Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Quot;Узнаем о народных мастерах из Хохломы.




Рисование элементов хохломской росписи"

Цели:

1. Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения.

2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.

Ход урока

(Рисунок 1).

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали - сказка началась? А это быль.

Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему? Вот как это случилось

Инсценировка.

(Звучит музыка “ Ивана - купала”.

Дети встают из-за парт и выходят в центр – на ярмарку.

В руках - поделки. Костюмы: ленты, на плечах – платки,

в руках - буквы от слова – хохлома и по порядку прикрепляют их к доске.)

Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов речки Узолы. Стук-бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлому семинские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам.

- Кому посуда для кашки-окрошки? Чудо блюда да чашки, ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама хохлома!

Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь – хохломской. (Рисунок 2).

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное - ОХ! И восторженное АХ!

Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

(Доклад ученика.)

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица- Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

И сейчас хохломскую посуду делают в Горьковской области.

1. Вырезают посуду из липы, осины, березы.

2. Просушенные изделия шпаклюют, чтобы дерево краску не впитывало.

3. Через 6-8 часов грунтуют изделие льняным маслом и в сушильный шкаф на 4-6 часов, температура 40-50.

4. Затем посеребряют, натирают алюминиевым порошком. Теперь можно и расписывать.

Побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку. Потянулись узором черные и красные завитки. Расписанную миску снова покрывают льняным маслом и отправляют в печь. От печного жара заиграет миска праздничным золотым светом. Еще ярче станет на ней узор луговой, лесной. Здесь и травка, и яблочко, и елочка, и мелкая ягода малинка, клубничка, рябинка. Так и называется эта роспись – “ травка”. Настоящая, хохломская роспись. (Рисунок 3).

А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу их не встретишь. Вот листья похожи на перистых золотых рыбок. Плавают по дну чаши среди цветов-завитков и глазастых ягод. (Рисунок 4).

Этот жаркий цветок с черными и золотыми тычинками- усиками так и хочется назвать бабочкой махаоном. Он широко распахнул свои лепестки, взмахнул ими и вот- вот улетит.

Для хохломской росписи свойственны 2 типа письма – верховой и фоновый.

“Верховая” роспись наносится на золотом фоне. Классическим примером верхового письма является травка с красными и черными кустиками, создающими графический рисунок на золотом фоне. Или применяют более крупные растительные формы – округлые листки, ягодки, располагаемые симметрично у стебля.

Для “фоновой” росписи характерно применение фона – черного или цветного, тогда как сам узор остается золотым.

Художницы соединяют в одном рисунке – красоту весеннего цветения природы и ее осеннюю щедрость, воплощают мечту земледельца о богатом урожае. Эти изделия становятся как бы символом пожелания благополучия. Черный фон помогает достигнуть большей звучности цветовой гаммы, растительный узор четче выделяется на нем.

- Мы же с вами будем рисовать элементы хохломской росписи.

1. Сначала попробуем травку. Кистью с нажимом.

2. Пробуем рисовать ягодки. Мазки кистью.

3. Рисуем веточку и симметрично у стебля располагаем ягодки, цветы, листья, травку.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных