Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Деятельность внешняя и внутренняя




Мы говорили с вами о внешней деятельности. Но помимо внешней, существует еще и внутренняя деятельность. Эта деятельность осуществляется в плане сознания и происходит из внешней путем интериоризации. Интериоризация - это процесс перехода внешних действий во внутренний план, превращения их в внутренние действия. Если я сейчас попрошу вас представить, как вы вырезаете круг из бумаги, то вы будете это делать во внутреннем плане, во внутренней деятельности. Внутренняя деятельность имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, поэтому и возможны такие переходы: из внешней деятельности во внутреннюю (интериоризация) и обратный процесс—из внутренней деятельности во внешнюю (экстериоризация).

Прежде чем совершить какое-либо действие во внешнем плане (например, раскроить платье или переставить мебель), вы это вначале совершаете в умственном плане, в плане сознания, а затем приступаете к непосредственному выполнению во внешнем плане. Внутренняя деятельность, также как и внешняя, побуждается мотивами, состоит из действий и операций. Однако действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта вы получаете мысленный результат. Операции и действия во внутренней деятельности сокращаются, некоторые из них выпадают вовсе, и вся деятельность протекает гораздо быстрее (безусловно, что перестановка мебели в уме является гораздо менее трудоемким и длительным процессом, нежели реальное ее передвижение). Для успешного выполнения действия «в уме» нужно хорошо его освоиться во внешнем, материальном плане. Например, продумывание шахматного хода возможно лишь после того, как освоены реальные ходы фигур.

Итак, сделаем выводы:

1. Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе и познаваемое только с помощью интроспекции. Оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

2. Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть сохранено в своей важнейшей функции регуляции человеческого поведения.

3. Категория деятельности объединяет предыдущие противоположные категории (сознание и поведение) и снимает противоречие между ними.

4. Деятельность - это активный процесс, побуждаемый потребностями и мотивами имеющий целью преобразование материальных или идеальных объектов. Деятельность предстает в единстве двух своих сторон: мотивационно-потребностной и операционально-технической.

Ключевые понятия: сознание, поведение, принцип единства сознания и деятельности, принцип предметности, опредмечивание, присвоение, потребность, мотив, цель, действие, операция, психофизиологические функции, операционально-техническая и мотивационно-потребностная сторона деятельности, сдвиг мотива на цель (превращение цели в мотив), интериоризация, экстериоризация, внешняя и внутренняя деятельность.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 1. С.60-80.

2. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. М.,1987. С.93-100.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных