ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Quot;Узнаем о народных мастерах из Хохломы.Рисование элементов хохломской росписи" Цели: 1. Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения. 2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию. 3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров. Ход урока (Рисунок 1). Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему? Вот как это случилось Инсценировка. (Звучит музыка “ Ивана - купала”. Дети встают из-за парт и выходят в центр – на ярмарку. В руках - поделки. Костюмы: ленты, на плечах – платки, в руках - буквы от слова – хохлома и по порядку прикрепляют их к доске.) Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам. - Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо блюда да чашки, ложки? - Откуда посуда? - К вам приехала сама хохлома! Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь – хохломской. (Рисунок 2). Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. (Доклад ученика.) Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица- Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу. И сейчас хохломскую посуду делают в Горьковской области. 1. Вырезают посуду из липы, осины, березы. 2. Просушенные изделия шпаклюют, чтобы дерево краску не впитывало. 3. Через 6-8 часов грунтуют изделие льняным маслом и в сушильный шкаф на 4-6 часов, температура 40-50. 4. Затем посеребряют, натирают алюминиевым порошком. Теперь можно и расписывать. Побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку. Потянулись узором черные и красные завитки. Расписанную миску снова покрывают льняным маслом и отправляют в печь. От печного жара заиграет миска праздничным золотым светом. Еще ярче станет на ней узор луговой, лесной. Здесь и травка, и яблочко, и елочка, и мелкая ягода малинка, клубничка, рябинка. Так и называется эта роспись – “ травка”. Настоящая, хохломская роспись. (Рисунок 3). А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. Вот листья похожи на перистых золотых рыбок. Плавают по дну чаши среди цветов-завитков и глазастых ягод. (Рисунок 4). Этот жаркий цветок с черными и золотыми тычинками- усиками так и хочется назвать бабочкой махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнул ими и вот- вот улетит. Для хохломской росписи свойственны 2 типа письма – верховой и фоновый. “Верховая” роспись наносится на золотом фоне. Классическим примером верхового письма является травка с красными и черными кустиками, создающими графический рисунок на золотом фоне. Или применяют более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля. Для “фоновой” росписи характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остается золотым. Художницы соединяют в одном рисунке – красоту весеннего цветения природы и ее осеннюю щедрость, воплощают мечту земледельца о богатом урожае. Эти изделия становятся как бы символом пожелания благополучия. Черный фон помогает достигнуть большей звучности цветовой гаммы, растительный узор четче выделяется на нем. - Мы же с вами будем рисовать элементы хохломской росписи. 1. Сначала попробуем травку. Кистью с нажимом. 2. Пробуем рисовать ягодки. Мазки кистью. 3. Рисуем веточку и симметрично у стебля располагаем ягодки, цветы, листья, травку. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|