ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развитие взглядов на природу сознанияВ названии этой темы зафиксированы основные противоречия, которые и составляют сущность феномена сознания. Проблема сознания—одна из ключевых проблем психологии. Впервые она была поставлена "Декартом. Сознание понималось как феноменальный мир, открытый самонаблюдению, имеющий особое, духовное бытие в противоположность телу и материальному миру. Эту точку зрения на сознание сохраняет В.Вундт, который сделал предметом психологии содержания сознания. Сознание рассматривалось как атрибут (свойство), как ясность субъективной представленности психических образов и переживаний. Оно есть условие протекания психических процессов. Сознание бескачественно, так как оно само есть качество психических явлений и процессов. Это качество выражается в их презентированности представленности субъекту. Возникает проблема, откуда же берутся содержания сознания, если сознание "не" связано с реальностью Представители французской социологической школы (основатель Э.Дюркгейм) предприняли попытку ответить на этот вопрос. Они выступили против тезиса о том, что осознание определяется сознанием. Дюркгейм (1858-1917) предложил противоположный взгляд на природу сознания: индивидуальное сознание возникает в результате воздействия на человека сознания общества; таким образом, истоки индивидуального сознания следует искать вне сознания. Общество рассматривало как духовное образование: это — совокупность мнений, знаний, способов действий, верований, которые отражают различные стороны общественной жизни и закрепляются в языке. Э.Т.Дюркгейм назвал их коллективными представлениями. Они оказывают на человека принудительное воздействие, эмоционально окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Однако в подходе Э.Дюркгейма сохраняется психологическая бескачественность сознания, только теперь сознание представляется некоей плоскость, на которую проецируются понятия, составляющие общественное сознание. Таким образом, сознание отождествляется со знанием: сознание есть сознание является сознанием продукт общения сознаний. "Однако механизм превращения коллективных представлений в нндивидуальное сознание остается нежелательным. Итак, Э.Дюркгейм пытался решить проблему индивидуального сознания, выйдя за его пределы, в общественное сознание. З.Фрейд- поставил своей задачей проникнуть за сознание, развивая учение о бессознательной психике. Сознание понималось им как маленькая часть психической жизни человека, большая часть которой представлена бессознательным. Сознание вторично по отношению к бессознательному и зависит от него. Наконец, наиболее радикальными в решении проблемы сознания оказались бихевиористы, вообще вытеснившие его за пределы психологии и считавшие это понятие иллюзией житейского опыта.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|