Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сравнение житейской и научной психологии




(1)Житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретной ситуации и конкретным людям. Например, считается, что официанты и водители такси являются хорошими психологами. В каком смысле? В прагматическом, ведь они используют эти способности для решения своих конкретных задач.

(2)Научная психология стремится к обобщениям, для чего использует ненаучные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функции науки. Научное понятие можно распространить на большой класс явлений, то есть обобщить им этот класс явлений. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Овладение той или иной наукой означает прежде всего овладение ее категориальным аппаратом, то есть системой понятий, а также умение использовать эту систему для анализа реальности. Отметим, однако, что многие научные понятия являются содержанием и обыденного языка, но в обыденном языке они приобретают другое значение. Например, в житейском языке слово «произвольно» означает непреднамеренно. В научной же психологии «произвольно», напротив, означает намеренно. Приведу другой пример. Слово «темперамент» в обыденном языке мы чаще всего относим к характеристике эмоциональности человека. Например, когда говорят «темпераментный человек», то это означает «эмоциональный, страстный» и т.д. В научной же психологии понятие «темперамент» означает характеристику динамической стороны психической жизни человека: по своим динамическим характеристикам человек может отличаться как высокой степенью эмоциональности, так и низкой.

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб. Например, дети являются хорошими психологами. Как же они этого достигают? Путем ежедневных испытаний, которым они подвергают взрослых, и о которых взрослые даже и не догадываются. В ходе этих испытаний дети определяют, из кого можно «вить веревки, а из кого нет». В отличие от этого научные психологические знания Национальны и осознанны. Ученый выдвигает гипотезы и проверяет их.

(3)Житейские и научные психологические знания отличаются методами их получения. В житейской психологии человек вынужден ограничиваться наблюдениями и размышлениями. Научная психология использует специально разработанные методы исследования, среди которых опросники, тесты, изучение продуктов деятельности человека, эксперимент и др.

Научная психология располагает, в отличие от житейской, обширным и разнообразным фактическим материалом, недоступным ни одному носителю житейское психологии. Материал этот накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная и педагогическая психология, социальная психология, зоопсихология и т.д. В этих областях, имея дело с разными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями, с необычными условиями труда (например, информационными перегрузками или монотонней), психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями.

Сравнительную характеристику житейской и научной психологии обобщим в следующей таблице:

Таблица № 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных