Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научный текст – центральная единица научного стиля речи




Текст – это произведение, обладающее смысловой завершенностью и состоящее из названия (заголовка) и абзацев, объединенных разными видами связей. Научный текст представляет собой последовательность рассуждений, аргументов, тезисов, определений, гипотез. С точки зрения содержания текст - это единство, в котором доказательно раскрывается содержание изучаемого объекта, дается совокупность его характеристик в определенном аспекте. Иначе говоря, в тексте всегда раскрывается содержание той или иной темы, в которой допускается членение на подтемы. Тема текста отражается в его названии. Подтемы отличаются от темы более узким аспектом рассмотрения того же объекта. Например, в тексте на тему «Химический элемент» выделяются следующие подтемы: 1) символ, положение в периодической таблице Менделеева; 2) нахождение в природе; 3) физические свойства; 4) химические свойства; 5) получение; 6) применение. В свою очередь, подтема «получение» представлена единицами более низкого уровня (субподтемами): 1) получение в лабораторных условиях; 2) получение в промышленности. Соотношение между темой и подтемой – это всегда соотношение целого и части.

Одна и та же тема в разных текстах может быть рассмотрена с разных сторон в зависимости от задач, которые ставит автор. Коммуникативная задача текста может быть отражена в первом предложении, иногда она просто подразумевается, и ее нужно понять. Так, например, если в тексте говорится, из каких частей состоит предмет, то задача текста – показать строение предмета; если говорится, из каких химических элементов состоит вещество, то задача – показать химический состав вещества; если описываются физические характеристики предмета, то задача текста – раскрыть физические свойства предмета; если в тексте описывается внешнее очертание, вид предмета, то задача – описать форму предмета; если в тексте показано, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то его задача – рассказать о функции предмета; если предметы распределяются по классам, видам, разрядам, родам, типам, то задача – дать классификацию предметов и т.д.

Текст, как правило, содержит несколько подтем. Каждая подтема может состоять из одного или более предложений (абзацев). Например, тема текста - механика. Задача текста – рассказать об основных разделах механики. Поэтому текст включает три подтемы в соответствии с тремя разделами механики.

Развитие мысли в тексте осуществляется от какой-то исходной, известной информации к неизвестной (данная и новая информация). Данная информация содержится в предложении, передающем задачу текста. Она обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данную информацию, влияет на развитие смысла в тексте.

При конспектировании и реферировании текста важно разграничить данную и новую информацию. Новая информация – это информация, ради которой создается текст.

Содержание темы в текстах разного типа раскрывается через определенный набор подтем. Одни тексты строятся по строго определенной схеме (тексты типа описание, определение, повествование, рассуждение и доказательство), другие имеют свободную схему построения. Следование одной подтемы за другой в текстах разного типа также происходит по-разному. Так, например, в текстах- описаниях, где объект рассматривается в состоянии статичности, в первом абзаце, как правило, дается определение, в следующем абзаце называется одна из подтем.

В тексте-определении в первом абзаце дается определение научного понятия, а в последующих абзацах раскрывается его содержание. Определение можно встретить в текстах любого типа. Оно позволяет судить о сущности явления, его основных чертах и свойствах. Из определения мы узнаем, какими признаками обладает предмет и что отличает его от других предметов. При этом предложение, содержащее определение понятия, не должно включать таких понятий, которые сами нуждаются в определении. При определении научного понятия прежде всего указывается на его отнесенность к родовому (широкому) понятию, к которому относится предмет данного вида, например: «Философия – это наука …»

В тексте – повествовании передается информация о действиях и событиях, развивающихся в хронологической последовательности, поэтому его подтемы можно представить в виде цепочки, каждое звено которой обозначает один из этапов действия.

В текстах-рассуждениях и доказательствах выделяются следующие элементы:1) тезис – положение, которое доказывается (обосновывается), 2) аргументы – суждения, которые должны подтвердить выдвигаемые положения, 3) вывод. Рассуждение представляет собой последовательность логически вытекающих друг из друга суждений. В качестве аргумента должны использоваться положения, истина которых не вызывает сомнения. Кроме того, не используются аргументы, логически не связанные с тезисом и справедливые лишь в определенных условиях.

Большинство же текстов имеет разнородную структуру и включает разные способы изложения информации.

При сжатии информации текста (например, при реферировании) необходимо учитывать эти особенности, поскольку пропуск логически важного звена, например, в тексте-рассуждении приведет к нарушению логики.

Предложение в научном тексте выполняет ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, как развивается в нем информация.

Увеличение объема текста и количества информации в нем называется прогрессией текста. Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, обычно расположенное в начале текста или в начале каждой подтемы (1-З предложение).

Информация текста может развиваться в одном или нескольких направлениях. Это зависит оттого, как сформулирована задача, какова данная информация – однонаправленная или разнонаправленная. Если в тексте только одна данная информация (один смысловой центр), то информация текста развивается в одном направлении, например:

Главнейшими материалами, производимыми человеком, являются текстильные материалы. Они используются для изготовления белья, одежды, упаковочного материала (мешки, веревки и т.д.), а также хирургических материалов (бинты, нити для зашивания ран). Текстильные материалы находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, а также в медицине.

Если в тексте несколько смысловых центров, то информация развивается в нескольких направлениях (разнонаправленная информация).

Средства связи в научном тексте

Как уже отмечалось, основная задача научного стиля – это адекватная передача научной информации, поэтому научный текст отличает обобщенность изложения информации, логичность, точность и связность. Так, о бобщенность изложения проявляется в том, что результаты научных исследований чаще всего представляются как результат коллективного творчества. Этим объясняется широкое использование в научных текстах неопределенно-личных предложений, в которых подлежащее выражено формой 3 лица множественного числа, а также безличных предложений, в которых производитель действия не называется. В том случае, когда возникает необходимость указать на производителя действия, употребляются пассивные глагольные и причастные конструкции.

Логичность в научном тексте выражается с помощью повторов одних и тех же слов в разной форме. Наиболее распространенный вид повтора - местоименный, чаще других в этой функции выступают местоимения это, этот, эта, эти. Воспроизведение части содержания предыдущего предложения в последующем осуществляется сочетанием местоимения и слов с обобщенным значением: Это вещество, это явление, это определение, этот процесс, эти свойства, эта особенность, эта характеристика, эта классификация и т.д. Повторы слов позволяют следить за предметом рассуждения.

Логическая связность текстаотражает отношения, объективно существующие в природе и в нашем мышлении. В научном тексте наблюдаются самые различные смысловые отношения между частями информации. Назовем основные виды смысловых отношений и языковые средства связи, их фиксирующие:

1. Тождества, близости субъекта действия или места действия: он, этот, тот, такой; здесь, там, туда, сюда, выше, ниже и др.;

2. Причинно-следственные и условно-следственные: поэтому, отсюда, тем самым, в результате этого, следовательно, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, в связи с этим, в этом случае, ввиду того что, в связи с тем что, потому что и др.;

3. Присоединение и соединение: и, также, вместе с тем, кроме того, более того, при этом и др.;

4. Сопоставление и противопоставление: с одной стороны, с другой стороны, наоборот, напротив, не только, но и; однако, зато, же, так, так же, таким образом, аналогично, следующим образом, в противоположность этому и др.;

5. Порядок перечисления информации: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец.

6. Пояснение-иллюстрация, уточнение, выделение частного случая: например; так, например; именно, только, даже, лишь, особенно, другими словами, иначе говоря, точнее говоря, в частности, причем и др.

7. Начало рассуждения: сначала, в начале, прежде всего, в первую очередь, сейчас, теперь, предварительно и др.

8. Одновременность, повторяемость действий, завершение действия: в то же время, одновременно, наряду с, только что, уже, еще раз, вновь, позже, впоследствии, в дальнейшем, далее, в заключение.

9. Связь с предыдущей и последующей информацией: как указывалось, как отмечалось, как было показано, согласно этому, соответственно этому, в соответствии с этим; изложенный выше, вышеприведенный, доказанный, отмеченный, рассмотренный, последующий, рассматриваемый, анализируемый и др.

10. Оценка степени достоверности информации: разумеется, конечно, безусловно, очевидно, действительно, в самом деле, видимо.

11. Обобщение, вывод: итак, таким образом, словом, следовательно; в заключение.

Как мы видим, показателями логической связности в тексте являются различные союзы, вводные слова, отыменные предлоги, наречия, сочетания из разных частей речи. Особо следует обратить внимание на использование специальных оборотов речи – так называемых «скрепов»,которые используются для соединения совершенно самостоятельных частей текста, логически не связанных друг с другом: далее перейдем к рассмотрению…,сначала выясним, чем отличается…, ниже рассмотрим …следует еще раз подчеркнуть…, как было установлено ранее…, в дальнейшем мы увидим, приведем еще пример, теперь постараемся выяснить и др. Логичность изложения достигается также тем, что все рассуждения в научном тексте должны заканчиваться выводами: Все сказанное позволяет сделать выводы; все сказанное позволяет утверждать, что … Логика изложения должна соблюдаться как между предложениями, так и на уровне текста.

Задания

1. Прочитайте текст. Обратите внимание на выделенные слова, используемые как средства соединения информации. Назовите смысловые отношения между предложениями, которые соединяются с помощью этих средств.

Рождение открытия

 

И вот наступит день, когда вы представите свою находку на суд ученых. Это будет торжественный, волнующий день вашей жизни. Но он не обязательно будет радостным. Ведь в науке, как и в жизни, новое появляется рядом со старым, новое должно вытеснить старое, победить его. А открытия не валятся с неба как метеориты. Скорее всего, открытия можно сравнить с молоденьким деревом. А вокруг этого дерева старые дубы. Они не хотят падать. Конечно, случается, что новое терпит на первых порах поражения. Однако это не должно пугать вас: такие поражения временны. В последующем правильная идея победит, она не может погибнуть. Более того, в борьбе она набирается сил, очищается от недостатков.

Но чтобы двинуть науку вперед, вам обязательно придется преодолеть инерцию, и прежде всего инерцию собственного незнания, собственных привычных представлений.

2. Восстановите в текстах смысловые отношения между предложениями, используя соответствующие средства связи (союзы, частицы, вводные слова, предложно-падежные сочетания и др.)

1.

Текст рекламы выполняет весьма важную мотивационную роль и побуждает субъекта реализовать свое желание в соответствующих действиях. … бывает тем лучше, чем короче. ….реклама «сработала» с большей вероятностью, это мотивирующее средство должно располагаться ближе к месту удовлетворения данного побуждения. …, чтобы сформированное рекламой состояние, настроение, побуждение смогло сохраниться до момента проявления соответствующей активности.

2.

В последние голы психологи столкнулись с неизвестным ранее нервным заболеванием – манией покупок. … в основном свойственная людям, страдающим от одиночества, комплексов неполноценности, низкой самооценки, не видящих смысла своего существования. …., что особенно часто страдают этой «болезнью» женщины, …они более внушаемы. …., что 63 % людей, не способных удержаться от покупок, даже если понимают, что этот предмет им не нужен, страдают депрессией.

…., действенность рекламы многократно усиливается использованием современных технологий информационной обработки потребителей.

…, реклама в настоящее время несет в себе качество очевидной двойственности. …., это информационное средство, с незапамятных времен призванное способствовать человеку в реализации своих прав на обладание.

…., хорошо понимая положение потребителя, рекламодатель злоупотребляет доверием людей к рекламе, сделав ее многогранным выразителем собственных коммерческих интересов. … из производственной сферы им были в значительной степени исключены требования гуманности, морали и справедливости. Под внешне приветливой маской рекламы современные психотехнологии спрятали массу коварных и опасных способов программирования покупателя угодным рекламодателю образом. …это обстоятельство может сделать рекламу идеальной формой психической агрессии.

3.

На сегодняшний день образование в области менеджмента в России можно получить несколькими способами.

… - формально-традиционный – способ состоит в получении степени бакалавра или магистра менеджмента или диплома специалиста в этой области. …., речь идет о первом высшем образовании.

… является своеобразной производной от первого: он состоит в получении образования в области менеджмента в качестве второго высшего образования (в дополнение к любому первому). ….., сделать это можно, обучаясь не менее 3 лет, … существенно снижает привлекательность такого обучения для взрослых людей, уже работающих менеджерами.

…- профессиональная переподготовка по программам объемом не менее 500 часов, после которой выпускник получает право осуществлять новую для себя профессиональную деятельность. … не могут обеспечить фундаментальную подготовку специалиста в новой области, … их выпускникам не присваивается новая квалификация, … в России с ее укоренившимся «доверием» к государственным документам является серьезным недостатком.

…, относительно новым типом образовательных программ в области менеджмента выступают программы МВА (Master of Business Administration), «узаконенные» Министерством образования РФ в 1999 г. … нацелены на подготовку менеджеров высшей квалификации, способных руководить организацией в целом.

…, схематично структуру программ в области менеджмента можно представить в виде диаграммы. …в качестве основы классификации выбраны знания и умения. … что знания приобретаются в процессе обучения, а умения – при осуществлении практической деятельности.

..., что второе высшее образование – в определенном смысле «тупиковая» форма обучения менеджменту: вряд ли получивший его захочет поступить на программу МВА (хотя бы по финансовым соображениям).

3. Расположите в оптимальной логической последовательности предложения данных научных текстов.

1.

1) Академическое образование ставит своей целью передачу фундаментальных знаний, а также подготовку к деятельности, связанной с навыками поиска, получения и развития знания. 2) Вторую компоненту можно назвать академической. 3) В высшем образовании можно условно выделить несколько компонент. 4) Ключевой элемент здесь – именно получение знаний, в то время как развитие умений обслуживает процесс приращения и трансляции знаний. 5) Первая – общеобразовательная – нацелена на формирование общей культурной эрудиции, системы мышления и ценностных ориентаций.

2.

1) Алмаз и графит одинаковы по составу, но различны по свойствам. 2) В свободном состоянии углерод известен в виде алмаза и графита. 3) По твердости алмаз превосходит все известные вещества.4) Он кристаллизуется в кубической гранецентрированной решетке. 5) Отдельные слои атомов в кристалле графита связаны между собой сравнительно слабо. 6) Графит представляет собой темно-серые кристаллы со слабым металлическим блеском. 7) Алмаз – прозрачное, бесцветное вещество, чрезвычайно сильно преломляющее лучи света.8) Он имеет слоистую решетку.9) Этим объясняется малая кристаллическая прочность графита.

3.

1) Современная реклама стала своего рода романом, своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительских образов. 2) Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным.

3) Рекламу даже начали называть новым видом искусства, обсуждая ее этические качества, оригинальные режиссерские ходы, яркость красок и остроумие высказываний.4) Реклама, проникающая во все сферы общества, в настоящее время активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей.

4. Из данных предложений составьте текст, соблюдая нормы научного стиля. Измените, где нужно, порядок слов, добавьте необходимые средства связи и произведите синонимические замены.

Озеро Байкал

1) Среди уникальных творений природы одним из самых удивительных является озеро Байкал. 2) Самое глубокое озеро в мире – Байкал. 3) Пятая часть всех запасов пресной воды на Земле сосредоточена в Байкале. 4) Самым прозрачным озером мира является Байкал.5)Воды Балтийского моря или всех пяти великих американских озер могут поместиться в айкале.6)Необыкновенно красива природа вокруг Байкала. 7) Государственный заповедник площадью 85 тысяч квадратных километров создан около Байкала. 8) Более трехсот рек впадает в Байкал, а вытекает из него одна Ангара.9)Животный мир Байкала уникален. 10)Охране этого замечательного природного комплекса уделяется большое внимание.

5. Прочитайте текст. Определите задачу текста и выделите в нем данную и новую информации. Кратко запишите новую информацию.

 

Магнитные бури

Организм человека подвержен воздействию магнитного поля Земли. На живые организмы сильное влияние оказывают магнитные бури.

Их воздействие разнообразно. У многих людей, даже практически здоровых, изменяется артериальное давление. Установлена четкая взаимосвязь изменения напряженности магнитного поля Земли и суммарной электрической реакции мозга. В эти дни меняется картина сна, его ритмическая организация, сокращается его продолжительность. Магнитные бури замедляют условные рефлексы. Во время магнитных бурь увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий. Это связано не только с ослаблением внимания, но и с замедлением реакции на сигналы. Многие жалуются, что становится тяжело подниматься по лестнице, сердце бьется чаще обычного, ухудшается зрение, одолевают тревожные предчувствия. Чаще всего этому причиной служат именно магнитные бури.

6. Прочитайте тексты. Определите в них характер развития информации (однонаправленный или разнонаправленный). Изобразите развитие темы текста в виде схемы.

1. Текстильные материалы

Главнейшими материалами, производимыми человеком, являются текстильные материалы.

Текстильные материалы находят широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, а также в медицине. Они используются для изготовления белья, одежды, упаковочного материала, а также хирургических материалов.

Текстильными материалами называют такие материалы, которые состоят из текстильных волокон. К этим материалам относят сами волокна, изготовляемые из них пряжу, нити и текстильные изделия.

Текстильными волокнами называются протяженные, гибкие и прочные тела с поперечными размерами, ограниченной длины, применяемые для изготовления пряжи и текстильных изделий.

Текстильные волокна – основное сырье текстильной промышленности. В настоящее время широко используются волокна двух типов: натуральные и искусственные. Натуральные волокна – это волокна природного происхождения. Искусственные волокна изготовляются заводским путем в результате различных химических, физико-химических и других процессов.

Текстильное волокно используют для изготовления пряжи. Пряжа представляет собой нить, состоящую из волокон, соединенных скручением или склеиванием. Пряжа может быть однородной (состоящей из волокон одного происхождения) и смешанной (состоящей из смеси разных по происхождению волокон).

Для изготовления текстильных изделий используют текстильные нити. Текстильными нитями называются гибкие и прочные тела с малыми поперечными размерами значительной длины. Нити могут быть крученые, однокруточные, многокруточные. Крученая нить – это нить, скрученная из двух или более комплексных нитей, пряж или тех и других вместе. Трощеная нить - это нить, состоящая из двух или более продольно сложенных комплексных нитей или пряж, не скрученных между собой. Однокруточная нить получается одновременным скручиванием двух или более одиночных нитей. Многокруточная нить – крученая нить, полученная в результате скручивания двух или более одиночных нитей в двух или более следующих друг за другом процессах кручения.

Из текстильных нитей получают текстильные изделия, к которым относятся ткани, трикотаж и другие.

Воздействие музыки

Лечение музыкой в последнее время стало привлекать внимание специалистов, поскольку медики отметили благотворное влияние ее на психоэмоциональное состояние больных и на течение болезни – музыколечебный эффект.

Психоэмоциональный эффект воздействия музыки можно проследить на примерах индивидуальных реакций на нее. Во время прослушивания соната Бетховена, например, у одних может вызвать полную релаксацию(расслабление), но у других, наоборот, возбуждение, беспокойство.

В настоящее время медики-музыкотерапевты установили, что музыка Моцарта воздействует успокаивающим образом, Малера – вызывает депрессию, а Вильямса – враждебность и драчливость.

Американские психиатры гордятся музыколечебным эффектом.У детей-молчунов благодаря музыкальным урокам удается в короткое время улучшить моторику речи и добиться разговорного общения. У других больных музыкальные «процедуры» быстро снимают симптом навязчивой болтовни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных