественной ориентации на кратковременную или долговременную форму запоминания.12 В рамках пси-хоанализавыявлены межиндивидуальные различия в характере забывания в зависимости от подсознательной мотивации.13 Психологические объяснения механизмов памяти прежде всего различаются между собой по той роли, которая в них отводится активности субъекта. В большинстве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается «либо объект (материал) сам по себе, либо субъект (чистая активность сознания)...»14. Первое направление опирается на понятие ассоциации, которое обозначает связь, соединение чего-либо, когда появление одного явления приводит к возникновению в сознании другого, строго определенного явления. Образование ассоциации может происходить при пространственно-временной смежности, сходстве или контрасте этих явлений. Понятно, что общая смежность явлений возрастает с повторением их совместных появлений, поэтому повторение считается основным средством запоминания. Другое направление в качестве ведущего условия запоминания принимает струк- 11 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М., 2000. 12 Либин А. В. Дифференциальная психология, — М., 1999. 13 Фрейд 3. Забывание иностранных слов. Хрестоматия по общей 14 Общая психология. (Под ред. А. В. Петровского). — М, 1976. 2.1. Познавательные психические процессы турные особенности запоминаемого материала, что делает этот процесс избирательным. Эти структурные особенности определяются отношением субъекта к запоминаемому материалу. Тогда самым важным для обеспечения запоминания становится включение запоминаемого в общую структуру ценностей и психологических особенностей субъекта. Обращает на себя внимание то, что факт существования относительно одинакового для разных людей показателя объема запоминаемой рядоположной информации в кратковременной памяти лучше объясняется с позиций ассоцианизма, а избирательность забывания в долговременной памяти происходит в соответствии со структурной субъективной неравноценностью сохраняемого в ней материала. Приоритет вербальной памяти, безотносительно смысловой, содержательной характеристики запоминаемого, может объясняться большей относительной повторяемостью слов в сравнении с повторяемостью более разнообразных объективных невербальных явлений, воздействующих на субъект и образующих содержание его образной памяти. Получается, что феномены словесной кратковременной памяти удобней объяснять с позиций ассоционистской, деятельностной концепции, а образной долговременной — с позиций структурной модели памяти. Порождение нового знания осуществляется посредством мышления. Мышление — это обобщенное и опосредованное познание действительности. Обобщение — это установление общего, связи между различными явлениями. Опосредованность познания предполагает установление связи между познаваемым и средством познания. Таким образом, исходя из определения, мышление имеет дело с отношениями между явлениями действительности. Единицей мышления является мысль. Считается, что исходно мысль включает сравнение между двумя явлениями. По преобладающей форме мыслей различают вербальное (словесно-логическое) и невербальное Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|