ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Составление загадки.Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке (учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию огромной ромашки). – На что похожа ромашка, ее отдельные элементы? – С чем можно сравнить? Ответы учащихся: серединка цветка похожа на солнышко, лепестки- на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку. Предполагаемая загадка: На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами. Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. Вот и мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество. А вот какие загадки уже составлены о ромашке: Шел я утром по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи. Стоит в поле кудряшка – Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? Белая корзинка – Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце.
Вывод. – Что такое загадка? Загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу. Подведение итогов. – Что нового вы сегодня узнали на уроке? Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы узнали, как возникла загадка, как использовали ее древние люди. Учились правильно отгадывать загадки. Сами составили загадку о ромашке. Приложение № 1.
1. Зверь я горбатый, Не нравлюсь ребятам. 2. Бежит с горушки, Прижав ушки. 3.Один костер весь мир согревает. 4. Без рук, без ног, А ворота отворяет. 5. Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть- нет головы. 6. Без головы, а в шляпе, Одна нога, и та без сапога. 7. Под полом таится, кошки боится. 8. Явился в желтой шубке: Прощайте, две скорлупки! 9. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла. 10.Сама ползет, На себе дом несет. 11. Словно елка, весь в иголках. 12.То рыжая, то серая, А названьем белая. 13. Пять братьев, всем одно имя. 14.Растет зеленый кустик, Дотронешься - укусит. 15. Раскаленная стрела Дуб свалила у села. 16. Через речку лег, Пробежать помог. 17. Крашеное коромысло над рекой повисло. 18. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. 19.Толстый тонкого побьет, Тонкий что-нибудь прибьет. 20. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. 21. Этот конь не ест овса, Вместо ног- два колеса. Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем.
22. Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. 23. Зимой на ветках яблоки, 24.Длинная шея, красные лапки, Щиплет за пятки, беги без оглядки. 25. Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот. Любит робот чистоту И гудит как лайнер. Приложение № 2. 1). Всем известный горбатый зверь- верблюд. 2). Говорится ласково, с любовью. Обратили внимание, что не видно ушей. Значит, когда уши не прижаты, то их хорошо видно. Скорее всего это заяц. 3). Костер - много тепла и света, весь мир для нас- это планета Земля, а нашу планету согревает солнце. Оно одно- других нет. Отгадка: солнце. 4). Ни руками, ни ногами ворота отворить может только ветер. 5). Одна ножка без сапога может быть у гриба, у дерева, и головы у них нет, но у дерева нет и шляпки. У сосны и ели может быть шляпа, но не шляпка. Значит, это гриб. 6). У гриба, сосны и ели нет головы, но есть шляпы и по одной ноге. Сосна и ель имеют еще и по одному сапогу (кора), а гриб сапога не имеет. Это гриб. 7). От кошки прятаться под полом может только мышь. 8). Это цыпленок. Доказываю: желтая шубка- все цыплята рож, даются, покрытые желтым пушком. Скорлупка может быть и у ореха, но из него не рождаются, а рождаются из яиц. 9). Иголка и нитка. Когда мы шьем, то нитка становится короче и короче и, наконец, совсем заканчивается. Таким образом, иголка остается без нитки, без хвоста. 10).На себе свой дом носит улитка и, передвигаясь вперед, она ползет, а не ходит, как черепаха. 11).Это еж, потому что в иголках и не елка. 12).Летом она рыжая, зимой - серая. Белка. 13). На одной руке или ноге у нас по пять пальцев. Так как у них одинаковое название, расположены рядом, принадлежат одной руке или ноге, значит, их можно назвать братьями. 14).Растет и похожа на куст, да еще кусается, жалит. Крапива. 15).Обычная стрела не может свалить большой дуб. Почему большой? Потому что свалила, а свалить можно что-то большое. Сказано, что стрела раскаленная. Такой стрелой может быть только молния, она и свалила дуб. 16).Это мост, потому что по нему можно перейти с одного берега на другой в любое время года. 17).На крашеное коромысло похожа радуга, которая берет начало и заканчивается в водоеме. 18).Вниз головой зимой растет сосулька, а когда ее припечет солнце, она тает и с нее капает вода. Капли похожи на слезы. Постепенно сосулька совсем растаивает. 19).Соединить две доски можно гвоздем, он тонкий. Его забивают молотком, он, по сравнению с гвоздем, толстый. Отгадка: молоток и гвоздь. 20).По доске провели чем-то белым, и на ней остался след. Чем больше по доске проводить белым камешком, тем он будет становиться меньше, будет таять. Таким белым камешком является мел. 21).Этот предмет не питается, имеет два колеса. На нем можно быстро передвигаться, а управлять им надо рулем. Это велосипед. 22).Матрешка. В большей прячется меньшая, они похожи друг на друга и различаются ростом. Если собрать их одна в другую, то получится одна большая игрушка. 23).Договаривается в рифму- снегири. 24). Это гусь. У него длинная шея и красные лапки. Гуси шипят, налетают на людей и щиплют их за ноги, поэтому от них надо быстро убегать. 25). Робот- это машина, которую заводят или включают и выключают нажатием на кнопку. Машина находится в квартире. У этого механизма длинная шея, которая вбирает в себя мусор. Во время работы громко гудит. Такой робот называется пылесосом. 28. "Праздник "Играй, гармонь! Звени, частушка!"
Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества. Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов; развивать вокально-хоровые навыки учащихся; воспитывать любовь к народному искусству. Оборудование: магнитофон, аудиокассета с фонограммой “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш.”, музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, бубен, ложки. Участники праздника одеты в русские народные костюмы: Фома, Ерёма, 8 девочек, 4 мальчика. Ход праздника Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые, гости. Сегодня речь у нас пойдёт о русской частушке, о том как жили – не тужили наши деды. Слово частушка происходит от слова “частый”, то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками) возникли в России в конце 60-х годов 19 века. Это быстрые песни в чётком ритме, весёлые озорные куплеты. Достаётся в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные и лирические, напевные – “страдания”. “Цветастое слово народа” - так назвал частушку Александр Бобров. 1 ученик: Хохотушки, задиры, болтушки, Убивающие наповал, Сколько раз я слыхал вас, частушки! Сколько раз я вас сам напевал. 2 ученик: И настраивались гармони На особый заливистый лад, И по коже иголки кололи: Ну, ответь! – чем богат, тем и рад. 3 ученик: Никогда не выходит из моды Остроумье, волненье в крови И цветастое слово народа, И… Да что говорить? – выходи! (Выходят Фома и Ерёма, прижались друг к другу спиной, с обеих сторон девочки по 4 человека) 1 девочка: Уж как жили-то два брата – Ерёма да Фома. 2 девочка: Что Ерёма, что Фома – Два удалых молодца. (Фома и Ерёма поворачиваются друг к другу) Ерёма: Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать. 3 девочка: Ерёма – простота купил лошадь без хвоста. 4 девочка: А Фома-то волокита купил лошадь без копыта. 5 девочка: У Ерёмы-то гнедая, У Фомы-то вороная. 6 девочка: Вот Ерёмина не едет, У Фомы-то не везёт. (Фома и Ерёма изображают понукание лошадей, повёрнутых спиной друг к другу) Фома: Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло. Ерёма: Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать! (Куют на наковальне) 7 девочка: Вот Ерёма стал ковать, А Фома-то поддувать. 8 девочка: У Фомы-то не дует, У Ерёмы не куёт. Все девочки: Ах, Фома да Ерёма, Сидели бы дома, Строгали бы стружки, Ребячьи игрушки. Фома: Эх! Бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло! Ерёма: А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить Да народ веселить! Фома: Вы послушайте, ребята, Моей сказки небогатой От конька-горбунка, От медведя-плясуна. (Фома и Ерёма поют частушки, девочки им подпевают) Фома: Как по речке Барандатке Соловей плывёт на палке, Сел на доску тонкую – Развёл гармошку звонкую. Ерёма: Вы послушайте, ребята, Нескладуху буду петь: “ На дубу свинья пасётся, В бане парится медведь”. Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки. И Ерёма, и Фома мастера на враки. Фома: На базаре чепуха жарила варенье, Куры съели петуха в одно воскресенье. Ерёма: Сапоги сшил из рубахи, А рубашку из сапог. Дом построил из опилок, Вышел славненький домок. Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки. И Ерёма, и Фома мастера на враки. Фома: По барандатской улице Едет кот на курице, А лиса на петухе, А Ерёма на свинье. Ерёма: Кто? Кто? Кто? Фома: Дедушка Пыхто да бабушка Никто! Ерёма: Фома едет на свинье, Балалайка на спине. По Барандатке по реке Плывёт Маша в решете. (Толкает Фому под бок) Говорят, кланяется, тебе поклон послала. Фома: Кто? Ерёма: Маша. Фома: Какая Маша? Ерёма: Маша да не наша. Фома: Что ж за девица? Какова? Ерёма: Больно талия тонка И поёт страдания лирического содержания. Страдания. (Исполняет девочка) До свиданья! – милый скажет, А на сердце камень ляжет. Приду домой я, стукну в сенцы, Ох, не скажу я, что на сердце. Ох, где ж ты сокол, мой соколик? Да не придёшь, не успокоишь. Заиграли с переливом, Бьется сердце с перерывом. Фома: Полно горе-то горевать! Не пора ли загадки разгадать? (Ерёма и Фома загадывают загадки)
Учитель: Без гармони и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру. Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русскае – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон. И сейчас мы послушаем, как звучит гармонь, а девочки исполнят частушки. Ты гармонь-гармошенька, развей тоску малёшенько, Развей ты горюшко-тоску по дорожке по песку. Эх, прялку продам, веретёшко продам. Гармонь куплю, плясать пойду. Ходи, хата, ходи, хата, ходи курица мохната, Ходи сени и порог, и сметана и творог. Ой, топни нога, топни правенькая Всё равно плясать пойду хоть и маленькая. Если б не было воды, не было бы кружки. Если б не было девчат, кто бы пел частушки. Фома: Спасибо, девицы-красавицы, развеселили, потешили. Ерёма: А я вот трубочку смастерил. А что, ребята, похоже на рожок? (Дети отвечают) Учитель: Рожок – небольшая трубка из дерева, тростника или бересты, которая расширяется и заканчивается раструбом. Когда-то этот музыкальный инструмент был широко распространён по России, Белоруссии, Украине и Литве. А сейчас можно увидеть и услышать только в оркестре русских народных инструментов. (фонограмма “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш”. Исполняет трио рожечников: А. Гуляев, В. Михайлов, Н. Солодухин) (Выходят Фома и Ерёма, поют под звуки балалайки) Ты играй повеселее, балалайка три струны. Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны. Конкурс “Частушки моей бабушки”. Учитель: Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё не только плясали во время праздников, пели песни, но и складывали про неё сказки. Фома и Ерёма: А мы ещё и вот так можем. (Поют, постукивая ладошками по коленкам) Как у нашего соседа весела была беседа, А у нас на весь двор ещё лучше разговор: Гуси – в гусли, Утки – в дудки, Кошки – в ложки, Тараканы – в барабаны, Чечётки – в трещотки, Чайки – в балалайки, Свиристели – засвистели, Кукушки – в колотушки, А весёлые скворцы заиграли в бубенцы. Играют, играют всех потешают. Учитель: На Руси уж так идёт, что талантливый народ, Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец. (Выходит группа мальчиков с инструментами шумового оркестра, поют сибирские частушки) Гирики – чигирики. Нас компашечка собралась разудалых молодцов У кого нету рубахи, у кого нет сапогов. Припев: Гирики-чигирики, магирики мои. Тырла, бутырла матырла моя! Ты играй, играй, дружище, кудреватая башка! Песен целый рюкзачище, да и дома два мешка. Припев. Мы такое заиграем, запоём с ребятами, Чтоб девчонки обмирали, без сознанья падали. Припев. Гармонь-бубен, гармонь-бубен мы на пузе играть будем. Пузо лопнет - наплевать: под рубахой не видать. Припев. Мальчик: Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь. Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт, Пойду попляшу, на людей погляжу. Мальчик: Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны, И работать мне не лень, и плясать могу весь день. Девочка: В круг вставайте поскорей да пляшите веселей. Конкурс плясунов. Звучит русская народная песня “Барыня”. Участникам праздника вручаются памятные призы) Девочка: Как быстро пролетело время. Закончился и праздник наш. Но с русской песней и частушкой мы встретимся ещё не раз. Мальчик: Всем спасибо за вниманье, за частушки, пляску, смех. Фома и Ерёма: Говорим мы: “До свиданья! Снова в гости ждём вас всех!”
28. Игра по станциям "Богатырские забавы" (посвященная Дню защитников Отечества) Задачи • познакомить детей с былинными героями Руси; • воспитывать уважение к защитникам Родины; • укреплять физическое здоровье детей. Место проведения: актовый зал. Ход игры. Участники игры строятся в зале по командам. Ведущий. Собрались русские богатыри на симпозиум по пропаганде богатырского искусства. Решили они проверить, как ученики 301 школы богатырской силе обучаются. И договорились они проверочку небольшую устроить. Объявили в школе День Богатыря. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|