Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Составление загадки.




Теперь попробуем сами составить загадку о ромашке (учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию огромной ромашки).

– На что похожа ромашка, ее отдельные элементы?

– С чем можно сравнить?

Ответы учащихся: серединка цветка похожа на солнышко, лепестки- на лучики, а стебелек похож на тоненькую ножку.

Предполагаемая загадка: На тоненькой ножке сияет золотое солнышко с белыми лучами.

Вы составили загадку. Есть ли у нее автор? Нет, так как составляли вместе, значит, эта загадка народная. Вот и мы с вами внесли маленькую частичку в устное народное творчество.

А вот какие загадки уже составлены о ромашке:

Шел я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

Белая корзинка –

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

 

Вывод.

– Что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, заключающее в себе замысловатую задачу.

Подведение итогов.

– Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ответы учащихся: Сегодня на уроке мы узнали, как возникла загадка, как использовали ее древние люди. Учились правильно отгадывать загадки. Сами составили загадку о ромашке.

Приложение № 1.

 

1. Зверь я горбатый,

Не нравлюсь ребятам.

2. Бежит с горушки,

Прижав ушки.

3.Один костер весь мир согревает.

4. Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

5. Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть- нет головы.

6. Без головы, а в шляпе,

Одна нога, и та без сапога.

7. Под полом таится, кошки боится.

8. Явился в желтой шубке:

Прощайте, две скорлупки!

9. Ныряла, ныряла, да хвост потеряла.

10.Сама ползет,

На себе дом несет.

11. Словно елка, весь в иголках.

12.То рыжая, то серая,

А названьем белая.

13. Пять братьев, всем одно имя.

14.Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

15. Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

16. Через речку лег,

Пробежать помог.

17. Крашеное коромысло над рекой повисло.

18. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

19.Толстый тонкого побьет,

Тонкий что-нибудь прибьет.

20. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.

21. Этот конь не ест овса,

Вместо ног- два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем.

 

 

22. Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

23. Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг, вспорхнули яблоки,
Ведь это ….

24.Длинная шея, красные лапки,

Щиплет за пятки, беги без оглядки.

25. Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот.

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер.

Приложение № 2.

1). Всем известный горбатый зверь- верблюд.

2). Говорится ласково, с любовью. Обратили внимание, что не видно ушей. Значит, когда уши не прижаты, то их хорошо видно. Скорее всего это заяц.

3). Костер - много тепла и света, весь мир для нас- это пла­нета Земля, а нашу планету согревает солнце. Оно одно- дру­гих нет. Отгадка: солнце.

4). Ни руками, ни ногами ворота отворить может только ветер.

5). Одна ножка без сапога может быть у гриба, у дерева, и го­ловы у них нет, но у дерева нет и шляпки. У сосны и ели может быть шляпа, но не шляпка. Значит, это гриб.

6). У гриба, сосны и ели нет головы, но есть шляпы и по од­ной ноге. Сосна и ель имеют еще и по одному сапогу (кора), а гриб сапога не имеет. Это гриб.

7). От кошки прятаться под полом может только мышь.

8). Это цыпленок. Доказываю: желтая шубка- все цыплята рож, даются, покрытые желтым пушком. Скорлупка может быть и у оре­ха, но из него не рождаются, а рождаются из яиц.

9). Иголка и нитка. Когда мы шьем, то нитка становится коро­че и короче и, наконец, совсем заканчивается. Таким образом, иголка остается без нитки, без хвоста.

10).На себе свой дом носит улитка и, передвигаясь вперед, она ползет, а не ходит, как черепаха.

11).Это еж, потому что в иголках и не елка.

12).Летом она рыжая, зимой - серая. Белка.

13). На одной руке или ноге у нас по пять пальцев. Так как у них одинаковое название, расположены рядом, принадлежат од­ной руке или ноге, значит, их можно назвать братьями.

14).Растет и похожа на куст, да еще кусается, жалит. Крапива.

15).Обычная стрела не может свалить большой дуб. Почему боль­шой? Потому что свалила, а свалить можно что-то большое. Ска­зано, что стрела раскаленная. Такой стрелой может быть толь­ко молния, она и свалила дуб.

16).Это мост, потому что по нему можно перейти с одного бере­га на другой в любое время года.

17).На крашеное коромысло похожа радуга, которая берет нача­ло и заканчивается в водоеме.

18).Вниз головой зимой растет сосулька, а когда ее припечет солнце, она тает и с нее капает вода. Капли похожи на слезы. Постепенно сосулька совсем растаивает.

19).Соединить две доски можно гвоздем, он тонкий. Его забива­ют молотком, он, по сравнению с гвоздем, толстый. Отгадка: молоток и гвоздь.

20).По доске провели чем-то белым, и на ней остался след. Чем больше по доске проводить белым камешком, тем он будет становиться меньше, будет таять. Таким белым камешком явля­ется мел.

21).Этот предмет не питается, имеет два колеса. На нем можно быстро передвигаться, а управлять им надо рулем. Это велоси­пед.

22).Матрешка. В большей прячется меньшая, они похожи друг на друга и различаются ростом. Если собрать их одна в другую, то получится одна большая игрушка. 23).Договаривается в рифму- снегири.

24). Это гусь. У него длинная шея и красные лапки. Гуси шипят, налетают на людей и щиплют их за ноги, поэтому от них надо быстро убегать.

25). Робот- это машина, которую заводят или включают и выклю­чают нажатием на кнопку. Машина находится в квартире. У этого механизма длинная шея, которая вбирает в себя мусор. Во вре­мя работы громко гудит. Такой робот называется пылесосом.

28. "Праздник "Играй, гармонь! Звени, частушка!"

 

Цель: совершенствовать знания учащихся о частушке, как о жанре народного творчества.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения частушки, народных инструментов; развивать вокально-хоровые навыки учащихся; воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с фонограммой “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш.”, музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, бубен, ложки.

Участники праздника одеты в русские народные костюмы: Фома, Ерёма, 8 девочек, 4 мальчика.

Ход праздника

Учитель: Дорогие, ребята! Уважаемые, гости. Сегодня речь у нас пойдёт о русской частушке, о том как жили – не тужили наши деды.

Слово частушка происходит от слова “частый”, то есть быстрый. Частушки (кое-где их называют припевками) возникли в России в конце 60-х годов 19 века.

Это быстрые песни в чётком ритме, весёлые озорные куплеты. Достаётся в них лодырям и лежебокам, неряхам и обманщикам. Бывают частушки шуточные и лирические, напевные – “страдания”. “Цветастое слово народа” - так назвал частушку Александр Бобров.

1 ученик: Хохотушки, задиры, болтушки,

Убивающие наповал,

Сколько раз я слыхал вас, частушки!

Сколько раз я вас сам напевал.

2 ученик: И настраивались гармони

На особый заливистый лад,

И по коже иголки кололи:

Ну, ответь! – чем богат, тем и рад.

3 ученик: Никогда не выходит из моды

Остроумье, волненье в крови

И цветастое слово народа,

И… Да что говорить? – выходи!

(Выходят Фома и Ерёма, прижались друг к другу спиной,

с обеих сторон девочки по 4 человека)

1 девочка: Уж как жили-то два брата –

Ерёма да Фома.

2 девочка: Что Ерёма, что Фома –

Два удалых молодца.

(Фома и Ерёма поворачиваются друг к другу)

Ерёма: Пора, брат Фома, землю пахать, рожь засевать.

3 девочка: Ерёма – простота купил лошадь без хвоста.

4 девочка: А Фома-то волокита купил лошадь без копыта.

5 девочка: У Ерёмы-то гнедая,

У Фомы-то вороная.

6 девочка: Вот Ерёмина не едет,

У Фомы-то не везёт.

(Фома и Ерёма изображают понукание лошадей,

повёрнутых спиной друг к другу)

Фома: Эх, бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло.

Ерёма: Давай-ка, брат Фома, лучше деньги ковать!

(Куют на наковальне)

7 девочка: Вот Ерёма стал ковать,

А Фома-то поддувать.

8 девочка: У Фомы-то не дует,

У Ерёмы не куёт.

Все девочки: Ах, Фома да Ерёма,

Сидели бы дома,

Строгали бы стружки,

Ребячьи игрушки.

Фома: Эх! Бросим-ка, Ерёма, с тобой это ремесло!

Ерёма: А давай-ка, брат Фома, по селеньям ходить

Да народ веселить!

Фома: Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой

От конька-горбунка,

От медведя-плясуна.

(Фома и Ерёма поют частушки, девочки им подпевают)

Фома: Как по речке Барандатке

Соловей плывёт на палке,

Сел на доску тонкую –

Развёл гармошку звонкую.

Ерёма: Вы послушайте, ребята,

Нескладуху буду петь:

“ На дубу свинья пасётся,

В бане парится медведь”.

Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки.

И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома: На базаре чепуха жарила варенье,

Куры съели петуха в одно воскресенье.

Ерёма: Сапоги сшил из рубахи,

А рубашку из сапог.

Дом построил из опилок,

Вышел славненький домок.

Девочки: Чепуха, чепуха, это просто враки.

И Ерёма, и Фома мастера на враки.

Фома: По барандатской улице

Едет кот на курице,

А лиса на петухе,

А Ерёма на свинье.

Ерёма: Кто? Кто? Кто?

Фома: Дедушка Пыхто да бабушка Никто!

Ерёма: Фома едет на свинье,

Балалайка на спине.

По Барандатке по реке

Плывёт Маша в решете.

(Толкает Фому под бок)

Говорят, кланяется, тебе поклон послала.

Фома: Кто?

Ерёма: Маша.

Фома: Какая Маша?

Ерёма: Маша да не наша.

Фома: Что ж за девица? Какова?

Ерёма: Больно талия тонка

И поёт страдания лирического содержания.

Страдания.

(Исполняет девочка)

До свиданья! – милый скажет,

А на сердце камень ляжет.

Приду домой я, стукну в сенцы,

Ох, не скажу я, что на сердце.

Ох, где ж ты сокол, мой соколик?

Да не придёшь, не успокоишь.

Заиграли с переливом,

Бьется сердце с перерывом.

Фома: Полно горе-то горевать! Не пора ли загадки разгадать?

(Ерёма и Фома загадывают загадки)

  1. Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармонь)
  2. В лесу выросло, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает - скачет. (Рожок)
  3. В лесу тук-тук, в избе ляп-ляп, в руках дзинь-дзинь, на полу топ-топ. (Балалайка)

Учитель: Без гармони и его разновидности баяна и аккордеона, которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта, ни вечера в сельском клубе. Кажется, что гармонь существовала всегда. А между тем это один из самых молодых музыкальных инструментов. Гармоника была изобретена в Берлине в 1822 году. Оттуда она очень быстро распространилась по миру.

Разновидностей гармоники очень много: венская двухрядная, русскае – тальянка, тульская, саратовская, и, наконец, баян и аккордеон.

И сейчас мы послушаем, как звучит гармонь, а девочки исполнят частушки.

Ты гармонь-гармошенька, развей тоску малёшенько,

Развей ты горюшко-тоску по дорожке по песку.

Эх, прялку продам, веретёшко продам.

Гармонь куплю, плясать пойду.

Ходи, хата, ходи, хата, ходи курица мохната,

Ходи сени и порог, и сметана и творог.

Ой, топни нога, топни правенькая

Всё равно плясать пойду хоть и маленькая.

Если б не было воды, не было бы кружки.

Если б не было девчат, кто бы пел частушки.

Фома: Спасибо, девицы-красавицы, развеселили, потешили.

Ерёма: А я вот трубочку смастерил. А что, ребята, похоже на рожок?

(Дети отвечают)

Учитель: Рожок – небольшая трубка из дерева, тростника или бересты, которая расширяется и заканчивается раструбом. Когда-то этот музыкальный инструмент был широко распространён по России, Белоруссии, Украине и Литве. А сейчас можно увидеть и услышать только в оркестре русских народных инструментов.

(фонограмма “Во кузнице. Русская народная песня-наигрыш”. Исполняет трио рожечников: А. Гуляев, В. Михайлов, Н. Солодухин)

(Выходят Фома и Ерёма, поют под звуки балалайки)

Ты играй повеселее, балалайка три струны.

Подпевайте, кто умеет, не стесняйтесь, плясуны.

Конкурс “Частушки моей бабушки”.

Учитель: Не одну сотню лет известна на Руси балалайка. В 18 и 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё не только плясали во время праздников, пели песни, но и складывали про неё сказки.

Фома и Ерёма: А мы ещё и вот так можем.

(Поют, постукивая ладошками по коленкам)

Как у нашего соседа весела была беседа,

А у нас на весь двор ещё лучше разговор:

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Кошки – в ложки,

Тараканы – в барабаны,

Чечётки – в трещотки,

Чайки – в балалайки,

Свиристели – засвистели,

Кукушки – в колотушки,

А весёлые скворцы заиграли в бубенцы.

Играют, играют всех потешают.

Учитель: На Руси уж так идёт, что талантливый народ,

Сам себе и жнец, и швец, и на дудочке игрец.

(Выходит группа мальчиков с инструментами шумового оркестра,

поют сибирские частушки)

Гирики – чигирики.

Нас компашечка собралась разудалых молодцов

У кого нету рубахи, у кого нет сапогов.

Припев: Гирики-чигирики, магирики мои.

Тырла, бутырла матырла моя!

Ты играй, играй, дружище, кудреватая башка!

Песен целый рюкзачище, да и дома два мешка.

Припев.

Мы такое заиграем, запоём с ребятами,

Чтоб девчонки обмирали, без сознанья падали.

Припев.

Гармонь-бубен, гармонь-бубен мы на пузе играть будем.

Пузо лопнет - наплевать: под рубахой не видать.

Припев.

Мальчик: Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь.

Девочка: Раздайся, народ, меня пляска берёт,

Пойду попляшу, на людей погляжу.

Мальчик: Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны,

И работать мне не лень, и плясать могу весь день.

Девочка: В круг вставайте поскорей да пляшите веселей.

Конкурс плясунов.

Звучит русская народная песня “Барыня”.

Участникам праздника вручаются памятные призы)

Девочка: Как быстро пролетело время. Закончился и праздник наш.

Но с русской песней и частушкой мы встретимся ещё не раз.

Мальчик: Всем спасибо за вниманье, за частушки, пляску, смех.

Фома и Ерёма: Говорим мы: “До свиданья! Снова в гости ждём вас всех!”

 

 

28. Игра по станциям "Богатырские забавы"

(посвященная Дню защитников Отечества)

Задачи

• познакомить детей с былинными героями Руси;

• воспитывать уважение к защитникам Родины;

• укреплять физическое здоровье детей.

Место проведения: актовый зал.

Ход игры.

Участники игры строятся в зале по командам.

Ведущий. Собрались русские богатыри на симпозиум по пропаганде богатырского искусства.

Решили они проверить, как ученики 301 школы богатырской силе обучаются.

И договорились они проверочку небольшую устроить.

Объявили в школе День Богатыря.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных