Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Педагогика как наука. Методы, цели и идеалы образования и воспитания




1. Педагогический идеал человеческой личности в истории развития общества и его отражение в педагогике.

2. Цели и содержание процесса воспитания личности.

3. Основные принципы воспитания.

Ключевые понятия

Педагогический идеал, цели и содержание воспитания, воспитанная личность, педагогические идеи Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, А.С.Сухомлинского, А.С.Макаренко.

Контрольные вопросы

· Назовите известные вам педагогические идеалы человеческой
личности в истории развития общества.

· Что такое педагогический идеал личности?

· Как вы понимаете цель воспитания, что она включает в себя?

· Раскройте содержание процесса воспитания личности.

· Чем отличается процесс воспитания от воспитательной работы?

· Дайте характеристику закономерностей воспитательного процесса.

· Что такое принципы воспитания?

· Назовите основные принципы воспитания и раскройте их
требования к воспитательному процессу.

· По каким критериям вы оцениваете воспитанность человека?

 

Проблемные вопросы

1.Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания:

· Спокойствие, по крайней мере внешнее, в любых обстоятельствах.

· Прямота в словах и поступках.

· Обдуманность действий.

· Решительность с правом ответственности за поступок.

· Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

· Делать то, что хочется, а не то, что случится.

· Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

· Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

· Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему?

Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем?

Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

2. Вам, как руководителю, предложили помочь в подготовке к корпоративному празднику. При этом вы выделяете четыре основных блока заданий: 1) вымыть аудитории; 2) аккуратно расставить мебель; 3) стереть пыль с мебели и полить цветы; 4) подготовить и привести в порядок материалы для выставки, приуроченной к празднику, разложив все отобранные экспонаты. Расставить мебель нетрудно, но это можно сделать только в последнюю очередь — после окончания уборки. Значит, тем, кто готовит выставку, придется задержаться дольше остальных. Вытереть пыль и полить цветы — самая непродолжительная и легкая работа, а отбор и систематизация материалов для выставки потребуют времени, кропотливости, внимания и вкуса. Разъяснив все моменты работы, вы предлагаете сотрудникам самостоятельно и добровольно разделиться на группы и выбрать вид работы самим.

В чем ценность данного приема организации деятельности?

Какие аспекты воспитания вы решаете в данной ситуации?

Каково место руководителя в ситуации? Проанализируйте данную позицию.

Как вы думаете, с какого возраста подобная форма организации деятельности в коллективе будет более эффективна?

Тема 9. Принципы и содержание семейного воспитания (тема для самостоятельного осмысления)

1. Семья как субъект педагогического взаимодействия.

2. Принципы семейного воспитания.

3. Проблемы воспитания в семье. Типы и причины
неправильного воспитания.

Ключевые понятия

Семья, семейное воспитание, проблемы семейного воспитания, неправильное воспитание в семье, критерии родительского поведения.

 

Контрольные вопросы

· Семья как субъект педагогического взаимодействия и
социокультурная среда воспитания и развития личности.

· Определение семьи и семейного воспитания, задачи семьи в
контексте развития личности.

· Каковы принципы семейного воспитания?

· Как проявляются нравственно-психологические и идейные взаимоотношения поколений?

· Обозначьте проблемы воспитания в семье. Каковы типы и причины неправильного воспитания?

· Критерии родительского поведения.

Проблемные вопросы

1. Проанализируйте представленный далее диалог и ответьте на последующие вопросы.

Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?

Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?

Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и не понимаю, почему?..

О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.

Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.

О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?

Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.

О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?

Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.

О.: Молчать, конечно, безопаснее.

Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.

О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?

Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!

· Какой можно сделать вывод из содержания диалога?

· Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?

· Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.

· Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?

2. Как связаны черты характера человека со стилем общения в семье?

3.Выявите у себя отрицательные и положительные черты характера, сформированные в детcтве при семейном взаимодействии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных