Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека





ладающих свойствами, вызывающими данные ощуще­ния»7. Предметность восприятия проявляется в присущем ему свойстве выделения в сенсорном поле какого-либо предмета, разделения поля восприятия на фигуру и фон. Предмет воспринимается как расположенное на переднем плане замкнутое и ограниченное целое, фон же — как не­ограниченное, неопределенное и простирающееся вокруг и позади предмета поле. Иллюстрацией такого феномена являются двойственные изображения, одна часть которых воспринимается фигурой, а другая — в качестве фона, и когда затруднительно одновременно воспринимать их как две фигуры (рис. 5).




 


 


а)


б)


Рис. 5. Изображения, демонстрирующие эффект выделения фигуры из фона

Константность восприятия заключается в сохранении относительно постоянного восприятия формы, размеров, цвета, некоторых других свойств предметов при изменении условий их восприятия (расстояния, освещения и т. п.). Другими словами, несмотря на изменение характеристик непосредственного раздражения, его образ в определен­ном диапазоне сохраняется константным. Целостность

7 Немов Р. С. Психология. В 2-х кн. Кн. 1. - М., 1994. - С. 155.


2.1. Познавательные психические процессы



восприятия заключается в доминирований целостной структуры образа над восприятием его отдельных элемен­тов. Так, один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разно­му, например элементы фигуры б на рис. 5. В другом слу­чае доминирование целостной структуры образа над его элементами выражается в сохранении его качественной специфики при замене отдельных элементов образа при сохранении соотношений между ними, что хорошо иллю­стрируется узнаванием мелодии в случае, когда при ее проигрывании все звуки изменяются по высоте и тембру. И наконец, преобладание целого над частями проявляет­ся также в сохранении общей структуры образа при вы­падении ее частей. Что касается обобщенности восприя­тия, то оно определяется тем, что отображаемый единич­ный предмет, выступая во всей своей индивидуальной специфичности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя целого класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Тогда воспринимаемый пред­мет обозначается словом —- понятием, и в нем ищутся и видятся признаки, характерные для данного понятия.

Зависимость восприятия (перцепции) от содержания психической жизни человека, его личностных особеннос­тей называется апперцепцией. Это явление обосновыва­ется экспериментальным подтверждением существования индивидуальных различий в восприятии одних и тех же явлений разными людьми. По типам восприятия среди людей были выделены: аналитичные и синтетичные; объективисты и субъективисты; концептуальные и пер­цептивные; объективисты и субъективисты; уверенные и осторожные; дезинтегрированные и интегрированные; формо- ориентированные и цвето- ориентированные; гап-тические и визуальные.8

Аналитичные (детализирующие) люди проявляют тен­денцию воспринимать скорее отдельные части явлений,

Либин А. В. Дифференциальная психология. М, 1999. — С. 90.


68____ Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека

испытывая трудности в вычленении целостной структу­ры, и ориентируются на различия, а синтетичные (интег­рирующие) воспринимают явления как интегрированное целое, выделяя сходство между частями. У объективис­тов устойчивое, узко направленное и точное восприятие, а у субъективистов более широкое поле восприятия с субъективной интерпретацией, дополняющей восприятие. Перцептивные (пассивные) используют метод проб и ошибок, руководствуясь непосредственным восприятием стимула, а концептуальные (активные), выполняя опоз­нание, работают рационально, формируют гипотезы о вер­ном решении при выполнении классификаций. Уверен­ные одним обобщением информируют о том, что воспри­нимают, включая несуществующие детали, а осторожные (оценивающие) дают подробные отчеты, включая мель­чайшие детали. У лиц с дезинтегрированным (5-типом) восприятия оно нестабильно, незакономерно, не связано прямо с воспринимаемой реальностью, а у лиц с интегри­рованным восприятием (/-типом) оно систематично, ло­гично и реалистично. Люди с формо- ориентированным восприятием при опознании ориентируются на признаки формы, а люди с цвето- ориентированным восприятием — на цветовые признаки. Обладатели гаптического воспри­ятия предпочитают осязататьно-кинестетический канал информации, а обладатели визуального — зрительный.

Отмечается, что одним и тем же людям «свойственно проявление синтетичности, субъективизма, активности и уверенности»9. Различие в аналитической и синтетичес­кой формах восприятия объясняется разным соотноше­нием последовательных и параллельных компонентов опознания стимулов, определяющих ее сукцессивный (последовательный) или симультанный (одновременный) механизм реализации. Тогда сукцессивное опознание обеспечивает реализацию восприятия как суммы ощуще­ний, как последовательное опробование отдельных при-

Либин А. В. Дифференциальная психология. — М., 1999. — С. 89.


2.1. Познавательные психические процессы



знаков воспринимаемого объекта. При симультанном опознании реализуется многоканальное параллельное восприятие, не требующее внешних движений и обеспе­чивающее в каждый момент сличение всего объекта толь­ко по одному эталонному признаку, воспроизводимому в памяти.10

Памятью называется запоминание, сохранение и вос­произведение в форме представлений человеком своего опыта. Соответственно, представления — это вторичные образы, отображающие объекты и явления, в данный мо­мент не воздействующие на органы чувств, но воздейство­вавшие на них ранее. Запоминание — это процесс закреп­ления образов, впечатлений, понятий. Сохранение — про­цесс памяти, направленный на удержание воспринятого материала. Воспроизведение — актуализация представле­ний без опоры на вторичное восприятие объектов, воспро­изведение в условиях повторного восприятия объектов называется узнаванием, а воспроизведение образов прош­лого, локализованных во времени и пространстве, — вос­поминанием. Уровень воспроизведения материала огра­ничивается уровнем его выпадения из памяти, то есть за­быванием.

По форме представлений память подразделяют на дви­гательную, эмоциональную, словесно-логическую и образ­ную, которая, в свою очередь, дифференцируется по мо­дальности образов на зрительную, слуховую, обонятель­ную и т. д. По времени сохранения материала принято отдельно рассматривать кратковременную память, кото­рая характеризуется объемом материала (5-9 единиц ин­формации), воспроизводимого не более чем через несколь­ко секунд после его однократного предъявления, и нео­граниченную по времени долговременную память, а кроме того, занимающую промежуточное положение оператив­ную намять, обеспечивающую выполнение каких-то кон­кретных задач. Также выделяется непроизвольная память,

Зийченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М, 2000.


70____ Часть 2. Общая и дифференциальная психология человека

когда запоминание и воспроизведение материала осуще­ствляется автоматически, и произвольная память, когда это происходит в результате целенаправленных усилий.

Имеются многочисленные данные о преобладании у людей тех или иных видов памяти. Так, одни люди лучше запоминают образный материал, а другие — словесную, вербальную информацию. Даже выделяется особая кате­гория людей, у которых образная память достигает уровня наглядной памяти, получившей наименование эйдетичес­кой.11 Существенные различия между людьми проявляют­ся в их преимущественной ориентации на кратковременную или долговременную форму запоминания.12 В рамках пси-хоанализавыявлены межиндивидуальные различия в харак­тере забывания в зависимости от подсознательной моти­вации.13

Психологические объяснения механизмов памяти прежде всего различаются между собой по той роли, ко­торая в них отводится активности субъекта. В большин­стве психологических теорий памяти в центре внимания оказывается «либо объект (материал) сам по себе, либо субъект (чистая активность сознания)...»14. Первое направ­ление опирается на понятие ассоциации, которое обозна­чает связь, соединение чего-либо, когда появление одного явления приводит к возникновению в сознании другого, строго определенного явления. Образование ассоциации может происходить при пространственно-временной смеж­ности, сходстве или контрасте этих явлений. Понятно, что общая смежность явлений возрастает с повторением их совместных появлений, поэтому повторение считается основным средством запоминания. Другое направление в качестве ведущего условия запоминания принимает струк-

11 Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. — М., 2000.

12 Либин А. В. Дифференциальная психология, — М., 1999.

13 Фрейд 3. Забывание иностранных слов. Хрестоматия по общей
психологии: Психология памяти. — М., 1979.

14 Общая психология. (Под ред. А. В. Петровского). — М, 1976.


2.1. Познавательные психические процессы



турные особенности запоминаемого материала, что делает этот процесс избирательным. Эти структурные особеннос­ти определяются отношением субъекта к запоминаемому материалу. Тогда самым важным для обеспечения запо­минания становится включение запоминаемого в общую структуру ценностей и психологических особенностей субъекта.

Обращает на себя внимание то, что факт существова­ния относительно одинакового для разных людей показа­теля объема запоминаемой рядоположной информации в кратковременной памяти лучше объясняется с позиций ассоцианизма, а избирательность забывания в долговре­менной памяти происходит в соответствии со структур­ной субъективной неравноценностью сохраняемого в ней материала. Приоритет вербальной памяти, безотноси­тельно смысловой, содержательной характеристики за­поминаемого, может объясняться большей относитель­ной повторяемостью слов в сравнении с повторяемостью более разнообразных объективных невербальных явле­ний, воздействующих на субъект и образующих содер­жание его образной памяти. Получается, что феномены словесной кратковременной памяти удобней объяснять с позиций ассоционистской, деятельностной концепции, а образной долговременной — с позиций структурной модели памяти.

Порождение нового знания осуществляется посред­ством мышления. Мышление — это обобщенное и опо­средованное познание действительности. Обобщение — это установление общего, связи между различными явлениями. Опосредованность познания предполагает ус­тановление связи между познаваемым и средством позна­ния. Таким образом, исходя из определения, мышление имеет дело с отношениями между явлениями действи­тельности. Единицей мышления является мысль. Счита­ется, что исходно мысль включает сравнение между дву­мя явлениями. По преобладающей форме мыслей разли­чают вербальное (словесно-логическое) и невербальное






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных